Intelligent Enterprise: Хотелось бы начать с технологий автоматизации, призванных повысить эффективность исполнения производственных процессов вашего предприятия.
Евгений Слиняков: Вовсе без информационной поддержки бизнес-процессов современная производственная компания, конечно же, работать не может, и важнее, наверное, определить приоритеты для каждого предприятия в конкретном деловом климате.
Для автоматизации финансово-экономической деятельности, планирования производства и закупок материалов, управления логистикой и других бизнес-процессов, проходящих в нашей компании, мы используем хорошо известный в России продукт «1С: Управление производственным предприятием». Думаю, в России его используют многие производственные компании, так что если говорить о конкуренции, о стремлении предприятия стать более эффективным, то большего можно достичь с помощью иных информационных технологий.
Резервы повышения эффективности, наверное, любого производства в настоящее время тесно связаны с возможностью оптимизировать работу персонала в цеху. Заработная плата сотрудников в структуре общих затрат на изготовление продукции на нашем предприятии, как и в целом по стране, составляет заметную долю. Вместе с тем она явно ниже, чем в большинстве промышленно развитых стран, и дальше будет только расти. Поэтому использовать персонал надо эффективно. Если говорить более конкретно, речь идет о сокращении непроизводственных потерь, связанных с простоями оборудования, которые в свою очередь возникают вследствие некачественного планирования процессов на цеховом уровне.
В 2010 году мы начали решать эту задачу силами своих программистов и в 2011-м уже имели функционально развитую и стабильно работающую информационную систему, которая позволила учитывать продолжительность всех технологических операций в каждом рабочем центре в режиме реального времени и автоматически передавать данные в «1С: УПП».
Основана эта система на трех принципах: во-первых, у нас используется технология радиочастотных меток (RFID); во-вторых, в каждом рабочем центре и в отделе планирования производства оборудовано автоматизированное рабочее место со считывателем этих меток; и в-третьих, всей передаваемой в «1С: УПП» информацией могут пользоваться все сотрудники компании. Не вдаваясь в излишние подробности, скажу лишь, что за счет этого у нас сейчас имеются большие возможности для того, чтобы на базе RFID составлять технологические карты каждого производственного заказа, детально учитывать время начала и окончания выполнения каждой заложенной в карту технологической операции, а также следить за тем, кто конкретно эти операции выполняет.
Наверное, нет смысла говорить, что всё это открывает большие возможности для управления производственными процессами и их мониторинга, позволяя эффективнее организовать работу всего производства.
Помимо необходимости оптимизировать и технически совершенствовать внутренние процессы производственная организация 21-го века должна налаживать эффективные взаимоотношения с клиентами и партнерами. Это в целом общеизвестно, но хотелось бы знать, какие задачи в данном смысле приходится решать конкретно в вашем бизнесе.
Еще раз напомню, что основным профилем нашей компании является производство упаковки для лекарственных препаратов. Имеется в виду упаковка вторичная, представляющая собой картонную коробку с вложенной в нее бумажной инструкцией. Это предполагает выполнение целого ряда операций в зависимости от того, что желает получить наш клиент. В каждом случае отдельный вопрос — это дизайн упаковки. Производство у нас стопроцентно позаказное, и соответственно дизайн формируется исходя из требований под определенную продукцию со стороны конкретного заказчика. Согласование и передача оригинал-макета в цифровом виде между специалистами нашей компании и сотрудниками заказчиков осуществляются через Интернет.
Здесь хочется привести в пример информационное взаимодействие в других отраслях. Как известно, практически все предприятия машино-, приборостроения, строительства и ряда других индустрий уже давно отказались от чертежей на бумажных носителях. Но что характерно, отнюдь не в пользу чертежей электронных. Они переходят к совместной со своими подрядчиками работе над электронной моделью изделия, а это уже совершенно иная культура производства и иные технологии…
Примерно в соответствии с той же идеологией всё развивается и в нашем бизнесе. Сам факт создания цифрового оригинал-макета в дизайн-студии (что, наверное, является неким аналогом чертежей в других отраслях) совершенно не гарантирует, что его можно использовать в полиграфическом производстве. Когда-то заказчики присылали нам электронный макет в PDF-формате, и просмотреть его можно было только на мониторе. Для полиграфического исполнения полученный оригинал-макет необходимо было полностью переработать. Ключевой задачей для нас является не только создание самого оригинал-макета в электронном виде, но и правильная организация необходимых процедур взаимодействия с заказчиками с обязательной фиксацией всех действий и принятых решений, с созданием исторического архива генерируемых при этом взаимодействии документов, которым присваиваются определенные статусы, и т. д. Другими словами, мы стремимся к тому, чтобы обеспечить заказчикам наиболее комфортные условия для работы и всячески помогать им, чтобы они не допускали ошибок и не совершали лишних операций. Конечно, если подходить к вопросу формально, можно было бы без этого и обойтись. Создание оригинал-макетов в нашей отрасли дело не архисложное. Если у заказчика возникнут претензии к поставленной полиграфической продукции, то первое, что проверяют, это соответствие изготовленной продукции согласованному оригиналмакету, и если выяснится, что заказчик передал для исполнения старый (неактуальный) оригинал-макет, то это означает его ошибку, и мы всегда можем это доказать. Но в нынешнем клиенториентированном бизнесе это не позиция. И мы должны были разработать такую информационную поддержку при хранении и согласовании оригинал-макетов упаковки, чтобы такие ошибки исключить. Подобная постановка задачи для современного бизнеса не нова, просто нужно было детально учесть все нюансы, характерные именно для нашей деятельности.
