В настоящее время тема корпоративных коммуникаций скорее может быть классифицирована не в качестве инфраструктурной, как это было еще несколько лет назад, а рассматриваться как прикладная. Более того, понятие консьюмеризации, проникающее в бизнес разными путями, наиболее существенно, быть может, затрагивает коммуникационное направление. Представляется, что тому есть несколько причин.
Во-первых, содержательно данное направление становится смежным с офисной автоматизацией, которая тоже, как известно, с обретением второй облачной формы заметно трансформируется. Классический пример здесь — сервис Microsoft Office 365, по любой из его конфигураций поставляемый с сервисами внутрикорпоративных коммуникаций и таким образом фактически неотделимый от них.
То же самое можно сказать о развитии облачных предложений офисной автоматизации от Google, где все более заметную роль начинает играть Google Hangouts — запущенная в мае текущего года платформа видеообщения в режиме онлайн.
Даже не пытаясь ранжировать по степени значимости разные инструменты, которые в нынешнюю облачную эпоху начинают формировать содержательный стандарт термина «офисный пакет», можно констатировать, что классические средства создания электронных документов были и по сей день остаются наиболее востребованными. И, следовательно, будучи формально объединяемыми с такими средствами, самые разные системы видеокоммуникаций, которые в принципе могут быть задействованы в автоматизации бизнес-процессов (от «полуконсьюмерских» видеочатов до профессиональных систем Telepresence), получают мощнейший стимул для дальнейшего развития и распространения в корпоративной среде.
Вместе с внушительным классом систем для работы с видеоинформацией такой стимул получают и социальные сети, поскольку они также мало-помалу (может быть, правда, не так явно, как в случае систем видеообщения) «подтягиваются» к кластеру офисных инструментов, обитающих в облачной среде.
Придерживаясь и далее выбранных примеров с деятельностью компаний Microsoft и Google, можно упомянуть небезызвестную социальную сеть Google+, в которую теперь интегрирован упомянутый Hangouts. Что же касается Microsoft, то в июне компания заявила, что за год, прошедший с момента приобретения социальной сети для делового использования Yammer, количество пользователей этого продукта в бизнес-среде увеличилось с пяти до восьми миллионов. Было заявлено также о скором появлении в его рамках новых функций, позволяющих, в частности, разделять работу с документами, созданными в среде Office 365. Итак, подчеркнем еще раз, что облачный вариант офисного инструментария гораздо существеннее, чем в своей традиционной форме, связан с инструментами коллективной работы, а значит, с архитектурой прикладных коммуникаций. А также тот факт, что отмеченный выше и крепнущий день ото дня союз электронного офиса с социальными сетями способствует более широкому проникновению в корпоративный мир пресловутой консьюмеризации.
Надо сказать, что к осознанию такой конвергенции функционала приходят компании, традиционно занимающиеся такими направлениями, как системы телеприсутствия, профессиональные видеоконференции или же виртуальные переговорные (virtual meeting room, VMR). Во-первых, они вместе с производителями офисных пакетов движутся к одной исходной точке оказания ИТ-услуг — облачной среде. Такие понятия, как видеоконференции в виде сервиса (VСaaS) или же унифицированные коммуникации в виде сервиса (UCaaS) становятся все более привычными для профессионалов. Во-вторых, разработчики стремятся насытить эти платформы функциями доступа к данным и документам корпоративных систем, и таким образом системы корпоративных коммуникаций и офисный инструментарий также сближаются уже за счет усилия компаний-производителей, работающих в иных, чем те же Microsoft и Google, секторах рынка. Ярким примером тому может служить анонсированная фирмой Siemens Enterprise Communications платформа Project Ansible. В этом же направлении, безусловно, движется и развитие системы Orange Open Videopresence, один из сценариев использования которой описан на стр. 52.
Более заметной стала деятельность своего рода интеграторов систем Unified Communications, способных опять-таки на базе облачной среды объединять ведущие продукты соответствующего класса от разных производителей (например, Microsoft, Cisco, Polycom, Avaya и Lifesize) и некоторые офисные системы в единое решение. Пока это, правда, вряд ли сильно касается российского рынка. Но у нас в свою очередь явно активизировались местные разработчики систем облачных видеоконференций корпоративного уровня, что, наверное, тоже является звеном в общей тенденции объединения функционала.