Intelligent Enterprise: Какова история вашего предприятия? Какую продукцию оно производит?
Радослав Богуцки: Мы являемся российским производственным подразделением американской корпорации Jabil Circuit, одного из крупнейших в мире производителей электроники. Она существует с 1966 года, а ее название представляет собой аббревиатуру от имен основателей — Джеймса Голдена и Билла Мореана. Первоначально компания производила печатные платы. В 1980-е годы было освоено производство компонентов для персональных компьютеров, спрос на которые тогда быстро увеличивался. Рос и бизнес компании. В 1993-м она стала публичной, в 1998-м вышла на IPO. К настоящему времени у Jabil более девяноста предприятий в 23 странах, число сотрудников — около 180 тысяч.
Наш завод, расположенный в деревне Садыково недалеко от Твери, был открыт в 2009 году. В настоящее время у нас работает 160 человек, производственные площади составляют 3600 кв. м. Мы имеем сертификаты ISO 9001, 14001, OHSAS 18001, ANSI/ESD S20.20. Завод активно трудоустраивает лиц с ограниченными возможностями по здоровью. Мы являемся одним из крупнейших налогоплательщиков Тверской области.
Первоначально мы производили телевизоры для компании Sony. Но в 2011 году соответствующее подразделение Sony продала, причем нашему прямому конкуренту, тайваньской Foxconn, у которой также есть производственная площадка в России — в одном из пригородов Санкт-Петербурга. В том же 2011‑м завод начал выпускать несколько моделей телевизионных приставок, коммутаторов, IP-телефонов и точек беспроводного доступа компании Cisco. Годом позже было освоено производство POS-терминалов и пинпадов для французской Ingenico. В июне 2016-го был начат выпуск десяти моделей сетевых видеокамер для шведской компании Axis. Ведутся переговоры и с другими международными производителями.
Какой ландшафт ИТ-систем у вас сложился? С чем это связано?
Корпоративная ERP-система Jabil построена на платформе SAP. Естественно, при внедрении, которое проводилось силами корпоративного ИТ-департамента, было сделано большое количество разного рода доработок. Они касались, в частности, модуля управления складами и интеграции с производственными системами, прежде всего с системой MES. Сразу скажу, что все информационные системы в Jabil находятся в ведении ИТ-департамента. Тем самым предотвращаются организационные проблемы, связанные с преодолением внутренней конкуренции между разными подразделениями, а корпоративные ИТ становятся более управляемыми.
Вся информация об используемых комплектующих, которая попадает в MES-систему, поступает и в SAP. Происходит обмен данными и с системой управления техническим обслуживанием и ремонтами оборудования, и с системами поддержки качества и бережливого производства. Но только ими мы не ограничиваемся. У нас эксплуатируется очень большое количество разных систем, решающих частные задачи, например eKaizen, которая реализует на наших предприятиях принципы стратегии кайдзен, и практически все они обмениваются данными с нашей ERP-системой, которая помимо этого интегрирована и с ИТ-системами наших поставщиков. Это ускоряет и упрощает разрешение разного рода проблем, например, связанных с качеством комплектующих или с соблюдением сроков поставки.
Со временем появилось и типизированное решение, рассчитанное на филиалы и производственные площадки, и мы внедрили такое у себя. Конечно, понадобились некоторые доработки, проводившиеся с участием российского партнера, но в целом внедрение было проведено очень быстро.
Вместе с тем бухгалтерский и кадровый учет был автоматизирован с помощью продуктов «1С». Прежде всего это оказалось дешевле и быстрее, чем адаптировать SAP под особенности российского учета, и адаптация под них учетных систем на базе «1С» является объективно наиболее оперативной, простой и безболезненной. Настройка продуктов «1С» под наши нужды была минимальной. Интеграция же SAP с «1С» не является сложной задачей, и она была успешно решена в кратчайшие сроки.
В международных компаниях существует разная политика в области развития ИТ. Есть ли какие-то особенности у Jabil?
Политика Jabil позволяет использовать решения локальных поставщиков ПО, если это целесообразно. Причем целесообразность такого проекта необходимо обосновать. Во многих филиалах для этого существуют выделенные специалисты — SME, хорошо знающие ситуацию на данном локальном рынке, с одной стороны, и во всей глобальной компании — с другой. Схожее обоснование необходимо и в том случае, если внедрение той или иной системы инициируется каким-либо функциональным подразделением.
Однако со временем ситуация меняется. Например, наши филиалы долгое время могли использовать разные системы управления документооборотом. Но недавно было принято решение внедрить общую для всей глобальной компании СЭД, хотя раньше филиалы могли применять разное ПО. Это было сделано в том числе и для того, чтобы упростить интеграцию с другими информационными системами в компании. Хотя есть и такие примеры, когда локальные проекты становились региональными или даже глобальными.
Нужна ли интеграция разных систем? Что она может дать?
Я считаю, что интеграция разных систем необходима. И если есть такая возможность, ею обязательно надо пользоваться. У руководителя должен быть доступ ко всем данным, которые есть в компании. Ведь любая информация может оказаться критичной при принятии решений. И наши ИТ-службы, как глобальные, так и локальные, стремятся обеспечить интеграцию данных из всех систем, эксплуатация которых предполагается на том или ином участке. Сама возможность такой интеграции — важнейший критерий при выборе конкретного инструментария.
Сейчас много говорят о переходе к цифровой экономике. Что это значит для вас?
В стратегии Jabil, что, конечно же, не удивительно для производителя электроники, переходу к цифровой экономике уделяется большое внимание. Мы рассчитываем, что данный процесс поможет нам развить свой бизнес, как в свое время помогла массовая компьютеризация. Ведь и в 80-е годы прошлого века увеличивался спрос на электронные компоненты, будет он расти и по мере перехода к цифровой экономике, активного внедрения «Интернета вещей» и всякого рода интеллектуальных решений как для промышленности, так и для повседневных бытовых нужд. Причем развитие нашей компании предполагает не только оказание услуг непосредственно по сборке, но и помощь в проектировании различных устройств. Конечной стадией тут являются не составление чертежей или разводка плат, а работающие предсерийные образцы. Такие услуги сейчас также очень широко востребованы и способны давать хороший доход. У нас существует несколько отделений, которые специализируются как раз на проектировании и дизайне. Например, центр Blue Sky, расположенный в Калифонии, специализируется на подобных услугах для «Интернета вещей». Помимо этого существуют подразделения, специализирующиеся в области 3D-печати, торгового и логистического оборудования, автомобилестроения и т. д. Открываются и новые центры. Уже очень скоро такой центр будет открыт в Италии.
Новая волна автоматизации производства: насколько велико будет ее влияние на вывод людей из производственных процессов? Везде ли это целесообразно?
Это сложный вопрос, и однозначный ответ на него дать очень трудно. Тут многое зависит от специфики продукции. Да, роботы и автоматические станки работают быстрее, точнее, они не устают. Но они требуют планового обслуживания и программирования. И чем больше номенклатура изделий, которые производятся на предприятии, тем эти задачи сложнее и соответственно их сложнее решать. А если производство мелкосерийное, то использование роботов и вовсе может быть нецелесообразным. Хотя, конечно, требования к персоналу, вернее, к их умениям и навыкам изменятся. К этому надо быть готовым уже в самом ближайшем будущем.
С Радославом Богуцки беседовал научный редактор IE Яков Шпунт