Intelligent Enterprise: Существует ли понятие об отраслевых приоритетах в отношении инновационного развития в России? В частности, о том, какие отрасли отечественной экономики, культуры и социальной сферы в наибольшей степени нуждаются в инновациях?
Павел Гудков: Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в нашей стране установлены указом президента; этот же указ определяет перечень критических технологий. В числе приоритетных направлений выделены информационно-телекоммуникационные системы, а к критическим относятся, например, технологии и программное обеспечение распределенных и высокопроизводительных вычислительных систем и компьютерное моделирование наноматериалов, наноустройств и нанотехнологий. В рамках государственных приоритетов институты развития и федеральные органы власти формируют свои собственные, детализированные. У фонда «Сколково» они называются форсайтами, у нашего фонда — фокусными тематиками. В Минобрнауки выработка приоритетных тематик исследований отдана экспертному сообществу. В частности, возглавляемая мною экспертная секция по направлениям «Нано-, био-, информационные, когнитивные технологии» и «Технологии доступа к широкополосным мультимедийным услугам» включает представителей образовательного и научного сообщества, ИТ-бизнеса и институтов развития и готовит лоты для научно-координационного совета федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы», которые потом распределяются на конкурсной основе.
Перспективная рамка заключает в себе национальную технологическую инициативу (НТИ), объявленную два года назад. По итогам многих экспертных обсуждений выстраиваются дорожные карты по будущим рынкам: AeroNet, MariNet, NeuroNet, EnergyNet, HealthNet, FoodNet и т. д. Определены сквозные технологии: big data, искусственный интеллект, системы распределенного реестра, квантовые и нейротехнологии, виртуальная и дополненная реальность и проч. На пересечении рынков и технологий стоят технологические барьеры — это вызовы, которые необходимо преодолевать для формирования будущих рынков.
Одним из базовых принципов НТИ является устранение посредников и цифровизация — перевод данных в цифровой формат, накопление больших данных и их дальнейшая обработка с помощью «искусственного интеллекта».
Проникновение цифровизации в различные сферы жизни неизбежно приводит к прорыву в этих областях. В сфере коммуникаций это появление и развитие социальных сетей, интернет-изданий, блогов и сообществ, объединяющих людей по всему миру. В торговле — функционирование крупнейших торговых площадок, таких как Amazon, Alibaba и других онлайн-магазинов. В перевозках и логистике — Uber и его аналоги. Уже не за горами начало массового использования беспилотных средств передвижения. Цифровизация проникла и в сферы производства (IoT, 3D-печать, «умные фабрики»), обучения и досуга (AR/VR).
Затем в результате использования распределенных реестров активов и «умных» контрактов подобная тенденция распространится на юриспруденцию и финансовые структуры. «Живые» системы — датчики, импланты, нейротехнологии — это уже не фантастика, а наше ближайшее будущее.
Возможны ли инновационные разработки с некой российской спецификой или по большому счету они все абсолютно «космополитичны»?
Думаю, что выделить инновационные проекты с российской спецификой было бы сложно. Другой вопрос, что сами производители могут не слишком стремиться выводить свой продукт на международный рынок, делая выбор в пользу экспансии в своей стране. Или же продукт может быть не востребован отдельными рынками в связи с законодательными ограничениями, с существованием более дешевых аналогов да и с культурными особенностями в конце концов.
И все же, завоевание внешних рынков является важным критерием качества продукции для инновационных компаний. Как член совета проекта Минэкономразвития «Поддержка частных высокотехнологичных компаний-лидеров» могу отметить, что уже сейчас в стране есть десятки средних компаний, имеющих обширный опыт экспортных поставок, поддержав которые мы сможем вырастить национальных чемпионов.
Каковы, по вашему мнению, могли бы быть ключевые организационные инициативы, способствующие сближению исполнителей и заказчиков на рынке инноваций в России?
В этом году Межведомственная комиссия по технологическому развитию президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России провела оценку программ инновационного развития государственных корпораций. Возглавляя рабочую группу по направлению «Применение информационных технологий в производственных и бизнес-процессах», могу отметить, что, к сожалению, далеко не все госкомпании используют информационные технологии для повышения эффективности своей работы. Но сам факт рассмотрения и утверждения программ инновационного развития, учета качества их подготовки и реализации при определении KPI для менеджмента заставляет многие корпорации изучать имеющиеся предложения, плотнее сотрудничать с институтами развития, создавать с вендорами совместные исследовательские лаборатории, проводить демонстрационные дни, формировать открытые запросы о своих потребностях.
