После внедрения ERP-системы руководители предприятия получают в свое распоряжение достоверную и оперативную информацию. Следующая стадия — анализ этой информации и планирование деятельности на основе его результатов. Именно о таком развитии ИТ-систем на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе (МНПЗ) рассказывает руководитель рабочей группы проекта, начальник отдела информационных технологий МНПЗ Аркадий Бархан.
Intelligent Enterprise: Расскажите, пожалуйста, о развитии ИТ-систем на МНПЗ.
Аркадий Бархан: С 1994 года на нашем предприятии проводится широкая программа технического перевооружения и модернизации, направленная на то, чтобы не снижая объемов производства повысить качество продукции до уровня мировых стандартов, ведь наша продукция идет в основном на экспорт, в Западную Европу и США. Первоначально она включала четыре этапа, последний из которых был завершен в 2003 году, а затем была скорректирована и расширена до 2012-го.
Наряду с технической модернизацией предприятия руководство завода приняло решение усовершенствовать систему управления, и в 2001 году был начат проект внедрения ERP-системы. На момент принятия данного решения на заводе уже проводилась политика интеграции разрозненных локальных АРМов в некое единое информационное пространство. Но хотя мы использовали вполне современные программные инструменты (разработка велась на базе СУБД Oracle), нам очень недоставало хорошей методологии. Кроме того, не всегда на высоте было качество документации АРМов, из-за чего возникали определенные проблемы. В целом чувствовалось, что нужного уровня интеграции мы путем собственной разработки не достигнем.
Проведя анализ известных нам внедрений на базе различных продуктов, мы приняли решение использовать платформу SAP. В то время бытовало мнение, что количество удачных и неудачных проектов на базе SAP соотносится примерно как один к одному, но в компании «Славнефть», в которую входит МНПЗ, весь опыт был положительным. В 2001 году системы на базе SAP уже функционировали на двух ее предприятиях — в «Ярославнефтеоргсинтезе» и «Регионнефтегазе», — и велся проект по внедрению SAP в головном офисе «Славнефти». В Белоруссии мы тоже были не одиноки: начиная с 1997 года аналогичный проект шел на Белорусском металлургическом заводе. Все это позволяло рассчитывать на успех.
Как вы подходили к организации этого проекта?
Любому проекту подобного масштаба необходим так называемый спонсор из числа высших руководителей предприятия. У нас это был генеральный директор, Анатолий Александрович Куприянов. Он поставил задачу, четко дал понять, что ему нужно от системы, и от всех этого требовал. Внешним консультантом и партнером по внедрению стало московское НПО «Мекомп», которое по договору отвечало за весь цикл работ, включая установку и настройку системы. При этом мы настояли на авторском надзоре — предложенные партнером проектные и методологические решения в обязательном порядке визировались консультантами московского офиса «SAP СНГ». Организационные, методологические вопросы и вопросы взаимодействия подразделений в ходе проекта решались на уровне заместителя главного инженера по ИТ Геннадия Георгиевича Карасева, а непосредственно процессами внедрения занималась рабочая группа, которой руководил я. Группа была создана на базе отдела ИТ, и к ее работе привлекались также представители функциональных подразделений — ключевые пользователи.
О компании
ОАО «Мозырский НПЗ» находится в Республике Беларусь и входит в состав российско-белорусской нефтегазовой компании «Славнефть». Завод выпускает практически весь спектр нефтепродуктов, включая бензин, реактивное и дизельное топливо, битумы, мазут и т. п. Объем переработки составляет около 10 млн. тонн нефти в год.
У нас подобралась сплоченная команда энтузиастов — можно сказать, люди заразились идеей сделать проект. Пока шел первый этап, мы работали без отпусков по 12—14 часов в день, с одним выходным в неделю (да и его иногда пропускали). Полтора года мы фактически жили на работе, вместе обедали, ужинали и до сих пор с радостью вспоминаем это время.
На первом этапе внедрялся базовый набор функциональности: управление материальными потоками, управление сбытом, планирование и фактический учет затрат, внешний учет и отчетность. Все эти функции были реализованы и запущены в продуктивную эксплуатацию в начале 2003 года, но официальный приказ о запуске был подписан только 11 ноября, после окончания переходного периода. Этот день мы ежегодно отмечаем как свой корпоративный праздник. Замечу, что приобретенная во время работы над проектом квалификация позволила нам в дальнейшем самостоятельно поддерживать систему — внешних подрядчиков мы привлекали только для точечного консалтинга и отдельных проблемных вопросов.
С переходом часто бывают связаны организационные и психологические трудности — как обстояло дело на МНПЗ?
В нашем случае пользователям, видимо, было проще, чем в каких-то других проектах, поскольку у нас не ставилась задача коренного изменения бизнес-процессов, перестраивания существующих информационных и бизнес-потоков. Когда предприятие работает, причем успешно, и занимает серьезную нишу на рынке, для этого нет никаких оснований. Допустимо, может быть, провести небольшой реинжиниринг, убрать дублирование определенных функций, но скелет бизнеса должен остаться неизменным.
