Компания, чей бизнес на сто процентов связан с видеосервисами, распространяемыми через Интернет, обязана очень тщательно подходить к построению сетевой инфраструктуры. При этом известно, что для сетевого распространения видеоконтента существуют специальные типы сетей, называемые Content Delivery Network (CDN). О том, что значит эта концепция для бизнеса компании ivi.ru, рассказывает ее технический директор Евгений Россинский.

Intelligent Enterprise: Известно, что у ivi.ru создана собст­венная сеть распространения контента. Что она представляет собой с точки зрения архитектуры, из каких компонентов состоит? Насколько перспективной вы считаете своего рода смешанную модель CDN, в которой собственная инфраструктура сочеталась бы с инфраструктурой внешних провайдеров и даже, может быть, нескольких?

Евгений Россинский: Во второй половине 2011 года мы в ivi.ru поняли, что рынок легального кинопросмотра начинает бурно расти. А быстрый рост спроса означает растущие объемы интернет-трафика. Всё это ведет к концентрации огромных объемов подлежащих передаче электронных данных в одной точке. Другими словами, при «раздаче» контента из одного города (в нашем случае из Москвы) возникают заметные локальные перегрузки сетей операторов связи и серверных платформ, что в свою очередь негативно сказывается на качестве предоставляемого конечному зрителю сервиса. Ставя удовольствие зрителя от просмотра фильма во главу угла, мы развернули региональную сеть кэширующих серверов, с помощью которых нагрузка распределилась по территории России.

ivi.ru — это самый большой в стране легальный каталог видео, доступный в том числе и в HD, и 30 000 000 уникальных пользователей в месяц. Осознавая объем трафика, мы сразу ориентировались на собственную CDN, ведь такой подход в нашем случае обеспечивает лучшее соотношение цены и качества. Тем не менее если экономическую эффективность может показать «внешняя» сеть, мы будем рассматривать и такой вариант.

В мире существуют коммерческие специальные сети CDN-провайдеров. Если вам в принципе небезразлично формирование такого рода рынка, что вы думаете об их появлении в России? Вы больше ждете, что они появятся со стороны телеком-­провайдеров, со стороны держателей мощных датацентров или со стороны компаний, предлагающих прикладные сервисы (в том числе облачные)?

На первый взгляд наиболее подготовленными к развитию таких проектов являются операторы связи. Их технологическая база и финансовый потенциал позволяют построить CDN высокого качества в сравнительно короткие сроки. Однако вряд ли CDN как бизнес-направление в ближайшей перспективе станет для них приоритетным. Кроме того, оно может вступить в конфликт с другими направлениями бизнеса. На данный момент рынок формируют независимые игроки. Должно пройти какое-­то время, чтобы он привлек внимание крупных компаний.

Какие дополнительные ИТ-сервисы по-вашему можно было бы связать с CDN? Насколько тесно с технологиями высококачественной доставки видеоконтента сопряжены, например, некоторые направления информационной безопасности (скажем, защита от DDoS-атак)? Также в роли таких сервисов могут выступать различные инструменты управления инфраструктурой, балансировки нагрузки, оптимизации сетевого трафика, управления хранением и репликацией контента и т. д. Может быть, это вовсе не дополнительные сервисы, а собственно неотъемлемая часть самих CDN?

Главная задача CDN — распределение нагрузки, причем как на сеть передачи данных, так и на серверную инфраструктуру.

Отсюда и «побочный эффект» CDN: устойчивость к DDoS-атакам увеличивается. Тяжелее исчерпать ресурс системы, не имеющей одной точки отказа. Если атака направлена на какой­-то конкретный узел, возникают дополнительные возможности минимизации ущерба либо его полного устранения. Например, атакуемый узел может быть просто выключен. При этом обслуживание пользователей продолжится с других узлов. Кроме того, в процессе атаки на конкретный узел пострадают только те пользователи, которые обслуживаются именно с этого узла. Что касается балансировки и оптимизации сетевого трафика, то это безусловно неотъемлемая часть CDN.

Какова настоящая и, возможно, целевая модель использования CDN-сети и связь этой модели с особенностями бизнеса? В частности, насколько она предполагает масштабирование при количественном или качественном росте бизнеса? И можно ли явно или неявно двигаться к тому, чтобы самому стать в некотором роде CDN-провайдером и сдавать свои мощности неконкурирующим компаниям, которые в той или иной форме тоже используют видеостримминг (например, для вебинаров, видеконференций)? Ведь потребность в этом растет.

С помощью CDN осуществлять масштабирование под растущие потребности бизнеса легче. Приведу простой пример. Каждый узел сети имеет свой процент утилизации — где-­то выше, где-­то ниже. В случае неожиданного роста трафика в каком­-то конкретном регионе, а такое бывает, может возникнуть перегрузка того или иного узла. В такой ситуации можно «сманеврировать» и перекинуть часть нагрузки на другой узел, а затем планомерно усилить проблемный. В результате удается обеспечить равномерную загрузку узлов, не создавая избыточности.

Что касается предоставления CDN-мощностей сторонним компаниям, то говорить об этом преждевременно: наш бизнес очень быстро растет. Спрос на онлайн-видео в России также стремительно увеличивается. Бизнес ivi.ru за 2013 год вырос вдвое, количество просмотров контента достигло двухсот миллионов в месяц. А прогнозируем мы еще больший рост. В таких условиях мощности собственной CDN должны быть готовы принять растущую нагрузку и обеспечивать стабильно высокое качество продукта. Ведь наша цель — давать зрителям удовольствие от просмотра отличного кино!