Еще одним примером может служить деятельность Корпорации развития малого и среднего предпринимательства (МСП), заключающаяся в поддержке субъектов МСП и организаций, которые образуют инфраструктуру таковой поддержки. В частности, корпорация оценивает проекты планов закупки инновационной и высокотехнологичной продукции федеральных и региональных заказчиков, проверяя, обеспечены ли возможности субъектов МСП для такой работы. При участии корпорации правительством утверждён перечень конкретных заказчиков, которые обязаны закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства. Сформированный перечень включает135 локальных заказчиков из 44 регионов.
Как Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере видит свою роль среди других участников инновационной деятельности в России — самих стартапов, инвесторов, бизнес-ангелов, разного рода консультантов и пр.?
Задача фонда в системе государственных институтов развития — создать максимально благоприятные условия для формирования потока качественных проектов и их дальнейшей поддержки частными структурами или другими институтами развития. Таким образом, фонд становится первым этажом «инновационного лифта», поддерживая инноваторов на самых ранних стадиях жизни проекта — предпосевной и посевной. Ежегодно мы выдаём около полутора тысяч грантов физическим лицам и начинаем финансирование не менее полутысячи стартапов. И за счет этого расширяем воронку интересных инновационных проектов. Дальше они либо развиваются самостоятельно, либо обращаются к бизнес-ангелам, частным инвесторам, венчурным фондам и другим участникам инновационной экосистемы.
Нашим фондом поддержана пятая часть проектов портфельных компаний, профинансированных РОСНАНО, и порядка половины компаний, профинансированных Фондом посевных инвестиций РВК . Около трехсот компаний, поддержанных фондом, получили статус участника проекта «Сколково».
Насколько необходима консолидация в среде самих разработчиков научно-технической продукции и требуется ли управление их деятельностью на уровне среды в целом? Наверняка существуют тематически связанные, но пока ведущиеся по отдельности разработки, которые целесообразно было бы связать друг с другом…
В России в 2010–2014 годах было создано 35 технологических платформ с участием широкого круга заинтересованных сторон из таких областей, как ИТ, энергетика, биотехнологии, фотоника, электроника, металлургия. Здесь мы попробовали перенять европейский опыт отраслевой интеграции различных участников рынка. К сожалению, данные механизмы не заработали в той мере, как задумывалось. Активно действующих платформ — единицы. В сфере ИТ создана, но не заработала национальная программная платформа. В несколько лучшем состоянии — национальная суперкомпьютерная технологическая платформа и национальная информационная спутниковая система, но их работа сводится главным образом к поддержке своих участников в конкурсах на государственное финансирование исследований. Одной из целей таких платформ как раз стало расширение научно-производственной кооперации и формирование новых партнерств в инновационной сфере.
Существуют ли общие целевые ориентиры в поддержке малых инновационных предприятий вообще и в работе фонда в частности?
Основные ориентиры здесь — создание новых высокопроизводительных рабочих мест и прирост выручки компаний МСП. Для одной из программ фонда — «Коммерциализации» — данные показатели являются ключевыми и достигаются через поддержку производства и продвижение уже разработанной малыми предприятиями инновационной продукции.
В непростых экономических условиях государственное финансирование инновационных проектов через ваш фонд снижается? Или наоборот растет?
У лиц, принимающих решение, сформировалось понимание, что необходимо найти точки роста и научиться взращивать бизнесы, чтобы в среднем по всем секторам обеспечить рост экономики. Недавно мы получили возможность существенно расширить поддержку проектов в рамках реализации НТИ. К ежегодным четырём миллиардам рублей фонду дополнительно выделено два миллиарда, на которые мы проводим конкурс «Развитие-НТИ». Победители конкурса получат гранты в размере до двадцати миллионов рублей. Мы надеемся, что это будет интересные и прорывные проекты.
С Павлом Гудковым беседовал ведущий эксперт Intelligent Enterprise Сергей Костяков