Поэтому пользователи с прежних АРМов на SAP переводились плавно и постепенно, без скачков. Мы разработали ряд интерфейсов от старых систем к новым на уровне передачи данных, так что двойного ввода информации не было. Пользователи могли параллельно работать в двух системах — допустим, взять информацию из SAP и на своем АРМе сформировать какой-то срочно понадобившийся отчет, который пока еще не научились строить в SAP. К ноябрю 2003 года потребность в этом исчезла.
У нас были подготовлены инструкции по работе в системе и очень серьезная программа обучения, которое проводилось поэтапно примерно на протяжении трех месяцев — сначала для ключевых пользователей, затем для всех. Хотя бизнес-процессы в целом оставались прежними, следовало донести до сотрудников те изменения информационных схем, которые все-таки проводились, а главное — необходимость в принципиально ином отношении к работе в системе. Они должны были понять, что вводят не «свои» данные, а общие, чтобы их потом можно было анализировать, и объяснить это на первом этапе было довольно сложно. Но сыграло свою роль то, что основным заказчиком был генеральный директор: он выступил на общем собрании всех пользователей и четко изложил, чего от них ждет.
Как система развивалась дальше?
В результате первого этапа мы стали фиксировать все данные, все показатели, присущие деятельности предприятия, а значит, собирать оперативную, целостную и достоверную информацию — именно такую, с какой могут и должны работать системы планирования и принятия решений. Внедрение этих систем стало основной задачей второго этапа, который начался в 2004 году. Одновременно мы запланировали реализовать функционал ТОРО (технического обслуживания и ремонта оборудования. — Прим. ред.), а также управления проектами (поскольку в рамках реконструкции завода ведется большое капитальное строительство). По каждому из трех направлений был проведен отдельный тендер, в итоге нашим консультантом по финансово-экономическому блоку стала компания EPAM Systems, по управлению проектами — снова «Мекомп», по ТОРО — «SAP СНГ». К тому времени мы уже стали чувствовать систему, и наше взаимодействие с консультантами сделалось более адекватным: мы знали, чего можем требовать, и лучше понимали предлагаемые ими решения. Результат по второму этапу говорит сам за себя: проектная команда осталась практически той же, но консультантов было больше, функциональность шире, и проект был выполнен за два года (он завершился в 2006-м).
На втором этапе проекта внедрялась функциональность, относящаяся как к SAP ERP, — это полностью управление ТОРО и проектами, а также часть финансового блока (управление корпоративными финансами, контроль бюджета, платежная система), — так и к SAP BI, компоненту NetWeaver.
Планирование бюджетов затрат и денежных потоков ведется на базе продуктов BW (Business Information Warehouse) и SEM (Strategic Enterprise Management), которые являются составными частями SAP BI. Система BW служит для построения аналитической отчетности, а также обеспечивает связь планирования на основе SEM с ERP-системой. В 2004 году SAP BI получила довольно широкое распространение, а у нашего подрядчика имелись наработки, связанные с формированием системы планирования бюджета и бизнес-планов на основе концепции мероприятий. В результате концепция формирования бюджета была интегрирована с теми техническими возможностями, которые предлагают BW для построения отчетов и SEM для стратегического планирования, — иначе говоря, состоялась интеграция идей и их реализация.
Что можно сказать о результатах проекта?
На любой ИТ-проект всегда есть две точки зрения — технических специалистов, к которым я себя причисляю, и бизнес-заказчиков. С технической точки зрения внедрение SAP было очень серьезным шагом вперед в развитии и самой ИТ-инфраструктуры, и общей культуры ее сопровождения, обслуживания, документирования процедур — эти процессы сейчас выполняются на современном уровне. Своего рода экзаменом для нас стало обновление в 2006 году версии системы (до SAP R/3 4.7) — мы разработали программу перехода, провели серьезное тестирование. Задачу облегчало то, что при внедрении мы стремились обойтись минимумом изменений в самой системе, ограничившись разработкой пользовательских расширений и собственных форм отчетности. Сейчас у нас запланирован переход на mySAP Business Suite 2005, который произойдет скорее всего в 2008 году.
Что касается бизнеса, то система создавалась как раз для того, чтобы дать руководству гибкий инструмент управления и планирования, и на втором этапе такой инструмент был обеспечен. Но даже если отвлечься от планирования, ERP-система дает очень много. Небольшой пример: внедрение функциональности ТОРО позволило нам значительно снизить расходы на обслуживание и ремонт техники, так что мы оказались подготовлены к изменению принципов ценообразования в нефтяной сфере в начале этого года. То есть с помощью SAP создана база, задел для анализа и оптимизации тех затрат, которые сейчас стали наиболее актуальными.
Вообще внедрение системы подобного рода на предприятии свидетельствует о том, что его процессы управления достаточно прозрачны и хорошо выстроены. По итогам 2004 года, когда был завершен только первый этап проекта, Всемирная ассоциация по переработке нефти признала наш завод лучшим НПЗ России и СНГ; при этом одним из аргументов, на который ссылалась комиссия, было именно то, что на заводе внедрена система SAP.