Этот диалог развернулся на одном из круглых столов, посвященных хранению данных. И его обсуждение стало поводом для довольно оживленной дискуссии, что показывает: поднятая проблема актуальна – по крайней мере, там, где высока цена простоя.
ИТ-директор. Как и у многих, в нашей компании постоянно растут объемы данных: на 12–18% в год. И в таких условиях время от времени приходится обновлять системы хранения данных. Тем более что со временем быстродействие перестает устраивать, да и стоимость сопровождения устаревших систем хранения растет. И сейчас мы ведем работы по такому проекту.
И уже на стадии выбора оборудования возникла довольно серьезная проблема. Причем она никак не связана с техническими и эксплуатационными характеристиками оборудования, а также с его стоимостью, ведь все эти параметры у ведущих вендоров практически не различаются. Есть и общие проблемы, например связанные с разделением ресурсов одного хранилища между несколькими приложениями. Но при этом никто не идет на возмещение рисков, связанных с простоями. Даже если речь идет о многомиллионном контракте. Причем риск этот вполне ощутим, его можно просчитать или самостоятельно, или обратившись к консалтинговой компании. Советы дают многие, но кто ответит за это деньгами? А если такой инцидент возникнет, то, скорее всего, крайним будет ИТ-директор, то есть я.
Представитель вендора X. Мы готовы брать на себя соответствующие обязательства. У нас есть процедуры, через которые мы можем провести заказчика. По их итогам составляется документ о том, что наше решение проверено, и если что-то работает не так, как надо, то заказчик имеет реальную возможность предъявить свои претензии.
ИТ-директор. После такого ИТ-директоров обычно увольняют, а вот вашему менеджеру поставят плюсик – мол, молодец, продал. Но как только какой-то процесс встанет на сутки, то вендор прикроется стеной из бумажек, а также всяческих юридических уловок и ухищрений. И это еще не самый плохой вариант. Некоторые прикрываются партнерами, поставщиками или другими третьими сторонами. Другое дело, что рынок СХД не монополизирован и о любом провале любого из лидеров рынка, особенно крупном, сразу же станет всем известно, а вендоры не враги не только нам, заказчикам, но и самим себе. Ведь многие после этого захотят выбрать продукцию конкурента.
Представитель вендора Y. Поскольку оборудование находится на территории заказчика, то многие вопросы от вендора не зависят. И мы можем рассказать массу совершенно реальных историй о том, в каких условиях эксплуатировались системы, и удивительно не то, что они вышли из строя, а то, что они хотя бы какое-то время работали. В таких условиях брать на себя чужие риски, по крайней мере в полном объеме, было бы странно.
Вопрос из зала. А как меняется ситуация, если появляется прослойка в виде интегратора?
ИТ-директор. Ситуация лучше, но ненамного. Все опять-таки упирается в вендора. Это, как правило, крупные международные компании, которым практически невозможно изменить те или иные стандартные условия своих контрактов. Интегратору это несколько проще.
Вопрос из зала. А как насчет использования услуг аутсорсинга? Ведь требования к непрерывности можно зафиксировать в SLA, за исполнение которых провайдер аутсорсинговых услуг отвечает серьезными штрафными санкциями.
ИТ-директор. Для этого ЦОД должен быть сертифицирован. А таких в России, насколько мне известно, пока нет. Тем более что стоимость аутсорсинговых услуг довольно высока, и бизнес не всегда готов идти на дополнительные расходы. Плюс ко всему использование услуг аутсорсинга вызывает массу вопросов, связанных с экономической безопасностью. Да и выработка SLA занимает довольно много времени, на это уходит до полугода. И что делать, если серьезный сбой имел место в этот период?
Могу еще привести пример с хранением лент с резервными копиями. Попробуйте продавить санкции, связанные с возможной потерей как самих лент, так и данных, которые на них хранятся…
Вопрос из зала. А как насчет того, чтобы воспользоваться услугами страхования? Это не так просто, но все же есть те, кто довел эту процедуру до конца.
ИТ-директор. Все решения крайне сложны, и распределить ответственность между всеми участниками процесса, будь то вендоры оборудования и ПО, представители интегратора и службы эксплуатации, может оказаться практически невозможно. И все равно, даже наличие таких инструментов не снимает очень многих вопросов. Хотя за рубежом это стандартная практика.