Компания R.STAHL AG была образована 120 лет назад как семейное предприятие. Теперь это международный концерн, являющийся мировым технологическим лидером в области взрывозащищенного электрооборудования и комплексных решений для взрывозащиты. На предприятиях в странах бывшего СССР, в том числе и в России, продукция R.STAHL применяется с 1970‑х годов. «Р.ШТАЛЬ», дочерняя компания R.STAHL в России, основана в январе 2009 года. О том, как проходил первый этап проекта автоматизации бизнеса в этой компании, и о дальнейших планах развития мы беседовали с ее генеральным директором Александром Махмудовым.
Intelligent Enterprise: По какой причине было решено поменять работающую систему автоматизации на Microsoft Dynamics NAV EXPRESS? Какие сложности и ограничения способствовали началу работ по проекту?
Александр Махмудов: Компания «Интерпромприбор», из которой выделилась «Р.ШТАЛЬ», всегда на протяжении своей 12‑летней истории использовала для автоматизации учета продукты компании «1С» и продолжает их применять до сих пор. На момент начала работ по проекту мы использовали «1С: Предприятие 7.7», в том числе для ведения базы данных клиентов. Вместе с тем, корпоративным стандартом для всех дочерних компаний концерна R. STAHL AG является система Microsoft Dynamics NAV. Нам также настоятельно было рекомендовано использовать именно ее. И задача состояла в том, чтобы за максимально короткое время внедрить эту систему, включить туда наработанную базу клиентов и начать оперативную деятельность как можно быстрее. Для этого надо было решить задачу автоматизации бухгалтерского и налогового учета, а также управление продажами. Именно эти задачи предусмотрены решением Microsoft Dynamics NAV EXPRESS, которое основано на стандартной системе Microsoft Dynamics NAV.
А что именно представляет собой пакет Microsoft Dynamics NAV EXPRESS? Это ограниченная версия Microsoft Dynamics NAV?
Нет, Microsoft Dynamics NAV EXPRESS — это решение на базе Microsoft Dynamics NAV. Оно нисколько не ограничивает стандартную функциональность, но с ним поставляется готовая настройка для управления финансами, дистрибуцией и российским бухгалтерским учетом, а также комплект русскоязычных документов и шаблонов для проекта быстрого развертывания системы.
Связывало ли что‑то компании NaviCon Group и «Р. ШТАЛЬ» до начала проекта? Как и почему был выбран именно этот партнер?
До начала проекта ничего не связывало компании — и это неудивительно, учитывая весьма небольшую историю. Наша материнская компания R.STAHL AG провела мониторинг российского рынка. И ее выбор остановился на компании NaviCon Group, у которой был большой опыт внедрения систем автоматизации бизнеса в российских филиалах международных компаний, в том числе и тех, чьи центры расположены в Германии. А для германских компаний наличие хороших рекомендаций крайне важно, что, на мой взгляд, и предопределило этот выбор.
Как шли работы по проекту? Из каких этапов они состояли? Были какие‑то сложности?
Работы по реализации проекта начаты в феврале 2009 года. При этом была использована методология быстрого внедрения ERP‑системы в сочетании со стандартными настройками Microsoft Dynamics NAV, входящими в пакет Microsoft Dynamics NAV EXPRESS. В итоге нам удалось уложиться в два месяца, несмотря на целый ряд непредвиденных обстоятельств. Как правило, это были неувязки организационного характера. Если в нашей материнской компании есть полноценный отдел, занятый сопровождением ERP‑системы, то у нас за все ИТ отвечает пока лишь один сотрудник. И когда кого‑то из них вдруг по той или иной причине не оказывалось на месте, то работы вполне могли на некоторое время встать.
На этом же этапе была осуществлена миграция данных из ранее используемой нами системы на базе «1С: Предприятия» в новую систему. Никаких серьезных проблем при этом не возникло. Сложности, связанные с использованием в этих продуктах разных кодировок кириллицы, удалось благополучно разрешить. Но при этом стоит иметь в виду, что «Р.ШТАЛЬ» — очень молодая компания, и объем накопленных данных был небольшим. Фактически речь шла только о справочнике по клиентам. Значительный объем первичных данных вводился просто вручную, что к тому же позволило персоналу получить начальные навыки работы в системе.
Однако этим программа обучения не ограничивалась. Обучение нашего персонала работе с системой вели сотрудники компании NaviCon Group. Занятия устраивались дважды в неделю у нас в офисе, без отрыва от производства. Этот процесс шел параллельно с работами по внедрению системы.
Ряд сложностей был обусловлен тем, что в R.STAHL AG очень высокий уровень централизации. Так, все базы физически находятся в Германии. Доступ к ним осуществляется с помощью технологий терминального доступа — через публичные интернет‑каналы. Для защиты информации мы применяем технологии виртуальных частных сетей, которые создаются с помощью программно-аппаратного решения Cisco VPN.
Продукты «1С» и Microsoft между собой существенно отличаются. Это создавало какие-то неудобства? Обоснован ли выбор Microsoft Dynamics NAV EXPRESS? Каковы первые результаты проекта? Что вы приобрели?
Всегда и всему надо учиться. Так что это вопрос времени. Да, новая система сложнее в обращении. Зато она более функциональна, особенно в области аналитической отчетности. У этой системы больше потенциальных возможностей при росте бизнеса. А планы дальнейшего роста у нас есть.
Самое главное — мы получили больше возможностей для аналитического учета. В продуктах «1С» мы их не имели. Кроме того, мы стали соответствовать корпоративному стандарту. Ну и, как уже было сказано, мы видим больше потенциала для роста, причем во всех смыслах: как функционала системы, так и роста нашего бизнеса. Но это только самые первые результаты. В целом же говорить об этом было бы несколько преждевременно, поскольку пока завершен лишь самый первый этап проекта автоматизации, который охватывает далеко не все сферы деятельности. Пока речь идет только об автоматизации бухгалтерского и налогового учета, а также управления продажами.
Каковы ближайшие перспективы развития этого проекта?
Этот проект, как уже было сказано, нельзя считать полностью завершенным. На первом этапе мы получили только лишь систему локального бухгалтерского и налогового учета. Теперь планируется внедрение решения, созданного в Германии компанией Modus Consult, которое используется во всех дочерних компаниях концерна R.STAHL AG для автоматизации проектной деятельности. Его внедрение будет проходить при участии германского разработчика и нашего российского партнера. Тогда мы получим полный контроль над прохождением работ по каждому заказу.
Также предполагается существенно расширить функционал системы, который касается документооборота, особенно связанного с оборотом продукции, включая сертификацию, обработку рекламаций, переписку. Пока же у нас реализован только бухгалтерский документооборот. Полностью завершить работы мы планируем в 2010 году.