Для любой территориально распределенной компании затраты на связь являются весомой статьей расходов, которую всяческими способами стремятся снижать. В том числе и путём внедрения современных технологий, например, решений для унифицированных коммуникаций. Тем более, что это позволяет решить и другие, часто тоже довольно насущные задачи.
Положение осложняет то, что таким предприятиям крайне сложно консолидировать услуги связи в рамках одного договора. Так, в компании «Россети» численность сотрудников структурных подразделений колеблется от одного до пятисот, и на тех предприятиях, где офисных работников совсем мало, не имеет смысла разворачивать весь комплекс коммуникационной инфраструктуры. Там ограничивались арендой двухпроводной линии. При этом приходилось пользоваться услугами разных операторов.
Главной задачей проекта по переходу к системе унифицированных коммуникаций на основе технологии гибких коммутаторов (softswitch), как подчеркнул в своем выступлении на II форуме «Мобильный офис», организованном AHConferences, Алексей Вексин, главный эксперт отдела внедрения бизнес-технологий Департамента информатизации и бизнес-технологий ОАО «Российские сети», стало снижение затрат на связь, прежде всего междугородную и международную. Поставленная задача была выполнена, однако только этим эффект не ограничился.
Работы по переходу на новую технологию построения сети были начаты с управляющей компании холдинга. Охват в пилотной фазе проекта составил 400 рабочих мест.
Вся коммуникационная инфраструктура развернута на двух серверах в корпоративном ЦОДе компании. Для подключения нового офиса или филиала нет необходимости приобретать УАТС или УПАТС, достаточно установить существенно более дешевый, компактный и не требующий управления выделенным оператором шлюз. А при переезде офиса нужно всего лишь внести изменения в таблицу маршрутизации. В итоге инфраструктура вслед за пользователями становится мобильной. При этом налицо снижение затрат на эксплуатацию.
Существенно упрощается подключение новых услуг и сервисов, требующее только установки соответствующего приложения. Да и в целом модернизация систем фактически сводится к обновлению ПО. В случае использования традиционных УПАТС с большой долей вероятности пришлось бы заменять весь комплекс или какую-то его часть. При этом чем больше сотрудников, тем меньше удельные затраты. При использовании традиционной телефонии с увеличением количества номеров затраты в расчете на одного пользователя остаются постоянными или даже увеличиваются. Так, по оценке Алексея Вексина, затраты на одного абонента при использовании IP-решения не превысят 2500руб., в то время как в отдельных филиалах с небольшим количеством сотрудников стоимость телефонизации рабочего места могла достигать 15 тыс. руб.
Кроме того, заметно упрощается управление сетями в филиалах. Так, если в одном из подразделений востребованы те или иные сервисы, которые больше нигде не используются, их поддержку можно вынести в ЦОД филиала. В итоге снижается нагрузка на каналы.
И наконец, данный проект способствовал развитию коммуникаций в компании. К примеру, развитие средств конференцсвязи между разными офисами, что в условиях традиционной телефонии реализовать сложно, особенно если речь идет о междугородной и международной связи, должно упростить групповую работу и снизить необходимость командировок.
При этом в качестве терминала можно использовать не только стационарный телефон, ПК или ноутбук, но и планшет либо мобильный телефон, что также открывает целый ряд преимуществ. В итоге сотрудник будет доступен в любое время по единому номеру, причем это касается всех видов связи: голосовой, видео, SMS / MMS, интернет-мессенджеров. Доступен и единый телефонный справочник. Таким образом, возможности коммуникации не ограничены рамками офиса, как было раньше. Как отметил Алексей Вексин, особенно большой положительный отклик на новые функции был получен от секретарей, чья производительность труда существенно выросла.
Открываются также новые пути для интеграции с корпоративными информационными системами — CRM, ERP, PLM, порталами, социальными сетями. Сейчас использование социальных сетей чрезвычайно распространено среди сбытовых подразделений, и интеграция системы корпоративной телефонии позволит легко связаться с тем или иным клиентом одним щелчком мыши на его контакте в социальной сети.
Все задачи, стоявшие в ходе пилотного проекта, были выполнены. Стоимость владения системы, рассчитанная по методике TCO, снизилась почти на 50%. На ту же величину уменьшились расходы на междугородные и международные разговоры. Оборудование для «ЦОДотелефонии» оказалось намного более энергоэффективным, чем традиционные УПАТС: выигрыш достигает 80%. Срок окупаемости инвестиций в ходе пилотной фазы проекта составил три года.
В итоге «пилот» признан успешным и проект развития сетей связи будет развиваться уже на уровне всего холдинга. Корректируется техническая политика разных предприятий в области развития сетей связи. Замена на новые решения будет происходить постепенно, по мере планового вывода из эксплуатации унаследованного оборудования. При этом, как подчеркнул Алексей Вексин, холдинг не будет ограничивать себя продукцией одного вендора. Главное — наличие необходимых функций и развитие в рамках единой системы, чтобы пользователи разных предприятий холдинга не были друг для друга внешними абонентами. Стандартизируются только технологии, но не оборудование.
«Российские сети» (ОАО «Россети», ОАО «РОССИЙСКИЕ СЕТИ», ранее — ОАО «Холдинг МРСК») — холдинговая управляющая компания, функционирующая в секторе электроэнергетики России, владеющая и управляющая своими дочерними и зависимыми обществами: межрегиональными распределительными сетевыми компаниями (МРСК), научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими институтами, строительными организациями. Филиальная сеть всего холдинга насчитывает более ста филиалов на территориях 69 субъектов Российской Федерации. ОАО «Холдинг МРСК» создано 26 октября 2007 года в результате реорганизации и выделения из ОАО РАО «ЕЭС России». Это произошло по решению общего собрания акционеров ЕЭС в соответствии с концепцией стратегии «5+5» по обособлению компании.
В ноябре 2012 года Владимир Путин подписал указ о переименовании ОАО «Холдинг МРСК» в «Россети». Решением внеочередного общего собрания акционеров в форме заочного голосования от 23 марта 2013-го холдинг был официально переименован в «Российские сети».
Цели проекта
В ходе проекта были поставлены следующие задачи:
- оптимизация затрат на междугородную и международную связь, перевод внутреннего трафика из сетей общего пользования в корпоративную IP VPN;
- оптимизация затрат на эксплуатацию за счет сокращения перечня услуг, приобретаемых у операторов связи, а также путем внедрения архитектуры построения сети Softswitch V5;
- развитие коммуникационных возможностей сотрудников компании за счет использования средств конференцсвязи, внедрения новых возможностей для совместной работы с документами, использования мобильных устройств.