Зачастую предприятия вкладывают значительные средства в новое высокотехнологичное оборудование, но без реорганизации системы управления производством эффект от его использования не достигает высокого уровня. Необходимо разработать гибкую систему управления, максимально адаптивную к изменениям производственных процессов. С помощью такой системы можно эффективно планировать производство, оперативно отслеживать ход процессов, прогнозировать отклонения от графика в случае неплановых ситуаций.
Решения сегодняшнего дня
Учитывая большое количество комплектующих и сложность технологических процессов изготовления изделий, в настоящее время уже невозможно представить эффективную организацию сложных производств без применения информационных систем. В связи с этим фирма «1С» выпустила в конце 2013 года новое ERP-решение «1С: ERP Управление предприятием 2», производственная подсистема которого разработана с учетом передовых методик управления, использующих элементы теории ограничений и учитывающих возможность работы в том случае, когда нормативно-справочная информация неполна или неточна. Важным моментом является также наличие встроенного MES/APS-функционала, позволяющего сократить время выполнения заказов за счет рациональной загрузки оборудования.
Говоря об ИТ-решениях, в которых нуждаются производственные предприятия, в первую очередь нужно обращать внимание на комплексный подход к автоматизации. Локальная автоматизация, внедрение систем для решения каких-либо отдельных задач будет менее эффективно с точки зрения итогового результата. Организация тесной взаимосвязи между конструктором и технологом с применением PDM-решения позволит иметь актуальный состав изделия и соблюсти технологию его изготовления.
Стоит обратить внимание, что нельзя ограничиваться только задачами планирования. Само по себе планирование не даст должного результата без подключения блока мониторинга фактического исполнения работ, без подсистем оперативной диспетчеризации. Таким образом, мы выходим на автоматизацию ряда задач, которые можно объединить одним общим термином: автоматизация управления производством. В рамках их решения в первую очередь стоит рассматривать координацию работ отдельных производственных подразделений, например цехов, и в дальнейшем уже автоматизировать задачи управления на внутрицеховом уровне, по участкам и обрабатывающим центрам. Такой подход позволит запустить систему в кратчайшие сроки, получить результат от ее использования в первые месяцы эксплуатации. Например, в производственной подсистеме «1С: ERP Управление предприятием 2» выделено два контура управления: глобальный и локальный. Первый — уровень производственно-диспетчерского отдела, который позволяет сформировать план работ в рамках межцеховой кооперации, второй — локальный, уровень цеха, позволяющий управлять работами в рамках того или иного подразделения, формировать маршрутные листы и сменные задания.
Производительность: оборудование vs сотрудники
Укрупнённо производительность труда зависит от двух составляющих: производительность оборудования и производительность сотрудников. Резервами роста являются модернизация оборудования и использование новой техники, оптимизация технологических процессов, повышение квалификации исполнителей с увеличением их вовлеченности и творческой активности.
Прежде всего необходимо оценить производственные ресурсы компании, процент и эффективность их использования в настоящий момент. Для решения данных задач на первом этапе можно разработать оперативную систему мониторинга использования оборудования. Зачастую мы можем наблюдать негативную картину: большое количество незадействованного современного оборудования аккуратно расставлено по производственным площадям, но при этом все равно случаются в значительных объемах авральные работы в последние дни выпуска по плану, причём с использованием внеурочных резервов. Стоит обратить внимание и на сам производственный процесс. Очень часто из-за неправильной организации производства совершается немало действий, не добавляющих ценности конечному продукту. Необходимо выявлять зоны потерь времени и неэффективного использования производственных ресурсов.
Важным элементом является разработка системы мотивации труда сотрудников, которая действительно побуждала бы к повышению производительности, а не к фактам перепроизводства. Например, применение повременно-сдельной формы оплаты труда для рабочих. В этом случае гарантируется постоянная составляющая заработной платы (оклад) и премиальные выплаты по факту выполнения в срок сменных заданий. Такая система мотивирует выполнение только необходимых работ в назначенные сроки. При этом повысить производительность труда можно за счет правильного планирования сменно-суточных заданий в рамках как отдельного производственного подразделения, так и межцеховой кооперации. С данной задачей может справиться информационная система предприятия на платформе «1С: ERP Управление предприятием 2», формирующая оптимизированный план работ не только отдельных подразделений, но и предприятия в целом. Такой план строится с учетом нормализации загрузки оборудования при имеющихся заказах и ресурсах. При его формировании специалисты по управлению производством должны руководствоваться главным принципом: выпуск продукции в срок с минимальными затратами и требуемым качеством. Разработать информационную систему для решения этих задач очень непросто, нужно учитывать, что качество итогового плана будет зависеть от качества инженерных данных, которые заведены в систему.
