Развитие технологий для розничной торговли — retail-tech — долгое время оставалось недофинансированным: объем инвестиций в стартапы этой сферы ни в одной стране мира не соответствовал вкладу ритейла в ВВП и везде был непропорционально низким. Но в последние два года интерес к ритейлу начал быстро расти, а вместе с ним и финансирование. В русле этой тенденции Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) и X5 Retail Group объявили 2 февраля о запуске программы стратегического партнерства. В июне стартует специальный акселератор ФРИИ для проектов, которые могут быть интересны X5. В зависимости от масштаба эти проекты получат от ФРИИ финансирование в размере от 2 до 25 млн. рублей, а X5 обеспечит им экспертную поддержку и возможность опробовать технологии на своих объектах. Существует также договоренность о предоставлении участникам акселератора обезличенных массивов данных X5 для тестирования бизнес-гипотез.
Отбор в акселератор только начался, и о будущих проектах разговаривать пока рано. Но у X5 есть собственные инновационные разработки, в том числе и с участием стартапов, и на пресс-конференции, посвященной началу сотрудничества с ФРИИ, представители компании поделились информацией о своих текущих проектах и возможных направлениях технологического развития. Для себя компания определила четыре главных направления инноваций — товары, услуги и обслуживание, бизнес-процессы и бизнес-модели.
Говоря о бизнес-процессах, нельзя не упомянуть электронный документооборот (ЭДО), хотя у него в X5 очень давняя история — так, еще до создания группы, в 2006 году торговый дом «Перекресток» осуществил с несколькими своими поставщиками первый в России пилотный проект по организации электронного обмена деловой информацией (EDI, Electronic Documents Interchange). Сегодня наработки в сфере ЭДО позволяют X5 эффективно взаимодействовать с государством по таким направлениям как выполнение требований закона 54-ФЗ о порядке применения контрольно-кассовой техники, предоставление данных для систем ЕГАИС, «Платон», «Меркурий» (электронная ветеринарная сертификация).
Процесс принятия решения о выборе места для размещения нового магазина происходит при поддержке ГИС (геоинформационной системы) собственной разработки X5: для предложенной точки она оценивает количество потенциальных покупателей, их наиболее вероятные предпочтения и, соответственно, будущий товарооборот. Результаты расчетов автоматически передаются в инвестиционный комитет: каким бы привлекательным или, наоборот, неудачным ни казалось место, объективные цифры всегда перед глазами.
Инновационная бизнес-модель: осенью прошлого года группа X5 запустила логистический сервис GoCargo — аналог онлайнового такси для грузоперевозок. Грузоотправители размещают в системе задания на перевозку, которые передаются водителям зарегистрированных частных перевозчиков — партнеров X5 (это около 150 компаний по всей стране). Система учитывает объем и вес груза, температурный режим перевозки, сроки доставки, место погрузки и стоянки транспорта и способна обрабатывать до 10 тыс. заказов в день, а интеграция с ERP-инфраструктурой X5 упрощает документооборот. Сегодня через GoCargo проходит около 20% перевозок по центральному дивизиону группы, и уже в этом году планируется проводить через сервис 100% перевозок, выполняемых сторонними транспортными компаниями. В перспективе пользоваться сервисом смогут и другие грузоотправители, не связанные с X5.
На пресс-конференции был упомянут и проект по созданию онлайнового «Перекрестка». Вообще торговать через Интернет продуктами питания (в отличие от готовой еды) очень непросто, и можно вспомнить, что предыдущие попытки X5 использовать эту модель успешными не были. Новый план, очевидно, учитывает имеющийся опыт. Также упоминались система самообучения сотрудников и система голосового управления автоматизированным складом.
По направлению обслуживания тестируется технология оплаты непосредственно с мобильного телефона, без использования кассового аппарата. Возможно, этот проект удастся расширить с помощью стартапов. Большие надежды возлагают на них также в связи с персонализацией предложений и клиентской аналитикой в реальном времени. Успешно развивается совместный проект со стартапом, занимающимся распознаванием изображений. Разработанный им продукт позволяет определить, какие товары находятся на магазинной полке, соответствует ли их фактическое расположение тому, что было запланировано, и всё ли присутствует в достаточном количестве. Система успешно опробована, в настоящее время обсуждаются коммерческие условия, и компания ждет новых идей в сфере retail-tech.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.