С вице-мэром Южно-Сахалинска Василием Никифоровым мы разговаривали о том, как применяются информационные технологии для автоматизации работы городского хозяйства в этом не самом простом российском регионе.

Intelligent Enterprise: Действует ли в Южно-Сахалинске какая-нибудь целевая программа информатизации, аналогичная общефедеральной «Электронной России»?

Василий Никифоров: Муни­ципальная программа информатизации в первую очередь направлена на автоматизацию процессов управления основными комплексами городского хозяйства. Это, например, внедрение диспетчерских SCADA-систем управления водо-, энерго- и теплоснабжением. Или комплекс мониторинга городского общественного транспорта с использованием средств геопозиционирования, включая анализ пассажиропотока. Или система видео­наблюдения в рамках программы «Безопасный город».

Какие концепции и технологии информатизации для вас наиболее интересны и почему?

У нас довольно высокий уровень централизации многих сервисов, причем уже давно. Все необходимые мощности предоставляет наш центр обработки данных. Так, учетные системы для бюджетных учреждений у нас были централизованы практически изначально. Южно-Сахалинск — город небольшой, и сделать это было относительно просто уже на исходной фазе автоматизации. В этом смысле большие города оказались в более сложном положении: там тот же бухучет часто автоматизировался на уровне округов или районов, случалось даже, на базе разных систем, обслуживание которых требовало дополнительных усилий и финансовых затрат. В таких условиях процесс централизации этих задач может оказаться сложным и довольно длительным.

Диспетчерские системы управления транспортом, подачей воды, тепла и электроэнергии сегодня никак не построить без ГИС, и наш проект не стал исключением. Современные системы распределения электро­ и теплоэнергии уже не могут обойтись без картографических сервисов, а отслеживать движение транспорта в реальном времени без них просто невозможно.

Очень давно мы используем и СПО. К примеру, для создания и редактирования документов применяем OpenOffice.ORG. Причина тому очевидная: экономия средств на лицензиях. Функциональность в целом нас устраивает. Хотя нельзя сказать, что всё здесь гладко. Особенно часто разного рода сложности и неудобства возникают при обмене документами с внешним миром. Не секрет, что некоторые проблемы возникают при импорте документов Microsoft Office в OpenOffice.ORG и наоборот. Конечно, ситуация со временем улучшается, но не слишком быстро. Так что тем, кто взаимодействует с внешним миром, все же пришлось ставить Microsoft Office. Использование одних только альтернативных продуктов для них может оказаться неприемлемым.

Портальные технологии мы также применяем. Именно на их базе построена наша система управления электронным документооборотом. В ней проходит весь процесс согласования. Копии на бумаге создаются лишь тогда, когда того требуют разного рода нормативы или нужно отправить твердую копию вовне администрации города. Внедрение СЭД существенно повысило дисциплину в деле согласования документов: количество нарушений сроков рассмотрения многократно снизилось, а потери документов и вовсе сошли на нет. Так что выигрыш по сравнению с традиционной схемой налицо. Сейчас мы думаем о ее модернизации.

Помимо этого портальные технологии применяются для доступа к другим системам — например, юридическим, к разного рода справочникам, к целому ряду баз данных. К порталу имеют доступ все сотрудники администрации города.

Есть ли у вас какие-то важные успехи в области информатизации объектов городского хозяйства? Каковы основные препятствия в этом процессе?

Я считаю серьезным успехом создание электронных моделей городских систем тепло-, водо- и электроснабжения. Причем модель системы электроснабжения, привязанная к ГИС города и позволяющая не только моделировать онлайн любые события, но и осуществлять диспетчеризацию, в нашей стране создана впервые. Да, у энергетических компаний есть свои диспетчерские системы, но они, как правило, построены на основе так называемых мнемосхем, которые изображают сеть в очень и очень приблизительном виде, показывая лишь некоторые узловые точки без привязки к реальным объектам. Тем самым оперативно просчитать последствия того или иного действия или события весьма непросто, а порой и вовсе невозможно. Расчеты с помощью карандаша и бумаги требовали времени, и при этом часто возникали разного рода ошибки, которые к тому же выявлялись на поздней стадии, что еще больше усугубляло их последствия. Плюс — влияние пресловутого человеческого фактора. И результат нашей работы налицо: потери тепловой энергии по итогам 2014 года стали укладываться в норматив, причем даже с некоторым запасом (соответствующие диаграммы можно увидеть на рис. 1 и 2. — Ред.). Таким образом покупки теплоэнергии были снижены почти на 200 000 Гкал без ущерба качеству оказываемых услуг.

