Intelligent Enterprise: Обычно когда речь идет об автоматизации бизнес-задач на том или ином предприятии, мы по умолчанию предполагаем некий верхний уровень, на котором в основном анализируется информация и принимаются решения. Но такие задачи стоят ведь и на цеховом уровне, а если мы имеем в виду предприятие масштаба ЧТПЗ, то, наверное, тем более…
Денис Савенков: Да, разумеется, такие задачи стоят. На цеховой уровень транслируется весь план-график заказов, который принимается к исполнению на высшем уровне, что, впрочем, очевидно. Тут уместнее говорить о неких категориях задач, характерных именно для цехового менеджмента. Это идентификация и организация прослеживаемости продукции, формирование сменно суточных заданий, отслеживание их исполнения, контроль качества и т. д.
Это, я думаю, ключевые вещи. Точно так же, как и на любом уровне, в данном случае речь может идти о разумной насыщенности бизнеса технологиями автоматизации, и здесь очень многое завязано на техническую оснащенность работы того или иного производственного подразделения и на типовые требования заказчика. В масштабе ЧТПЗ отдельных цехов многие десятки, и большая их часть реализует внутри себя самостоятельный производственный процесс. Этот факт, кстати, способствует тому, что выделять решение самостоятельных бизнес-задач даже на уровне отдельных цехов здесь значительно легче.
Среди них, однако, есть сверхпередовые, где внутрицеховая логистика сырья, полуфабрикатов и готовой продукции реализована даже не с помощью автоматизации контроля, а в полностью автоматическом режиме, который в штатной ситуации вовсе исключает участие в процессах человека. И эти цеха помимо систем класса АСУТП, MES, оснащены всей необходимой техникой, чтобы контролировать логистику, полностью управлять ею и осуществлять все физические перемещения. А есть и такие цеха, где стоит оборудование тридцатых годов прошлого века, вполне исправно, впрочем, работающее.
Нет смысла говорить и о том, что заказчики продукции, которую эти цеха выпускают, предъявляют к ней разные требования. Для первой категории наших клиентов (в числе которых, например, строители газопроводов «Южный поток» и «Северный поток») качество каждой трубы имеет первостепенное значение. При этом для них важна та самая прослеживаемость продукции с максимальной глубиной и детальностью — вплоть до руды, из которой изготовлена отдельная труба, и информации о том, кто делал шов на ней и кто контролировал его качество. У другого цеха заказчики объективно не столь требовательны. Там по определению нельзя гарантировать решение задач прослеживаемости на столь детальном уровне, но это и не нужно. Если необходимо, вполне можно организовать, скажем, пакетный учет, а более детальный потребует серьезнейших вложений, что нецелесообразно. В этом, собственно, и состоят принципы разумной автоматизации.
Насколько вообще широк спектр требований заказчиков в отношении тех характеристик производственного процесса, о которых вы только что сказали?
Иногда прослеживаемость оказывается вообще не нужна, но, как правило, она все таки бывает необходима на уровне партии, что, как правило, просто. В то же время у нас существуют, например, изделия специального назначения. Они могут производиться по уникальной технологии в единичном экземпляре и стоить очень дорого. На каждую трубу выпускается отдельный комплект документации, и в данном случае одно изделие может идентифицироваться по целому ряду параметров. Разумеется, существует масса промежуточных вариантов, и каждому из этих сценариев соответствует адекватный уровень автоматизации как в смысле оснащения аппаратурой типа АСУТП, так и в отношении логики организации информационных потоков на уровне цеха.
Насколько идентификация и прослеживаемость продукции, которую производитель по сути организует внутри своих цехов, оказывается востребована клиентами компании на практике?
Вопервых, если мы производим для заказчика уникальную или даже ключевую для его бизнеса продукцию, то прослеживаемость осуществляется по сути до того момента, когда данная продукция будет окончательно смонтирована на площадке клиента — например, уложена на морское дно и состыкована с имеющимся участком газопровода. Конечно, от начала добычи руды и до момента укладки трубы, на изготовление которой данная руда была использована, целый ряд независимых организаций выполняет эту работу в отношении сырья, промежуточной и полностью готовой продукции. И, кстати, всё это совершенно не уникально для нашей отрасли. Но именно трубники являются своего рода агрегаторами данного процесса, выстраивая его не только внутри собственного производства, но и собирая данные от сталеплавильных, сталепрокатных цехов, а если необходимо, то и от организаций, осуществляющих доставку или монтаж.
Если что то происходит уже в процессе эксплуатации, трубу в прямом смысле слова могут поднять со дна моря, локализовать дефект, и впоследствии собранная информация оказывается фактически незаменимой в работе по претензиям. В то же время здесь имеют значение не только сами данные. Должны быть адекватно зафиксированы связи между ними, проконтролировано движение информации, собраны, структурированы и сохранены все необходимые документы. А это, как известно, тоже вопрос применения информационных технологий.
