О специфике управления лесным хозяйством в России, об использовании в этой отрасли технологии автоматизации, а также о применении универсальных подходов к долгосрочному и оперативному планированию мы беседуем с начальником отдела инновационных программ и информатизации Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) Игорем Илюхиным.

Intelligent Enterprise: Управление лесным хозяйством — тема явно специфическая. Но в то же время мы должны сталкиваться здесь с универсальными управленческими процессами и схемами их автоматизации. Насколько это соответствует действительности и каков в вашем случае баланс между спецификой и универсализмом?

Игорь Илюхин: Одна из основных особенностей нашей отрасли состоит в том, что мы управляем ресурсами, преобразование которых в процессе хозяйственной деятельности зачастую определяется не только теми или иными закономерностями. Лес — не заводская продукция, а часть окружающей человека природной среды. И часть очень значительная. Тут всё или почти всё подчиняется законам природы. Лес растет многие десятки лет, растет определенным образом в разных климатических зонах, и мы не в состоянии ни ускорить эти закономерности, ни изменить их, а можем лишь построить такую систему управления, которая учитывает упомянутый многолетний цикл. Надо сказать, что определение самого понятия «лес» существует сейчас в десятках трактовок, и до сих пор нет ни одной общепризнанной. Это тоже очень яркое свидетельство того, что задачи у нас действительно специфические.

В то же время наш подход в полном значении этого слова промышленный. Лесохозяйственная деятельность в зависимости от региона имеет свои цели, в результате мы должны достигать определенного экономического эффекта, не забывая также и об экологии. А значит, мы должны использовать в целом вполне классические методы долгосрочного планирования и оперативного управления всеми видами ресурсов (прежде всего материальных и финансовых), потребляемых в процессе нашей деятельности. И на разных стадиях управления целесообразно применять современные и часто вполне универсальные инструменты автоматизации управленческой деятельности.

Если проблема управления ресурсами в вашем случае в значительной степени универсальна, значит, должны существовать некие классические области управленческой деятельности — прежде всего учет, мониторинг и анализ изменения состояния ресурсов, долгосрочное и оперативное планирование. Все они наверняка как-то связаны между собой. Но вместе с тем, вероятно, присутствуют следы специфических методов управления. Что вы могли бы сказать по этому поводу?

Построю логику своего ответа по принципу «сверху вниз», начиная от возможности смотреть на развитие с максимального временного горизонта. Тут сразу становится хорошо понятно, что мы имеем дело с естественными законами природы в том числе. Сколько бы ни говорили, что у нас в стране нельзя ничего планировать более чем на пять лет, в нашем случае так никогда не получится. Говоря о долгосрочном планировании, мы имеем в виду не только естественные законы природы. Государственная программа развития лесного хозяйства, принятая в 2012 году, накладывает на нас требование решать целый ряд долгосрочных задач.

Надо сказать, что у нас в стране разработаны математические модели, описывающие рост леса, и разработаны весьма фундаментально. По ним в принципе можно было бы примерно по той же схеме, что и во многих других отраслях, строить так называемую предсказательную аналитику. Необходимые инструменты для этого на рынке есть. И тем самым, опять-таки по вполне сложившейся в автоматизации практике, обоснованно определять ориентиры для построения в будущем уже более конкретных планов. Но применение таких моделей сдерживается целым рядом факторов. Во-первых, официально они не утверждены. Во-вторых, площадь лесного массива в России, составляющая 1 миллиард 180 миллионов гектаров, чрезвычайно разнообразна, одной моделью тут обойтись трудно, а ведь практика применения даже одной модели подобного рода во многих отраслях оказывается весьма «капризной». И наконец, использование модели чаще всего требует полных высококачественных исходных данных — в нашем случае о состоянии леса на той или иной территории. А эти данные мы имеем сейчас далеко не всегда. В итоге целевые параметры пока определяются экспертным путем. В то же время известно, что, скажем, некоторые скандинавские страны вполне успешно управляют породно-возрастным составом леса, выводя его на желаемые показатели в течение 20—50 лет.

Следующий горизонт для нас — десятилетний. Он соответствует так называемому Лесному плану, в котором учитываются четыре вида деятельности: охрана от пожаров, защита от вредителей и патологий, использование лесных ресурсов и их восстановление. Это уже вполне практические направления, где должно быть обеспечено наиболее эффективное выполнение целого комплекса мероприятий. Это и учет, и мониторинг, и финансовое планирование.

Поскольку в данном случае, как надо понимать, мы решаем вполне классические управленческие задачи, хотелось бы остановиться на них более подробно…

Мониторинг ресурсов — это по сути автоматизированное (или даже, как в нашем случае, автоматическое — вовсе без участия человека) отслеживание ряда параметров в реальном времени. Конкретно — тех параметров, которые в принципе можно отслеживать в подобном режиме. В нашей отрасли, например, действует единая информационная система дистанционного мониторинга, позволяющая несколько раз в день производить со спутников сбор и обработку данных о ситуации с лесными пожарами по всей стране.