Внедрение электронной модели системы теплоснабжения позволило также существенно ускорить выдачу технических условий, повысить их обоснованность и прозрачность. Все вновь возникающие предложения по изменению конфигурации или режимов функционирования тепловых сетей теперь обязательно просчитываются в компьютерной модели системы теплоснабжения, что позволяет на ранней стадии выявлять их последствия, которые далеко не сразу очевидны.

А та система, построение которой мы недавно закончили, позволяет следить за водопроводными, тепло­ и энергосетями буквально в режиме онлайн (см. рис. 3. — Ред.). Тем самым управление сетями вышло на принципиально новый уровень. Хотя бы за счет того, что последствия тех или иных событий можно просчитать в реальном времени и с очень высокой точностью. Причем все заинтересованные стороны, включая сотрудников энергокомпаний и администрации города, могут работать в едином информационном поле. Есть и средства для инструментальных расчетов, которые многократно ускоряют процесс принятия решений и полностью исключают здесь всяческого рода волюнтаризм. Система интегрирована также с приборами учета энергии, установленными в домах, на предприятиях и в организациях города. А это весьма ценный источник информации о различных отклонениях от нормы, например, о падении напряжения в сети или о снижении давления на теплотрассе. Это позволяет выявлять и устранять нештатные ситуации на очень ранней стадии, еще до того, как они станут заметными, причём для этого достаточно с диспетчерского пульта дать команду исполнительному устройству — насосу или задвижке. А раньше для того, чтобы выявить такую неисправность, надо было высылать бригаду специалистов, которые, что нередко и бывало, могли и не заметить симптомы аварии.

Работаем мы и над тем, чтобы любой автобус, неважно, частный он или муниципальный, стал элементом единой системы управления и контроля. Эта система позволяет определить, по какому маршруту движется транспорт, с какой скоростью, когда он подъедет к следующей остановке.

Мы приступили к внедрению системы анализа пассажиропотока. Это должно дать нам инструментарий для того, чтобы определять количество машин на линии в разное время, а также оптимизировать маршрутную сеть. Система фиксирует число вошедших пассажиров и передает эти данные на специальный сервер. Пока средствами учета пассажиропотока мы оснастили лишь муниципальный транспорт. О том, каким образом экономически стимулировать частных перевозчиков к установке таких средств, мы сейчас думаем.

Система видеонаблюдения, которая у нас работает, установлена городом, городу и принадлежит. В результате ею могут пользоваться все, кто в этом заинтересован, вне зависимости от ведомственной принадлежности. Но пока ее активно применяют только полиция и МЧС. Однако наша задача состоит в том, чтобы ее возможности использовали в своей обычной работе и городские службы. Например, для предупреждения образования пробок на дорогах. Или для мониторинга движения того же общественного транспорта. В частности для того, чтобы видеть автобусы, владельцы которых не заключили договор с городом, но тем не менее ездят по маршрутам и перевозят пассажиров.

На нас выходили представители ряда компаний, как российских, так и международных, с предложениями по созданию единой комплексной диспетчерской, которая объединяла бы видеонаблюдение, системы управления дорожным движением и другие, но, честно говоря, сегодня они вызывают больше опасений, чем энтузиазма. Прежде всего вследствие дороговизны. К тому же нет полной уверенности, что данная система будет работать. Что-то сложное и дорогое обычно плохо приживается. Так что на какие-то масштабные проекты мы пока не решаемся и по мере сил наращиваем собственные ресурсы.

А что касается проблем, то каких-то архисложных, принципиально нерешаемых я ещё не видел. Главная сложность заключается в неумении значительной части персонала работать в информационных системах, да и просто с большими массивами информации.

Насколько вы перенимали чужой опыт, как российский, так и зарубежный?

Да, чужой опыт мы используем активно. Например, наша диспетчерская система управления теплоснабжением сделана на основе той, что действует в Петропавловске-Камчатском. Там ее внедрили раньше всех на Дальнем Востоке и одними из первых в России. Потом создание таких систем сделали обязательным, вышел специальный федеральный закон. Но ещё до того мы приступили к её построению, так как хорошо понимали, зачем это нужно и что это нам даст. А вот диспетчерскую систему электроснабжения мы строили, опираясь на пример прибалтийских стран. Опыт создания системы учета пассажиропотока был позаимствован у Татарстана, хотя в чем-то ещё и у Санкт-Петербурга, у Москвы. Да и в любом случае создание систем опирается на чей-то опыт. Вопрос лишь в том, в какой степени. Что-то полностью свое на месте не рождается. По крайней мере пока.

С Василием Никифоровым беседовал научный редактор Intelligent Enterprise Яков Шпунт