Intelligent Enterprise: Расскажите, пожалуйста, в общих чертах о производственной цепочке «Доброфлота».
Евгений Степанов: Ключевой момент здесь — прямая переработка свежевыловленной дикой (а не искусственно выращенной) рыбы, это позволяет доставлять конечному потребителю продукцию наивысшего качества. В советское время для такой переработки широко использовались плавбазы — суда-рыбзаводы, и три крупнейших в мире судна такого типа, серии «Содружество», были построены в конце 1980-х для дальневосточного рыболовного флота. Одно из них — «Всеволод Сибирцев» — с 2014 года принадлежит нам. А перед этим оно долгое время находилось у зарубежных владельцев и не использовалось по первоначальному назначению; мы провели на нем капитальный ремонт, модернизировали оборудование, и сегодня это наш флагман, ведущий производитель продукции. «Всеволод Сибирцев» за одни сутки может безотходно переработать более шестисот тонн рыбы при том, что обычная норма — до пятисот тонн. Кроме того, у нас есть две малые плавбазы — «Залив Восток» и «Капитан Ефремов», а также консервный завод на берегу, в поселке Южноморском под Находкой.
Первое звено цепочки — вылов рыбы. Эту задачу у нас выполняют суда типа СТР — сейнер-траулер рефрижераторный. В зависимости от обстоятельств СТР может сам подойти к плавбазе или перегрузить рыбу на корабль типа ТР — транспортный рефрижератор, который уже доставит ее к месту производства. СТР и ТР вместе должны обеспечить бесперебойную подачу сырья на переработку. Когда рейс заканчивается, плавбаза возвращается в порт и готовые продукты выгружаются на берег. Затем они развозятся по регионам и поступают на прилавки магазинов — это уже работа коммерческой, логистической и других служб, не относящихся напрямую к производству. А мы как ИТ-отдел отвечаем за информационную инфраструктуру — программное обеспечение и оборудование, которые используются на всех наших объектах.
Что дает компании подключение судов к широкополосному интернет-каналу?
Сначала уточню, что мы, конечно, и раньше пользовались спутниковыми каналами, но другими — Inmarsat и Iridium, а сейчас все три наши плавбазы подключили к VSAT и планируем подключить также четырнадцать малых судов — те самые СТР и ТР, о которых я говорил. В чем тут разница? Все доступные тарифные планы как Inmarsat, так и Iridium тарифицируются по трафику — отдельно голосовой и отдельно трафик передачи данных; какое-то количество льготных минут и мегабайтов может быть включено в абонентскую плату, но как только они исчерпываются, цена взлетает. Чтобы счета не выросли до астрономических размеров, приходится постоянно следить за объемами трафика и при достижении пороговых значений ограничивать продолжительность телефонных переговоров, пользование Интернетом, а то и вообще отключать связь. В случае же VSAT можно за фиксированную плату получить спутниковый канал с заданной пропускной способностью и спокойно работать, не опасаясь превышения лимита, как если бы мы находились в офисе на берегу.
На суше у нас два головных офиса — во Владивостоке и в Москве — и ещё несколько филиалов в разных городах. Везде сотрудники работают в стандартной структуре с корпоративной ERP-системой и с другими нашими бизнес-приложениями, звонят по телефону, обмениваются электронной почтой и короткими сообщениями в мессенджерах. Точно такие же возможности благодаря VSAT получили и наши плавбазы, а вскоре получат СТР и ТР. В море становится доступна передача больших данных — например, обновленных карт, которые иначе пришлось бы везти на физическом носителе; можно работать с онлайн-сервисами, такими как корпоративный портал группы компаний «Доброфлот». Понятно, что всё это самым непосредственным образом влияет на скорость, на оперативность принятия решений.
Если говорить о телефонии, то для звонков через Inmarsat и Iridium тарификация поминутная и стоимость минуты далеко не маленькая, а поверх канала VSAT у нас работает внутрикорпоративная IP-телефония, которая доступна 24 часа в сутки и никак отдельно не тарифицируется. Мы по короткому номеру звоним на судно, находящееся в Тихом океане, разговариваем с капитаном и оперативно решаем вопрос.
Еще один момент — мониторинг судового оборудования. У нас в компании есть смежные службы, которым интересны параметры двигателей, радаров, информация о курсе корабля — всё это доступно им в реальном времени. Правила безопасности мореплавания требуют установки видеонаблюдения на борту, и у нас это соблюдается: на каждом судне стоят видеокамеры, которые контролируют его движение, процессы погрузки и разгрузки. И по нашему каналу мы в состоянии передавать на берег изображение с этих камер — правда, с предварительным сжатием.
Нельзя, наконец, забывать и об условиях пребывания на судне — ведь рейсы длятся по нескольку месяцев, и для людей, естественно, очень важно поддерживать контакты с теми, кто остался на берегу, знать, что у них происходит. Экипаж «Всеволода Сибирцева» — 480 человек, и там развернуты две сети доступа в Интернет: одна для корпоративного сегмента, вторая для личных нужд. Скорость, может быть, не самая высокая, поскольку пропускная способность канала — 3 Мбит/с, а количество одновременных онлайн-сессий — около двухсот, но веб-странички открываются, а самое главное, доступны мессенджеры и, значит, имеется постоянная связь с домом. Можно писать близким, отправлять им фотографии, получать сообщения от них и быть в курсе всех событий. Есть и возможность позвонить на обычный телефонный номер по сниженному тарифу. Установлены мультимедиа-серверы, работает телевидение, в том числе по Wi-Fi, чтобы смотреть его на смартфоне. Одним словом, люди находятся в полноценном информационном поле.