Существуют также учетные задачи описания характеристик лесного массива. Они решаются на уровне субъектов Российской Федерации. В данном случае (говоря несколько упрощенно) речь идет о том, что весь лесной массив нашей страны поделен на отдельные участки (в нашей терминологии — так называемые выделы); так вот, нужно определить номенклатуру количественных параметров описания каждого выдела, а также процедуры внесения данных, учитывающие, разумеется, дальнейшую консолидацию данных и их обработку в электронном виде. Эта задача в советское время была хорошо решена с точки зрения методик и процедур нормативного обеспечения. На этом фундаменте функционирует несколько локальных программных модулей, обеспечивающих автоматизацию учета, — но они сделаны в разное время разными компаниями и не формируют единого поля информации. Не говоря уже о том, что такие системы используются далеко не во всех регионах.

И наконец есть задачи финансового планирования с горизонтом, которые по-хорошему обязательно должны решаться с использованием информационных технологий. Надо сказать, что в данном случае также пока доминируют методические вопросы, в основном связанные с формированием многочисленных нормативов, и их нам обязательно предстоит решить.

Создание крупных информационно-управленческих систем, предполагающих определенную иерархию решения задач и распределенные механизмы обработки информации, является довольно распространенной задачей. На какие принципы в этом отношении ориентируетесь вы?

Начну с того, что два года назад мы разработали концепцию единой информационной системы лесного хозяйства, которую постепенно начинаем реализовывать. Для разделения управленческих полномочий и соответственно деятельности по работе с информацией мы используем вполне классическую и, наверное, наиболее логичную для нашей деятельности схему.

Основной задачей нашего ве­­домства до последнего времени являлось планирование и распределение денежных средств (субвенций) по регионам, контроль запланированного регионами состава мероприятий, а также мониторинг состояния леса и качества работы субъектов Российской Федерации. Формально это называется мониторингом эффективности исполнения субъектами РФ переданных им полномочий. В более привычных ИТ-специалистам терминах речь идет о задачах поддержки бюджет­ного процесса, о гибких инструментах составления отчетности и ин­струментах класса Business Intelligence. Кроме того, как я уже говорил, задачи планирования вообще и финансового в частности требуют серьезной и длительной подготовительной работы по формированию разного рода нормативов и справочников. Возвращаясь опять-таки к информационным системам, речь идет о поддержке этой деятельности ИТ-инструментами класса Master Data Management. Для решения перечисленных задач в центральном аппарате нашего ведомства выбрана платформа IBM Cognos, которую мы сочли для себя наиболее оптимальной. К тому же по понятным причинам нам необходима постоянная привязка наших информационных ресурсов к географическим координатам и соответст­венно способность систем поддерж­ки управленческой деятельности работать в контексте геоинформационных технологий, которые сами по себе являются бурно развивающимся в настоящее время направлением. Это лишний раз говорит о необходимости выбора мощного промышленного ИТ-решения.

Что касается деятельности в регионах, то это отдельный вопрос. Как я уже сказал, на уровне субъектов РФ согласно нашей концепции должна вестись работа по описанию параметров лесного массива. В логике единой системы предполагается, что эти данные периодически должны поступать к нам в Рослесхоз. Кроме того, в регионах ведется хозяйственная деятельность как таковая.

Лесные земли могут отдаваться в аренду, предоставляться под определенное использование, для чего заключаются различные договоры. Ведется также специализированный учет различных ресурсов в разных разрезах, осуществляется оборот документов и т.д. Иными словами, в регионах создана своего рода «лесная ERP-система». Жестких стандартов здесь мы не устанавливаем, и развитость разных регионов в этом отношении пока разная. В последнее время получили распространение системы на платформе «1C», «заточенные» на решение наших отраслевых задач.

На практике развертывание различных процессов обработки информации проходит не одновременно. Несмотря на то что по сути всегда имеется в виду полный цикл работы с данными, какие-то направления развиваются первыми, какие-то следуют за ними. Какова ситуация в вашей организации?

Опережающими темпами руководство потребовало от нас создания Государственного лесного реестра, то есть учетной системы, описывающей состояние каждого выдела на всей площади, занимаемой лесом в России. С информационной точки зрения речь идет о некоторой предварительной работе по определению тех же мастер-данных, по формированию оптимальных процессов сбора и передаче информации; параллельно должна вестись и территориально-распределенная работа по вводу данных в систему и консолидации учетной информации в центре. То есть в общем мы говорим о стандартных, хотя и весьма масштабных по объему задачах. Существует более сорока стандартных шаблонов документов, из которых сотрудники на местах вводят фактические данные в систему. На основе этой информации мы формируем отчетность, и сейчас уже более половины всех исходных для составления отчетности данных поступает к нам именно по такой схеме. Наличие таких данных — актуальных, подробных и достоверных — создает предпосылки для обоснованного планирования состава и объема мероприятий и, следовательно, для автоматизации процессов планирования.

Однако полностью перейти к задаче бюджетного планирования сейчас сложно вследствие большого количества методической работы, которую предстоит сделать. Так что это направление будет, по всей видимости, развиваться с некоторым запаздыванием.