С чего начать проект автоматизации производства
Начиная проект по внедрению системы автоматизации производства, необходимо оценить текущее состояние дел, готовность компании к модернизации и совершенствованию. Для большинства предприятий при выполнении проектных работ целесообразно сочетать услуги внешней подрядной организации по внедрению ERP-системы и участие внутренней службы автоматизации. Очень важно ввести в команду проекта ключевых сотрудников предприятия, которые смогут сформировать набор требований к системе по функциональным задачам, активно участвовать в её тестировании и приемке. Эти люди смогут оценить адекватность реализуемого решения по поставленным задачам. В числе таких ключевых сотрудников могут быть линейные руководители, ведущие специалисты, носители уникальных знаний по особенностям организации деятельности компании и другие.
При выборе системы важно оценить не только стоимость программного продукта, но и стоимость владения им, в которую включаются затраты на его сопровождение и обновление. Зачастую специалисты ИТ-подразделений активно пропагандируют мысль о целесообразности разработки и написания полностью собственной информационной системы, как говорится, с нуля. В ряде случаев для автоматизации каких-то уникальных задач такое решение может быть оправданно. Но когда речь идет о единой комплексной системе масштаба предприятия, то, как показывает практика, это тупиковый путь. Стоимость разработки и сопровождения уникальной системы будет в разы больше, чем доработка типового продукта известного поставщика. При этом следует определить и риски. Как будет функционировать разрабатываемая уникальная система, еще неизвестно, а функционирование типовой системы, которую уже успешно используют многие предприятия с необходимыми им доработками, можно оценить по опыту других компаний. Надо признать, что часто споры о выборе технологии автоматизации — разработка с нуля или внедрение и адаптация типового решения — могут длиться годами. Столько же может разрабатываться уникальное решение для автоматизации предприятия.
Предприятия обычно хотят получить первый эффект от внедрения информационной системы уже через несколько недель, а через несколько месяцев — реальную финансовую отдачу. При этом пользователям важно, чтобы в дальнейшем система могла успешно развиваться и совершенствоваться. Все это говорит о явном преимуществе адаптации типового решения к специфике деятельности предприятия. Только при внедрении проверенного типового решения, например «1С: ERP», можно получить эффект в такие короткие сроки. Кроме того, запуск в эксплуатацию типового решения по сравнению с уникальным требует, как правило, меньше времени, что приводит к существенной экономии бюджета проекта по внедрению и меньшей занятости менеджеров и ключевых сотрудников предприятия.
А что нас ждет завтра?
Выпуск новой наукоемкой продукции, повышение конкурентоспособности предприятий за счет снижения себестоимости обуславливают необходимость все более сложных систем управления и учета — комплексных решений, позволяющих управлять всеми этапами жизненного цикла изделий. Не за горами внедрение небезызвестной ныне концепции Industry 4.0 или по крайней мере ее ключевых элементов, и это уже происходит в том числе и на российских предприятиях. Объективные тенденции развития таковы, что сначала разнообразные сенсоры используются в целях детального мониторинга качества производимой продукции или с тем, чтобы гарантировать соблюдение необходимых параметров производственного процесса. Это в свою очередь может диктоваться действующими на том или ином производстве стандартами или требованиями партнеров по бизнесу. Однако постепенно, по мере появления на предприятии необходимой производственной культуры (а она складывается далеко не сразу), наработанный опыт в области автоматизированного сбора производственной информации становится востребованным и среди специалистов по планированию. А зрелые инструменты аналитики (если необходимо, то и на уровне big data) только разжигают интерес к этой теме c их стороны.
Что касается производительности труда и мотивации сотрудников, то замена человека роботами, о чем сейчас так много говорят, действительно может происходить и уже происходит. Это, конечно, повлияет на структуру потребностей в профессиональных навыках оставшегося персонала, а как это скажется на их целях и мотивации, покажет время.
По поводу дилеммы «приобретение или разработка» можно сказать следующее. Да, весьма мощные инструменты корпоративной разработки, а также технологии, на которых они базируются, на рынке появляются. И они действительно используются в бизнесе. Но практически вся их мощь расходуется на ИТ-поддержку новой экономики. С их помощью организации постепенно учатся «укрощать» большие данные, обращая их скрытый потенциал на пользу бизнеса. Опираясь на эти инструменты, компании оказываются в состоянии сформировать очень гибкую среду информационного общения, что в условиях развития Industry 4.0 становится жизненно необходимым.
Так или иначе перечень задач, требующих автоматизации, будет постоянно расширяться. Прежде пределом мечтаний была обычная учетная система, сейчас речь ведется о системах управления предприятием в целом. Будущее за системами, которые способны не только показать ситуацию в текущий момент времени, но и спрогнозировать развитие событий по различным сценариям в зависимости от внутренних и внешних факторов. То есть — за гибкими проактивными решениями.