Компания ВИПКОМ автоматизировала работу торговых представителей с помощью мобильного приложения. О том, как прошел проект и какие он принес результаты, рассказывает ИТ-специалист компании Владимир Зеленов.

Журнал Intelligent Enterprise уже писал (на сайте www.iemag.ru) о том, как мобильное приложение от «1С» помогло компании ВИПКОМ ускорить обработку заказов и увеличить количество новых клиентов. Теперь мы расскажем об этом проекте более подробно.

Компания ВИПКОМ — поставщик отделочных материалов, инструмента и акриловых красок на юге России, есть у нас филиал и в Московской области. Мы представляем интересы завода Polisan в Российской Федерации. Для того чтобы расширить географию продаж силами существующих торговых представителей, необходимо было оптимизировать работу торговых представителей и время на работу с клиентом в «полях» (сбор заказов, экспресс-сверка взаиморасчетов и т. д.).

Когда мы приступали к проекту внедрения мобильного решения, наша информационная база данных насчитывала около 14 тыс. наименований продаваемых позиций и 4,5 тыс. клиентов. У торговых представителей не было непосредственного доступа к информационной базе, и для того чтобы оформить каждый заказ, нужно было всякий раз звонить менеджерам в офис по телефону. Разумеется, страдали оперативность и точность оформления заказов. Кроме того, торговые представители не могли своевременно получать информацию об остатках товаров на складе и взаиморасчетах с покупателями, и это приводило к увеличению задолженности клиентов.

Выбор решения

Нашей основной системой управления бизнесом уже тогда было «1С: Управление торговлей 10.3», тщательно внедренное нашим ИТ-партнером «Портал-Юг». Поэтому у нас не было вопроса: «Кто поможет нам реализовать наш проект?»

Кроме того, мы хорошо понимали, какое нам нужно мобильное решение. Нам требовалось приложение с низкой стоимостью владения и простое в эксплуатации, которое было бы достаточно гибким, чтобы его можно было адаптировать к требованиям нашей учетной системы.

На этапе выбора решения мы рассмотрели ряд вариантов, в том числе следующие.

  1.  «Управление торговыми представителями» — механизм, встроенный в «1С: Управление торговлей 11», который позволяет оформлять заказы торговым представителям, а также использовать управление представителями с созданием заданий. Нас не устроило то, что при выборе этого варианта пришлось бы приобретать дополнительное ПО, а также то, что инструментарий работает не со всеми версиями платформ мобильных приложений, — нам пришлось бы переходить с редакции 10.3 на 11.

  2. Веб-клиент «1С» не устроил нас в первую очередь тем, что для работы с ним необходимо постоянное соединение через Интернет. К тому же потребовалась бы серьезная доработка функциональности существующей системы.

  3. Мы оценили широкую функциональность решений сторонних производителей, таких как «Агент-Плюс» и «Моби-С», но их внедрение потребовало бы серьезных работ по кастомизации.

В результате наш выбор пал на мобильное приложение на платформе «1С: Предприятие 8.3», позволяющее произвольным образом настраивать конфигурацию и обмен данными и совместимое с Android и iOS. Изучив его, мы обнаружили, что оно не только полностью совместимо с системой «1С: Управление торговлей 10.3», но и:

  • не требует постоянного соединения с Интернетом, и представители могут работать с ним несмотря на проблемы с соединением;
  • позволяет немедленно отображать рассчитанные суммы продажи с учетом видов цен конкретного пользователя системы скидок любой сложности;
  • достаточно высокопроизводительно и позволяет передавать необходимые нам объемы информации.

Это было именно то, что нужно.

Настройка

Этап настройки решения мы начали с работы над механизмом обмена данными. Реализованная схема, основанная на планах обмена, созданная в «1С: Управлении торговлей» и мобильном приложении, работает через веб-сервис, который мы добавили в «1С: Управление торговлей». Подключение к веб-сервису осуществляется с использованием веб-сервера (см. рисунок).

Затем мы настроили обмен справочной информацией, такой как номенклатура, контрагенты, организации и склады (с регистрацией изменений и выгрузкой только измененных объектов), и обмен данными о взаиморасчетах, остатках товаров на складах и ценах номенклатуры. В обмене участвуют не все изменения, а только те, которые необходимы для текущего торгового представителя.

Следующим этапом была реализация непосредственного обмена заказов. Заказ в процессе обмена регистрируется в центральной базе данных, при этом выполняется расчет всех скидок, проверяются остатки на доступных складах пользователя и формируется задание менеджеру по продажам для проверки созданных заказов торговыми представителями. Только после этого все изменения попадают в мобильное при­ложение.

На этапе реализации первичной и последующей регистрации информации в мобильном приложении у нас возникла техническая проблема: из-за большого объема информации при первичной регистрации мобильное приложение буквально «падало» из­за нехватки ресурсов. Мы решили эту проблему, реализовав частичный обмен, при котором сообщения делятся на пакеты, включающие заданное количество элементов.

Наконец, мы создали отчеты «Взаиморасчеты с контрагентами» для мобильного приложения и «Отчет по торговым представителям» — данные о продажах торговых представителей в «1С: Управлении торговлей 10.3».

Проект был выполнен за два месяца, автоматизировано восемь рабочих мест. Обучение персонала проходило силами ИТ-отдела. Каждого сотрудника у торговых представителей пришлось обучать индивидуально — только так можно было преодолеть нежелание отдельных сотрудников перестраивать свою работу.

Результаты и перспективы

Самый заметный итог проекта заключается в том, что период с момента получения заказа торговым представителем до начала его обработки сократился с трех дней до пяти минут. У торговых представителей появилось больше времени на дополнительные заказы, что, в свою очередь, привело к увеличению клиентской базы компании.

Кроме того, теперь торговый представитель может в любой момент увидеть информацию о задолженности клиента — и принять меры. Это привело к заметному сокращению дебиторской задолженности.

Отметим также, что расходы торговых представителей на связь сократились в два-три раза. Но главное в том, что руководство теперь получает отчеты о продажах каждого торгового представителя и может контролировать как эффективность их работы, так и прибыль компании.

Напоследок отмечу, что весь наш опыт автоматизации предприятия показал, что к успеху приводят только те проекты, в которых разграничены ответственность и объемы работ, выполняемые каждой из сторон, а руководитель проекта умеет объединить понимание проекта каждым подразделением компании в общую реализацию. Но даже этого не будет достаточно, если проект не востребован предприятием по-настоящему и в нем не заинтересованы основные руководящие лица, которых он коснется.