Концепция компании Cisco, посвященная умным городам, носит название «Smart & connected communities». Иными словами, в ней в отличие от подобных идеологий, продвигаемых другими ведущими ИТ-компаниями, присутствует термин «подключенные сообщества». Что в данном случае добавляется к некой классической концепции Smart City и что меняется в плане ее информационной поддержки?
Мы действительно много говорим о концепции Smart Cities, часто забывая при этом, что в основе движения к интеллектуальным сервисам, к культуре их потребления, да и вообще к повышению качества жизни населения городов лежат не только и не столько технологии, сколько потребность и способность людей коммуницировать. Соответственно, планируя то, как будет реализовываться концепция Smart City на той или иной территории, мы должны ориентироваться не только на технологии, которые мы можем применить для решения поставленных задач, но и на то, какую активность можно будет ожидать от людей, находящихся в пределах определенной территории. При этом чрезвычайно важно, как отдельные сложившиеся или складывающиеся на данный момент социумы будут взаимодействовать друг с другом и с городскими властями
В настоящий момент в силу, как известно, очень интенсивной урбанизации проблема коммуникации стоит особенно остро. Многие города становятся не только очень крупными. Они чрезвычайно разнородны. Есть, скажем, западный Лондон, который большинство людей и воспринимает как известную всему миру столицу Соединенного Королевства. А есть Лондон восточный, где стандарты жизни находятся на уровне развивающихся стран. Следуя ставшим привычными постулатам цивилизации, власти призваны стремиться выровнять положение обеих частей, и они это делают. Ориентируясь же на принципы Smart City, мы должны осознанно, на основе тщательно собираемых и обрабатываемых данных, планировать развитие тех интеллектуальных сервисов, которые реально востребованы в том или ином районе Лондона. А исходя из идей connected community, нам необходимо тщательно изучать будущее этого города с учетом того, что мы имеем дело с одним мегаполисом и взаимным проникновением культур в его пределах. От этого, хотим мы того или нет, нам сегодня никуда не деться.
Еще очень хороший пример — это так называемые агломерации городов, связанных между собой территориально, а также экономическими, культурными связями или же общей инфраструктурой. Эта тема, кстати, более чем явно звучит на Московском урбанистическом форуме и является актуальной для России. Хотя не только для нее. На моей родине в Индии это тоже животрепещущая тема, и там популярен термин «города-сателлиты». Если опираться на традиционные принципы Smart City, здесь опять же наши усилия в значительной мере должны быть направлены на то, чтобы людям, живущим в определенных городах, предоставлять те сервисы, в которых они нуждаются, и по возможности обеспечить их, что называется, по месту жительства. И это реально делается. Но даже при идеальном решении вопроса мы никогда не заставим людей вовсе не покидать территорию своего проживания. Они все равно с теми или иными целями будут перемещаться и коммуницировать, и агломерации городов, по сути, являются прекрасным модельным сценарием, позволяющим изучать нюансы этой непростой проблемы миграций.
Здесь вполне можно опять вернуться к технологиям. В контексте темы Smart City мы часто и совершенно справедливо говорим о таких вещах, как, скажем, мобильность, геопозиционирование или клиентская аналитика. С помощью комбинации соответствующих возможностей мы можем, например, лучше понимать потребности посетителей торговых центров, ресторанов, театров, спортивных клубов и пр. Затем городская инфраструктура развивается в нужном направлении, запросы людей удовлетворяются лучше, и таким образом решается задача реализации концепции Smart City. Но с помощью тех же технологий можно и нужно производить мониторинг более глубоких социальных процессов, связанных с современной урбанизацией, изучать, как формируются социумы, как они вступают в контакт между собой в мегаполисах, каким образом мигрирует население на той или иной территории. Мониторинг этих процессов, не говоря уже об анализе тенденций и прогнозной аналитике, представляет собой непростую задачу, важность решения которой сложно переоценить.
Если говорить о технологиях , то сегодня в лексиконе специалистов по автоматизации многих отраслей очень часто звучит термин «платформа», и с ним зачастую ассоциируют разное содержание. В сфере Smart City оно тоже популярно и его тоже пытаются трактовать. Каково его содержание в вашем понимании?
