В беседе с директором по снабжению «ВымпелКома» Алексеем Кадой мы в первую очередь хотели узнать подробности о масштабной программе перестройки взаимоотношений с поставщиками по закупке разнообразного (включая ИТ-системы) оборудования и некоторых других товаров.

Intelligent Enterprise: Чем не устраивала руководство компании сложившаяся до прихода новой команды ситуация с закупками?

Алексей Када: Я не сказал бы, что в прежней системе были ошибки. Здесь важно подчеркнуть другое: наша новая клиенториентированная стратегия «Просто. Удобно. Для тебя!», в соответствии с которой мы работаем уже около года, требует серьезных усилий и новых подходов как от нас, так и от наших партнеров. «ВымпелКом» идет по пути постоянных улучшений и глобальной оптимизации всех процессов, в том числе и взаимодействия с поставщиками.

Мы серьезно меняем свою внутреннюю идеологию в сфере взаимодействия с нашими клиентами в сторону прозрачности, открытости и качественно нового уровня предоставления услуг. В результате этих усилий абоненты четко осознают, чего следует ожидать от нас, они видят, что мы кардинально усиливаем свои позиции с точки зрения качества и надежности предоставляемых услуг. При этом мы не можем реализовать столь масштабные изменения обособленно от тех компаний, с которыми сотрудничаем.

Наши контрагенты, поставщики, вендоры, число которых превышает девять тысяч, являются связующим звеном между нами и нашими клиентами. И без надлежащих условий их работы — своевременности, качества, прозрачности — мы не сможем предоставить тот уровень сервиса, к которому стремимся и которого от нас ждут 57 миллионов абонентов.

Мы решили на ежегодной основе проводить конференцию поставщиков ОАО «ВымпелКом», чтобы обсуждать вопросы выбора бизнес-партнеров, организации процесса закупок и решать, каким образом ожидания клиентов от нас как от сервисной компании должны трансформироваться в наши собственные ожидания от наших поставщиков. Такой формат, на мой взгляд, дает уникальную возможность напрямую обсудить с поставщиками компании существующую систему закупок, поднять проблему эффективности, прозрачности и конкурентоспособности и получить обратную связь от ключевых игроков рынка. Первая конференция состоялась 26 сентября 2014 года в гостинице «Рэдиссон-Ройал-Москва» и собрала представителей более четырёхсот компаний-партнеров.

Какие основные моменты намечены для выправления ситуации? Насколько при этом использован российский и мировой опыт?

Мы запустили комплексную программу реинжиниринга системы снабжения, которая в первую очередь касается внутренней системы компании. По её результатам наши внутренние заказчики должны за меньшее время получать более качественный сервис, а мы — быстрее и эффективнее выбирать поставщиков. Это оптимизация всех бизнес-процессов внутри, сокращение лишних звеньев, автоматизация и т. д., то есть комплексная программа длиною в три года. Между прочим, мировой опыт крупных компаний показывает, что такая трансформация идет пять-семь лет, а мы планируем сократить этот период в два раза. Цель, как вы понимаете, весьма амбициозная. Вторая часть изменений направлена на внешний мир, на расширение нашей базы и создание более прозрачной среды для наших партнеров. Если сравнивать с конкурентами, то, насколько мне известно, на данный момент аналогов того, что мы делаем, на российском рынке нет. Расскажу более подробно.

Во-первых, у нас внедряется институт конфликтных комиссий. Это независимая площадка для решения жалоб контрагентов компании, которая позволяет повысить прозрачность взаимоотношений с ними. Как это будет происходить? Если наш контрагент чувствует себя ущемленным и считает, что мы нарушили собственные процедуры и требования для снижения конкуренции, то он может апеллировать к итогам предварительной квалификации, дисквалификации и выбора контрагента для контрактования. Конфликтная комиссия будет работать на регулярной основе по мере поступления жалоб от поставщиков. Возглавит ее наш CFO Николай Иванов. Выводы комиссии будут носить рекомендательный характер, и соглашаться с ними или нет — решать бизнесу. Это один из шагов, направленных на улучшение процесса контрактования. Комиссия действует дополнительно к горячей линии безопасности, которая является традиционным решением для большинства компаний.

А во-вторых, мы начали отделять этап предквалификации от тендерного процесса и внимательнее анализировать возможности контрагентов на данном этапе (прежде чем приступить к тендеру). При этом результаты предварительной квалификации теперь будут действовать в течение более длительного периода, чем это было раньше, когда предквалификация проводилась по каждому закупочному мероприятию. Результаты предквалификации будут действовать от года до трёх лет в зависимости от категорий, которых у нас более шестидесяти. Категории эти можно разделить на группы: услуги (техобслуживание, техподдержка, строительство и пр.), оборудование для мобильной и транспортной сетей, FTTB, ШПД, системы пожаротушения, кондиционирования, ИТ-оборудование и услуги, платформенные решения, а также администрирование — от зданий (покупка, аренда, обслуживание) и машин до канцтоваров, абонентского оборудования, сувенирной продукции, консалтинга и технических средств охраны.

Это как минимум сократит временные затраты с обеих сторон и, надеюсь, станет стимулом к тому, чтобы всегда поддерживать деятельность компании на очень хорошем конкурентном уровне.

