Intelligent Entertprise: Хотелось бы, чтобы вы в общих чертах обрисовали ландшафт информационной поддержки бизнеса компании, относящейся к управлению производственными ресурсами.
Алексей Касаткин: Основой системы управления процессами на заводе TPV являются стандарты ISO 9001 и ISO 14001, сертификат соответствия которым мы регулярно получаем от одного из лидеров в области экспертизы, испытаний и сертификации — компании TÜV SÜD (ТЮФ ЗЮД). А общекорпоративной информационной системой управления процессами на всех предприятиях TPV Group по всему миру является SAP. На ней строятся системы управления такими внутренними процессами, как планирование производства, логистика и управление складами, финансы и бухгалтерский учёт, управление персоналом, торговля. Подчеркну, что система едина для всех: попытка внести локальные изменения на одном из предприятий, например, в России отразится на её работе в Мексике или в Бразилии.
Если говорить подробно, то SAP интегрирует всю функциональность компании, от закупок и финансов до постпродажного сопровождения клиентов. В системе проходит полный цикл планирования ERP (Enterprise Resource Planning), вклчающий планирование поставок (Demand planning), планирование закупок и планирование производства. В SAP консолидируются ИT-данные из различных вспомогательных подсистем, которыми мы активно пользуемся во всех наших локальных процессах. Это логистико-складской модуль TPV Stock, разработанный конкретно под деятельность завода TPV CIS в России, и модуль «тонкой настройки» SFIS (Shop floor information system), управляющий непосредственно производственным процессом. А еще это программный продукт «1С», специально «заточеный» под задачи сервисного центра, который обслуживает наших клиентов на всей территории стран — членов Таможенного союза.
Не лишним будет вспомнить и Lean-философию — в нашей компании она возведена в ранг управленческой системы. Ей, в частности, подчинены все процессы, связанные с хранением, поставкой материалов на линию, с организацией самого производственного процесса. Для нас важно не потерять ни одной секунды рабочего времени, ни единого оператора на линии сборки.
В автоматизации производства электронной техники всегда значительную роль играли ИТ-системы цехового уровня — shop floor. Насколько их роль заметна в вашем производстве и какие задачи они при этом решают?
Я уже упомянул о ней, отвечая на предыдущий вопрос. У нас на заводе она называется SFIS, является ключевой для управления непосредственно производственным процессом и агрегирует в себе три основные функции. Первая — отслеживание партий, партионный учет, или то, что называется трейсабилити (от английского traceability — прослеживаемось). SFIS помогает отслеживать, из каких комплектующих собран каждый конкретный продукт (партии, даты, поставщики), прошел ли он все необходимые тесты, были ли ремонты и т. д.
Второй функционал — управление производственным процессом. Система дает нам информацию о скорости конвейерной линии, об эффективности конкретной команды (смены) на сборке, о количестве собранных продуктов за различные промежутки времени, процент брака и проч. Все эти данные аккумулируются и транслируются на онлайн-табло как на самом заводе, так и в штаб-квартире и дают представление о состоянии производства в режиме реального времени.
И третий функционал — Poka Yoke, японское словосочетание, дословно означающее «защита от ошибок». Оно же — так называемая «защита от дурака». Через связь SFIS и SAP система на сборочной линии всегда знает, какой заказ в данный момент находится в производстве, и из SAP «подтягивает» маски партионных номеров аксессуаров и комплектующих, которые должны быть использованы для данного заказа. Таким образом система не даст выпустить продукт из не соответствующих ему комплектующих.
В последнее время в контексте обсуждения организации производства все чаще говорят о концепции Industry 4.0, которая предполагает широкое использование датчиков для идентификации и мониторинга материальных ресурсов на производстве. Как вы относитесь к этой концепции?
Можно говорить, что часть такого функционала для нас выполняет связка программных комплексов TPV SFIS — TPV Stock, где последняя позволяет нам формировать и комплектовать материалы в нужном виде для производства и отслеживать нахождение любого материала или любого готового продукта как внутри компании, так и за ее пределами. Вполне допускаю развитие этой системы с использованием RFID-меток для еще более четкого позиционирования любого материала в рамках уже глобального бизнеса компании.
Помимо этого в последние три года очень активно развивается направление wearable — носимая электроника. Уверен, что и в дальнейшем этот сегмент будет развиваться очень быстро. Потенциально такие приборы можно использовать для оценки действий операторов на производстве или на складе.
TPV — компания международная. Что можно сказать об особенностях управления производственно-логистическим циклом в нашей стране? Оно полностью стандартизовано или имеет какие-то характерные особенности? Необходимо ли здесь применять локальные ИТ-системы, и если да, то для автоматизации каких функций?
Прежде всего скажу: в глобальной компании принят единый стандарт на используемое оборудование. То есть в России телевизоры будут собираться на конвейере, практически идентичном тем, что используются в других странах. Точно так же и во всех региональных подразделениях приняты единые стандарты по управлению производством и персоналом.
Российский завод TPV, как и другие подразделения глобальной компании, сертифицирован по ISO 9001 и регулярно проходит аудит-наблюдение и ресертификационный аудит, в ходе которого инспектор проверяет соответствие стандарту и выносит рекомендации по улучшению качества продукции. Конечно, в каждой стране, где расположено производство TPV, существуют свои национальные особенности и законодательные требования к процессам. Из того, что есть только на российском предприятии, назову систему «1С», которая позволяет вести кадровый учет и бухучет в соответствии с РСБУ и осуществлять управление материалами в сервисных центрах постпродажного обслуживания TPV. Ну и группа заводских ИT-специалистов разрабатывает различные инструменты для оптимизации и улучшения локальных (замкнутых) процессов, характерных только для бизнеса TPV в России.
Что можно сказать о ключевых приоритетах архитектуры автоматизации производства?
Мы активно используем программные продукты, как разработанные и поддерживаемые в материнской компании, так и локальные для автоматизации узких процессов. Постоянно стремимся расширять функционал действующих решений в рамках уже существующих оболочек. Что касается облачных решений, то могу сказать, что мы используем внутренние глобальные ресурсы. «Чужими» облаками компания в своем бизнесе не пользуется.
Но сколько бы мы ни говорили об архитектуре, рассказ о заводских системах ИT-менеджмента будет не полным без упоминания их главной составляющей — коллектива. В современной бизнес-истории много примеров, когда эффект от внедрения передовых систем управления на предприятии сводился к нулю из-за нежелания и неумения персонала их использовать. В случае TPV мы имеем обратную ситуацию: у нас исключительно грамотные, мотивированные к внедрению и использованию таких систем сотрудники. Все-таки ИT — это в первую очередь инструмент в руках профессионала.
С Алексеем Касаткиным беседовал ведущий эксперт IE Сергей Костяков