Аналогичные условия мы собираемся обеспечить на транспортных и добывающих судах — правда, они меньше, так что развертывание отдельной сети для экипажа не планируется. По предварительным расчетам канала 2 Мбит/с — столько мы заказываем у оператора — должно хватить для всех бизнес-задач, и еще останется некоторый запас. После внедрения мы измерим реальное потребление трафика, заново пересчитаем потребности и при необходимости расширим канал, чтобы персонал мог пользоваться Интернетом в свое свободное время.
Как вы реализовали проект по подключению плавбаз, и как собираетесь проводить его на малых судах?
Здесь, конечно, есть определенные технические нюансы, особенно в том, что касается антенны. Спутники VSAT — геостационарные, поэтому на суше, в стационарной системе, достаточно раз и навсегда установить антенну так, чтобы главный лепесток был направлен в нужную точку небесной сферы, и больше ее не трогать. А в море специальная подсистема непрерывно наводит антенну на спутник. Сама антенна должна находиться на возвышении, для нее строится пьедестал или используется уже существующий, а ее контроллер и модем устанавливаются внизу — в радиорубке или в каком-то другом помещении, выделенном под серверную комнату. Остальное активное сетевое оборудование такое же, как в любом другом офисе.
Проекты для плавбаз мы реализовали своими силами. Прежде всего, конечно, нужно было найти специалистов по таким подключениям. Мы их нашли, с их помощью провели обследование, закупили оборудование, заказали монтаж и сейчас эксплуатируем построенные системы. А с малыми кораблями решили пойти по другому пути. Оператор Orange Business Services, который предоставляет нам спутниковый канал, предложил комплексную услугу, включающую помимо канала установку и сопровождение инфраструктуры. Абонентская плата, конечно, повышается, но зато у нас нет капитальных затрат на начальном этапе, и мы не должны ни о чем заботиться: специалисты Orange сами закупают всё от антенн до коммутаторов и источников бесперебойного питания, сами монтируют, настраивают, вводят в эксплуатацию. И мы можем быть уверены в качестве обслуживания, так как хорошо знакомы с их технической поддержкой, и очень довольны. Она именно такая, какой должна быть: не мы звоним в службу и говорим, что у нас что-то сломалось, а нам звонят и предупреждают: у вас проблема, сейчас исправим. Когда же через несколько лет оборудование выработает ресурс, нам не придется заново изучать изменившийся рынок — оператор сам проведет необходимую модернизацию или замену. Стоимость будет добавлена к абонентской плате; единый счет — еще один большой плюс.
Мы используем антенны Cobham Sailor 900, которые поставляет компания «Транзас», и по преимуществу работаем через спутник «Экспресс AM5». В зоне его покрытия находятся моря, где мы ведем промысел, — Охотское, Японское и частично Берингово. Оператор гарантирует нам канал с пропускной способностью 2 Мбит/с, который можно расширить до 6 Мбит/с или даже до восьми.
Что можно сказать о надежности VSAT, особенно на тех широтах, где вы работаете? Ведь геостационарные спутники висят над экватором, и в полярных областях связь недоступна вообще.
Такая проблема действительно существует, поэтому основной VSAT-канал дублируется резервным. Мы сохраняем оборудование Inmarsat и Iridium — просто переходим на тариф без абонентской платы — и в случае необходимости можем воспользоваться другим спутниковым каналом. А вблизи берегов есть и возможность подключения к сотовым сетям GSM.
На «Всеволоде Сибирцеве» тестируется электронный промысловый журнал — расскажите, пожалуйста, об этом проекте.
Закон «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» требует, чтобы на каждом судне был промысловый журнал, куда вносится информация о вылове рыбы и других действиях, влияющих на состояние морской среды. Контролирующие организации имеют право проверять его на предмет возможных нарушений. Стандартно промжурнал ведется на бумаге, но в 2016 году ЦСМС — Центр системы мониторинга и связи при Федеральном агентстве по рыболовству — выпустил программный комплекс, который позволяет вести его в электронной форме и сразу передавать данные в центр.
Летом прошлого года руководство «Доброфлота» и ЦСМС договорились о тестировании электронного промжурнала на «Всеволоде Сибирцеве», который тогда находился на промысле в Тихом океане. Специалисты Владивостокского филиала ЦСМС установили программное обеспечение дистанционно, с помощью удаленного доступа, обучение членов экипажа тоже провели по спутниковой связи. Затем началась опытно-промышленная эксплуатация, в центр стали поступать наши отчеты и замечания по программе. Я думаю, в дальнейшем во многих компаниях захотят установить эту систему, потому что электронный журнал удобнее бумажного. На «Всеволоде Сибирцеве» каждый, от кого это требуется по должности, — капитан, руководитель производства — вносит в систему те данные, которые относятся непосредственно к нему. Из всего этого автоматически собирается промжурнал и сразу отправляется в центр мониторинга.
Добавлю, что наш внутренний документооборот давно уже стал электронным, а для нас он очень важен. На каждом судне он появляется одновременно с подключением VSAT, и если раньше мы могли позволить себе это только на плавбазах, то сейчас, с переходом на сервисную модель, получим полноценный офис также на промысловых и транспортных судах.
С Евгением Степановым беседовала обозреватель IE Мария Суханова