Еще один шаг по оптимизации взаимодействия с поставщиками «ВымпелКома» — создание системы управления эффективностью их деятельности. Здесь подразумевается, что мы не только будем отслеживать выполнение договорных условий (качественные характеристики, сроки и т. д.), но если поставщик перевыполнит определенные пункты по договору и это приведёт к дополнительной выгоде компании, то мы готовы поделиться с ним соответствующей прибылью. Сейчас мы проводим пилотное тестирование данной системы и готовимся к ее внедрению в 2015 году.

Есть и еще ряд изменений, которые прежде всего будут касаться повышения эффективности бизнес-процессов внутри компании, но тем не менее затронут и контрагентов. Мы запустили процесс пересмотра договорных условий в сторону повышения требований к ним, так как увидели, что некоторые договоры недостаточно защищают интересы компании, т. е. не мотивируют контрагентов должным образом выполнять свои обязательства. В первую очередь речь идет об ужесточении штрафных санкций в случае невыполнения условий по договору. К сожалению, нашей компании иногда приходится страдать по вине поставщиков, более того, страдают наши клиенты, а компания-партнер за это никак не отвечает. Мы намерены такие ситуации полностью искоренить, и в этой области будут весьма серьезные изменения.

Закупки каких видов продукции наиболее проблемны для компании и почему?

Мне кажется, в нашем случае некорректно говорить о каких-либо проблемных категориях. Су­­ществуют ключевые для нас виды техники, если иметь в виду критичность для бизнеса и объемы закупок: оборудование для мобильной сети, для транспортной сети и ИТ-оборудование. Вот эти три основные категории и являются наиболее критичными в смысле качества того, что мы закупаем, поскольку в конечном итоге именно они влияют на качество связи у наших клиентов. И от того, как мы управляем качеством этих категорий, будет зависеть надежность нашей сети, стабильность связи и передачи данных для наших абонентов.

Как найти баланс между ценой, качеством и удобством обслуживания? Как избежать опасности приобрести пусть и дешевое, но низкокачественное оборудование, да еще развести при этом технозоопарк, обслуживание которого потребует огромных трудозатрат и большого обменного фонда?

Это одно из тех направлений, по которым мы проводим серьезные изменения. Прежде всего это внедрение так называемого категорийного менеджмента или стратегического управления категориями. Это значит, что каждую закупку мы рассматриваем как элемент стратегии создания стоимости по определенной категории. Например, если мы покупаем оборудование для мобильной сети, то его нельзя рассматривать изолированно от других категорий, скажем, от ИТ-оборудования. Стратегия заключается в том, чтобы правильно определить набор взаимосвязанных категорий, не только создавая ценность путём снижения их стоимости, но и правильно конфигурируя технологически.

Насколько остро стоит проблема закупок оборудования с коротким жизненным циклом (к примеру, массовых мобильных устройств)?

Такой проблемы с точки зрения закупок не существует. Здесь секрет заключается в эффективном управлении всем жизненным циклом товара, который управляется и выстраивается на основе статистики и исторического профиля потребления. Если план продаж соблюдается, то и излишков на складах не будет.

Как показывают данные аудиторских компаний, на 70% российских предприятий отмечаются случаи незаконного присвоения товарно-материальных ценностей, а почти у половины их — коммерческий подкуп или «откаты». Насколько остро эти проблемы стоят у вас? Легко ли выявлять такие злоупотребления?

Безусловно, закупки — это сфера, которая всегда сопряжена с рисками. В любой компании необходимо выстраивать эффективную систему внутреннего контроля и разграничения полномочий по принятию решений, а также приглашать на работу «правильных», компетентных специалистов. Если такая система выстроена, риски коррупционных проявлений минимальны.

С повышением внутренней эффективности коррупционные риски минимизируются. Наша конференция поставщиков «Открытый диалог» как раз является площадкой для выстраивания такого диалога с партнерами, в рамках которого мы заявили о позиции компании по отношению к коррупции. Ситуация на телеком-рынке меняется, макроэкономическая ситуация уже изменилась, поэтому мы уверены, что все крупные компании если еще не задумались о подобном подходе к процессу закупок и снабжения, то в скором времени обязательно к этому придут и начнут внедрять аналогичные инструменты и подходы. Мы не думаем, что это отпугнет наших партнеров. Бояться будет тот, кто априори собирается что-то нарушить, а нам такие подрядчики и поставщики не нужны. Кроме того, мы будем стремиться к выстраиванию долгосрочных отношений с компаниями-производителями минуя посредников, если потребность в посреднической деятельности для нас не будет очевидной.

Насколько прост будет вход в сотрудничество с «ВымпелКомом»?

Он и сейчас прост. Достаточно зайти на наш корпоративный сайт в раздел «Поставщикам», заполнить анкету по своей категории и далее следовать инструкциям. А в будущем году мы запустим специальное приложение, через которое потенциальные поставщики смогут подавать заявки на сотрудничество с «ВымпелКомом». Естественно, скачать такое приложение смогут только абоненты «Билайна».

Планируете ли вы расширять штат дирекции по снабжению?

Штат расширять не планируем, но при этом работаем над повышением нашей внутренней эффективности, а все процессы, не связанные с умственным трудом, собираемся максимально автоматизировать — в следующем году будем внедрять систему автоматизации цепочки поставок (Supply Chain Management System).