Внедрение облачной версии офисного комплекса в компании «Седьмой Континент» стало первым в российской розничной торговле. Об итогах этого проекта мы беседовали с Александром Першутовым, ИТ-директором «Седьмого Континента», лауреатом премии IT Лидер13.
Intelligent Enterprise: Использование облачных решений часто упрощает задачи интеграции со смежными системами, в том числе групповую работу и унифицированные коммуникации. Так ли это? Использовали ли вы такие возможности?
Александр Першутов: Да, это так. Начнем с предыстории. Те сервисы, которые предоставляет Microsoft Office 365, включая электронную почту и портальные решения, не являются первыми на рынке. У других компаний к моменту выхода Office 365 аналогичные решения уже были. И Office 365 стал нам интересен как раз потому, что сочетал полный набор средств для создания и редактирования документов с дополнительными подсистемами и мог интегрироваться с другими инфраструктурными сервисами на базе продуктов Microsoft — Active Directory, Exchange, Lync и целым рядом других. Стояла также задача сопряжения сервисов Microsoft и Cisco. Это непростая задача, но при наличии квалифицированных специалистов и с помощью сотрудников обеих компаний всё было разрешено в разумные сроки. Благо что обе компании сознают, что отсутствие интеграции с другими продуктами в том или ином решении означает его провал.
При этом для нас, как и для любой крупной организации, переход в облако целиком и полностью не представляется возможным. Наше решение является гибридным. И задача интеграции состояла как раз в том, чтобы объединить внешние и внутренние сервисы. В качестве последних выступали, в частности, служба каталогов Active Directory и коммуникационная система Lync. У Lync есть и облачная версия, но поскольку нам был необходим функционал корпоративной телефонии и интеграция с офисной АТС, мы развернули собственную инфраструктуру.
Чем облачная версия офисного комплекса оказалась удобнее традиционной?
С точки зрения доступного пользователям функционала Office 365 ничем не отличается от традиционного Microsoft Office в сочетании с Exchange, SharePoint и Lync. Но то, что обслуживание вынесено на внешнюю площадку и предоставляется как услуга, дает целый ряд преимуществ. Прежде всего не потребовалось расширение ИТ-инфраструктуры. Даже более того, часть мощностей была свернута, что позволило обеспечить более высокий уровень качества других критически важных сервисов. В итоге мы сэкономили довольно значительные средства, которые были перенаправлены на другие проекты. Помимо этого появилась возможность предоставлять необходимые сервисы вне периметра нашей корпоративной сети, причем с гарантированными параметрами качества, регламентируемого соглашением об уровне сервиса. И наконец, лицензионная политика у Office 365 существенно более гибкая, что делает офисные приложения по-настоящему мобильными. В отличие от традиционного Microsoft Office допускается их использование на пяти системах, причем не только рабочих, но и личных.
Что касается качества услуг, то Microsoft заявляет хорошие показатели. Но вопрос ответственности пока в России остается открытым. Насколько мне известно, сейчас ее никто не страхует. И как раз данное обстоятельство, связанное с фактическим отсутствием материальной ответственности поставщика услуги перед клиентом, является главной бедой для развития облачных вычислений у нас. Естественно, в таких условиях никто не станет переносить в облако более-менее серьезные сервисы поддержки бизнес-процессов, от функционирования которых будет зависеть работоспособность компании.
Часто приходится слышать, что внедрение облачных решений требует серьезного обновления сетевой инфраструктуры. Как с этим было у вас? И как решалась задача обеспечения работоспособности сервисов в условиях недостаточной пропускной способности каналов связи?
Основной проблемой стала интеграция внешних и внутренних сервисов. Но в саму инфраструктуру никаких серьезных изменений вносить не пришлось. Потребовалась тонкая настройка синхронизации данных по пользователям.
Многие проблемы были решены на стадии планирования проекта. Действительно, каналы связи являются потенциальным узким местом, и их перегрузка чревата серьезными нарушениями в работе критичных бизнес-приложений. Это касалось прежде всего оптимизации основного и резервного каналов связи с внешними сервисами. Ну а внутренняя инфраструктура практически никаких изменений не претерпела.
Все филиалы у нас подключены с использованием высокоскоростных каналов. При этом проблем с работоспособностью сервисов из-за недостаточной пропускной способности сети не возникало. Что касается мобильных сотрудников, то они могут использовать любые способы подключения к Интернету, включая сотовую связь, кабельных и прочих провайдеров. Какой-то работающий вариант можно найти практически в любой деревне. Тем более, что для работы сервисов достаточно канала в 64 кбит / с. Это я проверил на себе. Да, некоторые ограничения тут есть, например, нет возможности проводить видеоконференции. Но основные функции, на которые приходится порядка 80% решаемых офисными сотрудниками задач, работают — например, создание и редактирование документов, почта, поиск информации, речевые коммуникации. И это также является важным преимуществом облачных технологий, поскольку позволяет добиться независимости от простоев корпоративной сетевой инфраструктуры, которые исключать нельзя.
Как решался вопрос с установкой мобильных приложений на устройства сотрудников, в том числе и на их собственные? И что можно сказать о поддержке множества различных программно-аппаратных платформ?
