Скорее рано, чем поздно, в компаниях начинают задумываться о том, чтобы провести инвентаризацию используемого ПО. А если это ПО еще и дорогостоящее, то оптимизировать его использование.

Вместе с тем обычно в таких проектах ограничиваются внедрением методологии SAM (Software Аsset Мanagement, управление ПО как активом). Однако недостатком этого подхода является то, что картина в начале проекта, как правило, заметно отличается от той, что возникает в конце. Причем происходит это в силу вполне естественных причин, связанных с заменой вышедших из строя ПК новыми. А если речь идет о большом территориально распределенном предприятии, то масштаб такого расхождения будет еще больше.

В холдинге «Башнефть» остро стояла и такая проблема, как отсутствие централизованного учета закупленного, лицензированного и используемого ПО. Это, в свою очередь, порождало риск использования нелегального ПО и повторной закупки лицензий. Важно отметить, что в «Башнефти» активно применяется дорогостоящее профессиональное ПО для автоматизации процессов, связанных с разведкой нефтяных месторождений, а также САПР и ГИС. В итоге потери от неэффективного использования лицензий достигали весьма существенных величин. Не были автоматизированы учет и инвентаризация ПО и ПК, что обуславливало повышенную трудоемкость соответствующих операций. Отсутствовало единое хранилище правоустанавливающих документов на ПО, каждое предприятие холдинга вело учет самостоятельно. Таким образом, перед компанией стояли следующие задачи:

  •  минимизировать юридические риски и риск повторной закупки ранее приобретенных лицензий;
  • провести аудит и создать централизованное хранилище документов, подтверждающих правомерность использования ПО;
  • автоматизировать процесс управления лицензиями;
  • сократить расходы на приобретение ПО путем выбора оптимальных схем лицензирования;
  • повысить уровень безопасности и продуктивности работы ИТ-инфраструктуры.

Для разрешения данной ситуации в июне 2011 года стартовал проект по внедрению системы управления ИТ-активами. К началу августа были сформированы требования к системе. Еще три месяца ушло на выбор решения. Первоначально предполагалось провести разовый аудит ПО, но сразу стало ясно, что к моменту окончания работ данные о ситуации в компаниях изрядно устареют.

Как отметил менеджер проекта Алексей Викулов, были протестированы все системы из лидирующего квадранта рейтинга Gartner, представленные на российском рынке: Symantec (Altiris), Microsoft (SCCM), HP (Asset Manager), LANDeskСМ Software (LDMS, AssetLM), CA (IT Asset Manager), Flexera Software (Flexnet Manager), TruconneXion (AuditPro). Результаты сведены в таблицу и в итоге выбрано решение LANDeskСМ. Именно оно соответствовало всем восемнадцати предъявлявшимся техническим требованиям, из которых наиболее критичными были пять: учет лицензий на программное обеспечение, наличие собственной обновляемой библиотеки ПО, обнаружение всего ПО на ПК (включая дистрибутивы и portable), инвентаризация персональных компьютеров, сканирование ПК, не находящихся в сети. Как отметил Алексей Викулов, только в продукте LANDeskСМ были реализованы все эти функции.

После закупочных процедур, которые заняли январь и февраль 2012 года, исполнителем работ была выбрана компания ARBYTE.

Ключевыми этапами проекта в «Башнефти» стали:

  •  сбор инвентарных данных о парке ПК,
  • правовой аудит установленного ПО,
  • реализация функционала управления компьютерным парком,
  • автоматизация процессов управления ИТ-активами.

Система LANDesk была развернута на одном виртуальном сервере VMware. На каждом из более чем 13 000 управляемых ПК установили программу-агент. Благодаря простоте развертывания и минимальным требованиям к инфраструкутре данный этап прошел без значительных трудностей. Некоторые опасения были связаны с низким быстродействием системы на базе виртуального сервера. Однако в ходе реализации проекта оказалось, что опасения были напрасны и список из 13 000 ПК открывается за считанные секунды.