Технические средства идентификации в производстве по ряду объективных причин часто бывают весьма специфичны. Привычные всем нам штрихкоды далеко не всегда можно использовать в реальном производстве. Что вы могли бы сказать по этому поводу, имея в виду деятельность вашей компании?
В этом плане мы используем широкий спектр технологий, если не сказать, что все те, которые популярны на сегодняшний день. Существуют у нас классические штрих- и QR-коды. Где необходимо, применяется символьная маркировка, впоследствии распознаваемая системами технического зрения. Активно работаем мы и с RFID-метками, хотя в настоящее время скорее в форме НИОКР. Данными технологиями сейчас очень интересуется нефтегазовый сектор.
Надо отметить, что сдерживающим фактором распространения RFID в деятельности компаний является не только и не столько стоимость данной технологии, о чем говорят очень часто, но и недостаточная проработка в отношении стандартов их использования. Сейчас такие стандарты как раз устанавливают, и наша отрасль намерена их придерживаться.
А как производство на цеховом уровне поддерживается конкретными категориями информационных систем?
Концептуально здесь всё вполне консервативно, как, я думаю, и в большинстве серьезных производств и в России, и во всем мире. Уровни АСУТП и MES выделялись в производствах, подобных нашему, много лет назад, и точно так же они выделены и сейчас. Решаемые на этих уровнях задачи тоже в целом не изменились за много лет. На уровне АСУТП собирается первичная информация о ходе производства, а системы исполнения производственных процессов (MES) как раз заняты решением тех задач, о которых мы говорили: прослеживаемостью материальных потоков и планированием производственной деятельности на цеховом уровне. Именно на эти принципы ориентируется и ЧТПЗ.
А вот в отношении архитектуры цеховой автоматизации (быть может, за исключением АСУТП) мы видим на рынке более вариативные решения.
Что касается MES-уровня, мы придерживаемся принципов строго локальных решений, жестко ассоциированных с задачами каждого цеха и привязанных к цехам в том числе территориально. Это в свою очередь отражается и на архитектуре конкретных цеховых MES систем, и на логике обработки данных на этом уровне. Отказываясь от какой либо централизации и унификации, мы, во первых, исходим из того, что MES система в любом случае должна быть ближе к цеху, а во вторых, учитываем особенности нашего, металлургического производства. У нас, как я уже отмечал, большинство цехов во многом реализуют законченный производственный цикл, и соответственно межцеховые связи в нашем бизнесе развиты совсем не так, как, скажем, в машиностроительном производстве. Таким образом, задачи, за которые традиционно отвечают MES-системы, не столь рельефно обозначаются на пограничном между отдельными цехами уровне.
К характеристикам ИТ-архитектуры я отнес бы и то, что границы между MES- и ERP-функционалом у нас проведены достаточно четко, что бывает далеко не в каждом производстве, где имеются оба класса систем. Никакого пересечения функций или их дублирования у нас нет. Я бы сказал, что достигнуть этого нам во многом удалось потому, что мы развиваем ERP систему собственной разработки и соответственно определить границы функционала в отношении совокупности задач автоматизации конкретно на ЧТПЗ нам всегда проще. Это не единственное преимущество, которое мы получаем от развития собственной ERP-системы. Просто это хороший пример в контексте нашего разговора.
Говоря об архитектуре автоматизации, хочу также отметить портал, с помощью которого наши заказчики могут в реальном времени следить за исполнением своих заказов. Напрямую эту систему трудно отнести к цеховой автоматизации, однако основой ее функционирования являются те самые идентификация продукции и прослеживаемость материальных потоков, о которых мы говорили раньше.
Какие либо характерные именно для ЧТПЗ особенности ведения бизнеса имеют отражение на внедрениях и эксплуатации информационных систем цехового уровня?
Мы уже говорили о высокотехнологичных процессах внутрицеховой логистики, штатный режим исполнения которых не предполагает участия человека. Разумеется, здесь в тесной интеграции друг с другом задействованы не только самые современные системы автоматизации низкого и промежуточного уровней, но и передовая робототехника. В данном случае я имею в виду один из наших цехов — «Высота 239».
И одновременно именно в этом цеху у нас реализуется философия «белой металлургии», которая была разработана непосредственно на ЧТПЗ и впервые внедрена в 2010 году. Ее развитие в свою очередь связано со значительными изменениями в практике организации бизнеса на всех уровнях. Причем настолько значительными, что мы позиционируем «белую металлургию» по сути как новую отрасль.
Речь идет и об известных в производственном управлении принципах непрерывного совершенствования, и о целой группе направлений работы, ориентированных на профессиональное и личное развитие персонала. Так что когда мы говорим о высоком уровне цеховой автоматизации, отдача, которую она способна обеспечить для бизнеса, связана еще с целым рядом факторов. Это, как я уже сказал, и та планка, что задана требованиями заказчика к качеству нашей продукции и процессам ее изготовления, и высокий уровень организации самого производства, и квалификация сотрудников и их мотивация на дальнейшее ее совершенствование.