Да, сотрудники устанавливали на свои смартфоны мобильную версию Lync. Тут Microsoft оказалась в роли догоняющего, но сейчас мобильная версия клиента данного сервиса вполне функциональна и является достойной альтернативой другим решениям, представленным на рынке. Используем мы и решения Cisco, которая также имеет мобильные версии своих продуктов для всех более-менее распространенных платформ. К слову, обе системы у нас интегрированы, и проблемы с тем, чтобы обмениваться звонками между телефонами Cisco и клиентами Lync, давно нет.
Для работы с сервисами SharePoint мы используем Web-приложение, с чем проблемы не возникали ни на одной платформе. Хотя пришлось столкнуться с тем, что какие-то мобильные платформы поддерживаются хуже, чем другие. Причем среди тех, где дело обстоит не слишком хорошо, оказалась и Windows Phone. Во всяком случае проблем с ней было намного больше, чем с Android или iOS.
Как пользователи восприняли переход с традиционного решения на облачное?
Большинство пользователей этого перехода просто не заметило. Облачное решение позволяет использовать те версии Microsoft Office, к которым они уже успели привыкнуть. В итоге на Microsoft Office 2013 перешли только те, кто этого хотел. Не надо напоминать, что любое переобучение пользователей в компании, где количество сотрудников измеряется тысячами, является весьма длительным и затратным мероприятием. А когда рабочая среда остается привычной, то оно не требуется. Но при этом объем почтового ящика вырос до 25 Гбайт. Изменились и групповые политики, но на это никто из пользователей просто не обратил внимания.
Мобильные пользователи заметили лишь, что пришлось поднять какие-то защищенные соединения, для чего могли потребоваться дополнительные сертификаты. Кроме того, больше не нужна помощь ИТ-департамента, чтобы установить Microsoft Office на личный ПК. Лицензия Office 365 допускает использование на пяти устройствах, что существенно больше, чем у традиционного. Причем всё, что нужно, можно сделать из личного кабинета пользователя в облаке.
А что изменилось с лицензированием?
Microsoft часто критиковали за то, что вопросы лицензирования ее продуктов крайне сложны и запутанны, что в итоге часто приводит или к нарушению соглашений, или к перелицензированию, когда закупается больше лицензий, чем необходимо. В том же, что касается лицензирования Office 365, сделан большой шаг вперед. Мы имеем полную ясность с количеством используемых лицензий. И у нас просто нет возможности нарушить лицензионное соглашение, поскольку контроль идет в онлайне. В итоге вопрос о проведении всяческого рода аудитов закрывается сам собой: и мы, и Microsoft знаем, какой объем лицензий у нас используется.
Насколько эффект от перехода на облачное решение совпал с ожиданиями? Были ли достигнуты такие результаты, на которые поначалу не рассчитывали?
Никаких сюрпризов не было, поскольку мы вели длительный, в течение полугода, пилотный проект. Для сравнения: все работы по основной части проекта миграции на Office 365 заняли три месяца. Причем большая часть этого времени ушла на интеграцию с другими сервисами. Миграция же пользователей потребовала всего трёх дней, и этого попросту никто не заметил.
Хотя все же хотелось бы предложить и Microsoft, и другим провайдерам облачных услуг подтянуть смежные сервисы, связанные, в частности, со страхованием рисков. А именно это является главным препятствием на пути перехода к облачным решениям в России. Над этим должны задуматься и страховые компании. В Америке и Европе страхование такого рода рисков — обычное дело. Да и сами поставщики услуг могут что-то делать в данном направлении. Облачные услуги часто сравнивают с коммунальными. Но ведь при наличии того же электроснабжения мы все равно устанавливаем и источники бесперебойного питания, и автономные дизель-генераторы, чтобы перейти на автономное питание в случае аварии в электросетях. Что-то похожее можно предусмотреть и для облачных сервисов. Чтобы заказчик мог в случае необходимости поднять всю инфраструктуру у себя, тем самым минимизировав ущерб от простоя. Для крупной компании, как я уже говорил, любое решение будет гибридным, и часть инфраструктуры в любом случае у нас остается. Равно как и свой персонал.
о проекте
В «Седьмом Континенте» насчитывается 3000 пользователей, из которых 600 располагаются в центральном офисе, а остальные распределены по 156 магазинам. Компании требовалась замена системы хранения сообщений электронной почты, так как прежняя не позволяла увеличить объем почтовых ящиков сотрудников. Для решения данной задачи было предложено внедрить Office 365, что позволило бы также сократить затраты на поддержку (около 200 тыс. долл.) и улучшить интеграцию с коммуникационными системами в компании.
ОАО «Седьмой Континент» было основано в 1994 году и является российской розничной торговой сетью и одним из лидеров розничного рынка России. Компания «Седьмой Континент» — одна из первых российских мультиформатных розничных сетей. Работа сразу в нескольких форматах позволяет компании не только постоянно расширять сферу своей деятельности, но и повышать конкурентоспособность магазинов, увеличивать круг постоянных покупателей с самыми разными потребительскими предпочтениями и доходами. Магазины компании: «Седьмой Континент — Пять звезд», «Седьмой Континент — Универсам», «Седьмой Континент — Рядом с домом», «Седьмой Континент — Гастрономия», «НАШ Гипермаркет».