Полученные инвентарные данные об аппаратных конфигурациях, установленном ПО, включая статистику его использования, были систематизированы и сгруппированы по отдельным предприятиям, входящим в группу «Башнефть». Были собраны данные не только о ПК, но и о периферийном и сетевом оборудовании, хотя первоначально такая задача и не ставилась.

Значительную часть работ заняла донастройка бизнес-процессов, связанных с управлением жизненным циклом ИТ-активов. Именно от этой фазы на 80% зависит успех всего проекта. В ее ходе возможно внесение определенных изменений в организационную структуру. Однако без этих работ сложно автомати­зировать процессы, связанные с движением оборудования и ПО.

Надо отметить, что большая часть работ проводилась в дистанционном режиме. Единственное, что было организовано непосредственно на территории заказчика, это обучение. Со стороны заказчика основной объем работы был возложен на одного сотрудника — руководителя проекта Алексея Викулова.

Затраты на работы по проекту окупились еще в ходе первого этапа. Как уже было сказано выше, в компании применяется дорогостоящее ПО и оптимизация затрат на его лицензирование за счет выявления тех, кто редко им пользуется, привела к существенной экономии без всякого ущерба для производственного процесса.

«Башнефть»

«Башнефть» — российская вертикально-интегрированная нефтяная компания. Главный офис расположен в городе Уфе, Республика Башкортостан. Сфера деятельности компании включает три направления: добыча нефти; нефтепереработка и нефтехимия; сбыт.

Компания ведёт добычу нефти на территории Башкортостана, Татарстана, Оренбургской области из месторождений Урало-Поволжской нефтегазоносной провинции (всего свыше 160 месторождений), а также на четырех лицензионных участках в Ханты-Мансийском автономном округе. «Башнефти» принадлежат три нефтеперерабатывающих завода общей мощностью 24,07 млн. тонн в год («Уфанефтехим», Уфимский НПЗ и «Новойл»), а также нефтехимический комбинат «Уфаоргсинтез». По итогам первого квартала 2010 года компания являлась отраслевым лидером по глубине переработки нефти на своих предприятиях: 84,8% при среднероссийском показателе 72,5%. За сбыт продукции «Башнефти» ответственны собственные нефтебазы, расположенные на территории Башкирии, Удмуртии и Оренбургской области, 460 собственных АЗС (принадлежат дочерним ОАО «Башкирнефтепродукт», ООО «Башнефть-Удмуртия» и ОАО «Оренбургнефтепродукт») и более 160 сторонних АЗС.

О проекте

В ходе проекта создана интегрированная система управления ИТ-активами, решающая задачи инвентаризации ПО и конфигураций более чем 13 тыс. ПК, расположенных в шестистах с лишним удаленных подсетях. Автоматизированы операции по развертыванию ПО (включая доставку, установку и удаление), инвентаризации ИТ-ресурсов с использованием технологии штрихкодирования, управлению жизненным циклом ИТ-активов (движение, перемещение оборудования), автоматической установки ПО по заявкам пользователей. Работы по проекту велись при активном участии компании ARBYTE.

Что такое ITAM

ITAM (IT Аsset Мanagement, управление ИТ-активами) включает в себя бизнес-процессы, цель которых — оптимизация инвестиций в программное и аппаратное обеспечение путем совершенствования и контроля управления конфигурациями и жизненным циклом. В широком смысле под управлением ИТ-активами часто понимается управление ИТ-инфраструктурой и ее отдельными элементами с точки зрения оптимизации расходов и повышения эффективности. Основное внимание ITAM уделяет управлению активами (элементами ИТ-инфраструктуры) на протяжении всего их жизненного цикла. Частным случаем ITAM является SAM.

ITAM хорошо согласуется с сервис-ориентированным управлением ИТ (ITSM), где основное внимание уделяется не активам, а сервисам. Обе дисциплины рассмотрены в ITIL.