Группа компаний «Трансмашхолдинг» также является полноценным распределенным производственным предприятием со всеми присущими подобной структуре особенностями, проблемами и стоящими перед ней задачами как в области управления, так и в сфере унификации информационных систем и процессов автоматизации. У нас тоже есть определенный опыт построения комплексных информационных систем, который, правда, трудно напрямую сопоставить с упомянутыми ролаутами.
Одним из ключевых понятий для нас является так называемый корпоративный шаблон унифицированной информационной системы, формирующийся на основе базовой для «Трансмашхолдинга» ИТ-платформы «1С: УПП 8». Понятие шаблона, кстати, периодически встречается в разговорах на тему корпоративной автоматизации, причем употребляют его как заказчики, так и поставщики информационных систем. Однако наша реализация корпоративного шаблона несколько отличается от «классического» подхода к корпоративной автоматизации, о чем я постараюсь рассказать в этой статье.
Для начала хотелось бы упомянуть о предпосылках создания нашего корпоративного шаблона. Всё началось в 2009—2010 годах, когда в состав собственников холдинга вошли иностранные акционеры и возникла необходимость формировать корпоративную МСФО-отчетность. На первых этапах такая отчетность формировалась вручную. Это было долго и крайне трудоемко, поскольку учетные принципы предприятий были разными и помимо трансформации приходилось унифицировать разнородные первичные данные. В результате руководство холдинга приняло решение о старте масштабного проекта, в котором предполагалось глобально унифицировать методологические принципы и разработать единую корпоративную учетную политику. Ставилась также задача внедрить унифицированную информационную систему. Собственно, для её решения мы и разработали корпоративный шаблон.
Прежде чем приступить к внедрению, мы рассмотрели различные варианты реализации унифицированной корпоративной информационной системы. Среди прочего обсуждалась и возможность развертывания централизованной ERP-системы в головной компании холдинга, с тем чтобы предприятия работали в ней удаленно. При этом функциональное наполнение было бы единым вне зависимости от предприятия. Такая система, безусловно, обеспечила бы соблюдение всех методологических требований корпоративной учетной политики, однако не позволила бы реализовать местную специфику. Фактически при таком подходе предприятия почти полностью теряют возможность дорабатывать систему для своих нужд, даже если доработки эти и не противоречат корпоративным требованиям. В этой ситуации для решения своих локальных задач предприятие будет вынуждено строить отдельные системы и применять средства автоматизации, зачастую изолированные от «основной» унифицированной системы. Обычно всё это заканчивается «зоопарком» локальных систем и решений, которые затем приходится либо отдельно интегрировать в общее информационное пространство, либо вовсе внедрять заново.
Мы же изначально видели картину иначе. Унифицированная информационная система представлялась нам как проводник жестких корпоративных стандартов от управляющей компании холдинга к предприятиям, с одной стороны, и как базовая информационная система предприятия, в которой возможна реализация локальной специфики, с другой.
В результате мы пошли другим путем, который во многом был нам подсказан технологическими возможностями платформы «1С: Предприятие 8». Архитектура этой платформы подразумевает, что прикладное решение состоит из объектов: документов, отчетов, регистров и т. д. При этом каждый объект и связанные с ним программные алгоритмы или структуры данных могут быть помечены как стоящие на поддержке внешнего поставщика. Объект, стоящий на внешней поддержке, становится недоступен для любых локальных изменений, что, собственно, и является важнейшим элементом нашего корпоративного шаблона.
Все объекты, входящие в состав «1С: УПП 8», мы поделили на те, которые участвуют в реализации корпоративных учетных принципов, и те, которые остаются в стороне. Соответственно первая — закрытая — группа объектов запрещена для локальных изменений предприятий. Правами на изменение закрытых объектов обладают специалисты по централизованной поддержке корпоративного шаблона в ИТ департаменте холдинга. Все остальные объекты открыты для самостоятельного изменения предприятиями.
В результате получается открытая система, в которой предприятия с помощью своих объектов могут решать в той же системе УПП собственные локальные задачи, а корпоративный центр с помощью «своих» объектов решает вопросы уровня холдинга. Та же часть логики, которая связана с ведением объектов, недоступных для изменения со стороны предприятий и, соответственно, реализуется централизованно, в нашем понимании и определяется как корпоративный шаблон. Аналогичный открытый подход применяется нами при организации нормативных данных. Для некоторых важнейших справочников, например статьи затрат, статьи движения денежных средств, прочих доходов и расходов, изменение утвержденной корпоративной политикой структуры не допускается, но каждый конечный элемент контролируемого справочника может быть превращен в групповой и детализирован на предприятии в соответствии с локальными требованиями. Когда впоследствии возникает необходимость в автоматической обработке данных предприятия на уровне холдинга, она происходит в разрезе групп, без учета локальных детализирующих элементов.
Другими словами, мы получили информационную систему, в которой удалось одновременно учесть требования отдельных предприятий и требования корпоративной учетной политики, пусть даже в нашем случае отсутствует централизованная инсталляция, а конфигурации этих систем предприятий могут различаться.
Важно отметить, что поддержка и развитие открытого корпоративного шаблона осуществляются совместными силами группы централизованной поддержки и сотрудников предприятий. Последние хоть и не могут изменять «защищенные» объекты, но видят, как реализованы те или иные модули, и часто подсказывают нам оптимальные пути решения. Более того, в некоторых случаях мы делегируем сотрудникам предприятий реализацию доработок, которые после соответствующего аудита в ИТ-департаменте включаются в корпоративный шаблон. Например, сейчас активно совершенствуются процессы управления закупкой товарно-материальных ценностей (ТМЦ). Доработки корпоративного шаблона под них ведут программисты одной из наших дочерних организаций, отвечающей за такие закупки, — ЗАО «Рустранскомплект». Получается, что открытая организация корпоративного шаблона позволяет эффективнее использовать кадровые ресурсы холдинга.
Безусловно, открытый корпоративный шаблон продолжает активно развиваться и по другим направлениям. Силами ИТ-департамента «Трансмашхолдинга» готовится к внедрению унифицированный модуль оперативного управления производством, который помимо производственных вопросов решает задачи формирования потребности в покупных ТМЦ. Модуль глубоко интегрирован в существующий финансово-экономический блок корпоративного шаблона и расширяет действующую систему учета затрат детальными производственными данными. Также готовится к запуску корпоративный шаблон системы электронного документооборота, который реализован на полностью аналогичных принципах, но использует в своей основе систему «1С:Документооборот».
В заключение хотелось бы отметить, что для реализации масштабных проектов автоматизации совсем не обязательно использовать именитые импортные решения. Технологические возможности отечественных систем вполне позволяют обеспечить все корпоративные требования как на стадии развертывания системы, так и на стадии дальнейшей эксплуатации и поддержки. Как говорится, было бы желание.