Трактовки термина «платформа» в преддверии активного развития цифровой экономики действительно часто оказываются различными. Но, если проанализировать ситуацию глубже, становится понятно, что это совсем не эклектика. Коммерческие компании трактуют данный термин по-своему, но если бы не было их платформ, то не было бы четкого понимания того, как должны развиваться подобные решения для «умного» города. Иными словами, есть , например, платформенное решение, предлагаемое производителем систем освещения или электропитания. Появление отраслевых платформ в данном случае, как правило, предполагает, что аппаратные компоненты, входящие в комплексную систему, управляемы по ряду параметров (для источников освещения это, например, интенсивность светового потока или цвет излучения). За эффективность этого управления и за точную настройку конечного решения под нужды заказчика как раз отвечает данная платформа. Более того, она по определению открыта, и внешние поставщики могут интегрировать в систему свои продукты, делая ее таким образом еще более мощной и функциональной. Но при этом мы остаемся строго в рамках отраслевой разработки, связанной, как в нашем примере, с освещением или энергетикой.
Платформа для Smart City — Cisco Smart + Connected Digital Platform (CDP)) –играет роль объединяющего начала или своего рода платформы платформ. C ее помощью мы можем решать уравнения с несколькими неизвестными. Если вам нужно увязать те же решения в сфере городского освещения с концепцией обеспечения безопасности в городе или включить их в общую процедуру управления проведением крупного городского мероприятия, то задача оптимизации параметров множества отраслевых ИТ-систем и будет тем самым уравнением со многими неизвестными. В задачах оперативного управления функции платформы городского масштаба в частности сводятся и к тому, чтобы сформировать дэшборды, интегрирующие данные из многих систем или отраслевых платформ.
То есть в парадигме концепции Smart City можно смело утверждать, что если вы не интегрируете системы, то вы и не обеспечиваете должного качества управления.
Что должно означать появление платформенных решений для конечного пользователя?
Интеграция на уровне платформы прямо ведет к достаточно популярному уже сейчас сервисному подходу в ИТ. Соответствующее движение зарождалось еще на уровне управления «умным» зданием. Если снова брать за основу пример с освещением, можно сказать, что соответствующая система управления может учитывать количество находящихся в помещении людей и в соответствии с этим менять интенсивность генерируемого светового потока. Все это можно организовать на уровне отраслевой платформы, хотя в подобных масштабах вполне можно обойтись и без нее. Если пойти далее, можно подключить и другие подсистемы здания. Например, делая предположение , что сотрудники, покидая данное помещение, возможно, покидают и само здание, на какое-то время необходимо адаптировать систему управления лифтами или находящейся рядом парковкой. Это уже будет делаться на основе платформы «умного» здания, оркестрирующей функционирование сразу нескольких отдельных систем. Мне хочется подчеркнуть, что именно в случае интегрированного менеджмента обитатели умного здания получают для себя полноценный сервис, повышающий комфортность их пребывания в нем. Точно такие же принципы справедливы и для городского управления.
Еще один важный и до конца не решенный вопрос состоит в том, на каких коммерческих принципах развивается платформа. Многие производители пытаются применять традиционную модель продажи платформы, в то время как альтернативный способ предполагает ее монетизацию за счет создаваемых на ее основе приложений. Второй способ более прогрессивный и фактически является единственно возможным, если речь идет о платформе для Smart City. К конечным пользователям это имеет прямое отношение, если мы говорим о создании приложений фактически силами жителей самих городов на основе открытых данных. Да и косвенно за счет более сильной мотивации к созданию любых приложений для жителей городов и муниципального управления второй способ монетизации представляется более предпочтительным.
Стоят ли сейчас на пути этой интеграции какие-либо значимые препятствия?
Я считаю, одним из основных вопросов, который необходимо решить, открывая дорогу к созданию решений любого масштаба, являются стандарты. И раз уж в качестве примера мы выбрали системы освещения, можно упомянуть стандарт DALI (Digital Addressable Lighting Interface), который призван управлять системами соответствующей функциональности. Эта спецификация претендует на роль международной, но при этом она все же не единственная. В области Internet of Things мы сейчас чаще говорим о таких коммуникационных стандартах, как, например, Zigbee или Narrowband IoT, потому что они претендуют на роль доминирующих. Существуют и менее заметные предложения по стандартизации коммуникаций в сфере IoT. Пока стандарты не определены, формировать действительно масштабные решения на основе платформ для Smart City (а именно под такие системы данные платформы и создаются) вряд ли удастся достаточно эффективно.
Радует то, что мы не наблюдаем откровенную войну стандартов, какая, скажем, велась много лет назад, когда еще не было до конца ясно, какая спецификация окажется победителем в области локальных сетей или в сфере промышленных сетей цехового уровня. В рамках ежегодно проходящего форума Internet of Things World Forum (IoTWF), одним из активных участников которого является наша компания, ведутся весьма конструктивные содержательные и лишенные какого-либо «воинственного» оттенка дискуссии о перспективах стандартизации. Столь же содержательный диалог я наблюдал и на Московском урбанистическом форуме.