К 2008 г. компания «ТиссенКрупп Материалс» подошла как динамично развивающийся сетевой металлотрейдер. Стратегия развития подразумевала региональную экспансию. Но в этот момент дирекция компании и ее акционеры столкнулись с неприятным фактом — ИТ-инфраструктура компании не могла обеспечить поставленные задачи. Время простоя сервисов становилось критичным, резервы для масштабирования были исчерпаны. В этот момент и возникла идея глобальной модернизации собственной ИТ‑инфраструктуры. О том, как шел этот проект, и о его результатах мы беседовали с ИТ-директором этой компании Алексеем Газизовым.
Intelligent Enterprise: Почему было решено строить свой ЦОД, а не прибегать к услугам аутсорсинга?
Алексей Газизов: После многочисленных обсуждений с дирекцией и акционерами компании появилась концепция будущей ИТ-инфраструктуры. Она подразумевала создание центра обработки данных. Те технологии и инновации, которые закладывались в концепцию на этапе планирования, на тот момент отсутствовали на российском рынке аутсорсинга. Как вариант рассматривалась возможность разместиться в дата-центрах материнской компании, но тут мы столкнулись бы с проблемами размещения специфичного программного обеспечения и оперативной технической поддержки пользователей. Мы также рассматривали вариант глобального аутсорсинга ИТ-инфраструктуры в целом, но ценовые предложения были неприемлемы для того времени.
Использовался ли опыт материнской компании? И если да, то как?
На этапе обсуждения концепции я провел многочисленные консультации с CIO подразделений концерна в разных уголках мира — странах Европы, США, Австралии. Но уникальность российского внедрения заключалась в том, что коллеги за рубежом имели долгое поступательное развитие и были скованы уже внедренными решениями, в то время как мы строили все с нуля. Это позволило российской команде комплексно внедрить передовые технологии по виртуализации, системам хранения данных, принципам построения распределенной сети.
Предполагалось ли изначально создание подсистемы хранения в рамках проекта создания ЦОД?
Да, такая задача ставилась изначально, как один из краеугольных камней новой ИТ-инфраструктуры. Она должна была удовлетворять очень многим требованиям. Достаточно перечислить те сервисы, которые ее используют: это и СУБД, и почтовые серверы, и файловые каталоги, и, естественно, система виртуализации.
Были ли какие‑то факторы, мешавшие внедрению полноценной СХД (проблемы с энергетикой, отсутствие подготовленного персонала, что‑то другое)?
На стадии обсуждения концепции оператор дата-центра (компания WestCall) провел все необходимые подготовительные инженерные работы, внедрением занималась смешанная команда специалистов нашей компании, инженеров компании-поставщика («Ай-Ти Бизнес Груп») и приглашенных независимых консультантов — экспертов в узких областях.
Корректировались ли требования к СХД по ходу проекта? Когда это произошло, до начала реальных работ или уже по ходу проекта? Ведь очень часто в проектах внедрения виртуализации емкость СХД недооценивается…
Нет, тщательная подготовка и расчет проекта позволили обойтись без корректировок. Это было возможно, отчасти, и потому, что за несколько месяцев до этого подобный проект, только в других масштабах, был завершен мною на одном из российских телеканалов. За основу брались наработки прошлых внедрений, скорректированные под задачи и масштаб бизнеса «ТиссенКрупп Материалс».
Чьи системы и ПО использовались при создании подсистемы хранения данных? Почему были выбраны именно они? Насколько справедливо мнение, что СХД всех ведущих производителей имеют в целом практически идентичные технические и эксплуатационные характеристики при минимальных различиях в цене?
В проекте использовалось оборудование компании НР — дисковый массив MSA 2000‑й серии, с коммутацией по FibreChannel c blade-корзинами системы виртуализации. На выбор повлияло несколько факторов. В первую очередь это собственный положительный опыт использования подобных систем в прошлых проектах. Преимуществом стали и наличие глобального соглашения между НР и ThyssenKrupp, что позволило получить отличную предпроектную поддержку в московском офисе НР, и конкурентные цены.
Наверное, я соглашусь с мнением, что системы хранения данных от разных производителей во многом похожи, в том числе и в ценовом разрезе. Но это сразу после выхода с конвейера. Дальше возникает ряд факторов, которые влияют как на цену, так и на предпочтение пользователей. Во-первых, это возможность приобрести оборудование по меньшей цене за счет маркетинговых акций или глобальных соглашений с вендором. Во-вторых, наличие обученного сертифицированного персонала на этап внедрения и последующей эксплуатации. Конечно же, эти слова относятся к системам, равным по классу и возможностям.
Есть ли у вас резервный ЦОД? А если нет, то планируется ли его создание?
Да, в стратегической перспективе создание резервного центра обработки данных будет необходимо. Сейчас оцениваются возможные варианты такого решения. Также необходимо оценить возможность работы всех сервисов в схеме с двумя ЦОД.
Как шли работы по проекту? Были ли при этом какие‑то сложности или нештатные ситуации?
Работы по проекту велись в самый разгар мирового финансового кризиса (конец 2008 — начало 2009 г.). Собственно, все возникавшие проблемы были связаны именно с этим фактором — сложности в финансировании, особые условия поставки оборудования в тот период. Плюс наложился фактор Нового года и связанные с ним проблемы растаможки оборудования. Все это поджималось обозначенными в проекте сроками окончания. Но благодаря слаженной работе всех участников проекта все трудности были преодолены.
Потребовалось ли обучение персонала? И если да, то как его организовали?
Конечно, как и при любом новом внедрении, обучение требовалось. Был составлен сбалансированный годовой план обучения инженеров. Обучение осуществлялась по смешанной схеме — авторизованные учебные центры и внутренние семинары.
Использовались ли средства автоматизации задач резервного копирования?
При наличии таких объемов информации не обойтись без отлаженного многокомпонентного плана резервного копирования. Эта задача решается средствами программного обеспечения компании Symantec (Veritas) BackupExec и ленточных библиотек НР MSL 4048. Система резервного копирования была внедрена на стадии запуска подсистемы виртуализации силами инженеров «ТиссенКрупп Материалс».
Какой положительный эффект был достигнут в ходе реализации проекта?
Первое, что мы услышали от пользователей, — это вздох облегчения. И, на мой взгляд, это самое главное. Можно очень много говорить о заложенной масштабируемости, отказоустойчивости, увеличении скорости обработки данных. Но когда видишь, что ты облегчил работу конечного пользователя, что ему стало приятно и удобно работать, — это радует. С окончанием проекта время простоя сервисов было сведено к нулю, управление массивом данных стало удобным и безопасным, каналы связи обрели гарантированную безопасность, у бизнеса появилась возможность реализовать свою стратегию регионального развития.
Каковы планы на ближайшую перспективу?
В данный момент компания занята внедрением системы электронного документооборота и инфраструктурными проектами систем связи. Электронный документооборот налагает дополнительные требования на существующую систему хранения данных, так что предстоит модернизация с расширением внедренных решений.
С Алексеем Газизовым можно связаться по адресу gazizov.am@tkmr.ru