В какой степени решаемая вами задача информационной поддержки взаимодействия с заказчиками представляется для вас разработкой, служащей интересам вашего бизнеса, а в какой мере она, наоборот, имеет универсальные черты?
Как я уже говорил, систему, поддерживающую полный жизненный цикл совместной работы с оригинал-макетом, мы разрабатывали внутри компании, что обусловлено большим количеством нюансов, характерных для нашего бизнеса. Но в то же время для постановки задачи, составления технического задания мы использовали и существующий европейский прототип.
Важно также сказать, что вопрос уникальности свойств ИТ-продукта, возможности предельно узкого или, наоборот, широкого его использования определяется не только на этапе составления технического задания. Картина начинает вырисовываться более четко, когда решение развивается исходя из текущих внутренних потребностей заказчика и складывающейся на рынке ситуации.
Создав систему «оригинал-макет.про», мы начали работать сначала с ограниченным кругом наших заказчиков, используя не только сам информационный продукт, но и формирующиеся параллельно с его созданием методические подходы. Затем круг заказчиков расширялся, и многие из них начали ставить вопрос следующим образом: нам такая рабата нравится, мы считаем, что она комфортна для нашего персонала, эффективна по сути, и хотим посредством этого инструмента работать с другими нашими контрагентами.
В результате развитие функций нашего продукта пошло, если угодно, по пути создания универсального интернет-портала, связывающего производителей упаковочных материалов в фармацевтике и его заказчиков по принципу «многие ко многим». Акцент в известной степени стал делаться на таких функциях, как организация удаленного доступа к системе, профилирование действий пользователей, обеспечение способности системы справляться с повышенными нагрузками, реализация инструментов информационной безопасности и пр.
Ещё важно отметить, что развивая систему, мы не могли ограничиться изучением опыта, накопленного лишь в фармацевтике. Упаковочная отрасль обслуживает большое количество индустрий, и опыт некоторых из них представляется весьма интересным. Так, например, в кондитерской отрасли упаковка продукции является не только неким физическим контейнером для единицы товара, несущим информацию об этом товаре и о его производителе. Она служит еще и маркетинговым инструментом. С ее помощью производитель может пытаться воздействовать (в том числе эмоционально) на целевую аудиторию, выделять новую продукцию в общей линейке предложений, привязывать ее к какой-либо популярной тематике и т. п. Дизайн упаковки в этой отрасли меняется весьма динамично, а ключевых параметров, вокруг которых строится согласование оригинал-макета, становится больше. Всё это может и должно отражаться на методиках и стандартах организации электронного взаимодействия и конечно же на функциях, закладываемых в сам информационный продукт.
То есть вы стремитесь создать некую платформу информационного взаимодействия участников рынка в индустрии, производящей упаковку?
Сейчас я ограничился бы разговором про нашу «родную» упаковку для фармацевтической продукции. Поля для дальнейшей работы в этой сфере, я считаю, еще предостаточно. Да и явно перечислять какие-то предложения в рамках нашей беседы было бы, наверное, не очень корректно. Вместе с тем, как я уже сказал, опыт смежных отраслей мы изучаем. Понимание задач в том числе и за пределами проблематики фарминдустрии у нас, безусловно, есть. По мере работы над совершенствованием самого ИТ-решения растет и технологическая экспертиза. От востребованности интернет-портала в сегменте фармацевтики будет зависеть и расширение продукта на другие сферы.
Вообще задача создания надежных методик и эффективных инструментов информационного взаимодействия участников рынка по той или иной отраслевой проблематике представляется мне очень важной. Ряд таких инструментов на отраслевых рынках сейчас уже существует, предприятия активно ими пользуются, при этом, как правило, не задумываясь, что многие из подобных сервисов первоначально зарождались в рамках той или иной коммерческой компании и служили более узким целям. Так что если мы и делаем свой продукт более универсальным, то скорее следуем по некоему естественному пути, по которому уже не раз шли другие, а не пытаемся предложить рынку то, что до нас никто никогда не видел.
Конечно, помимо того, что можем обеспечить мы или другой создатель информационного решения, существует определенная культура работы в той или иной отрасли в целом и готовность хотя бы в ее рамках работать по единым стандартам. Это мы тоже чувствуем.
Попытки хотя бы в минимальной степени вывести ИТ-услугу за пределы собственного бизнеса и стать таким образом внешним провайдером всегда сопряжены с целым рядом проблем, как правило, связанных с обособлением деятельности по развитию соответствующих ИТ-сервисов с организационной точки зрения…
Мы столкнулись с этой проблемой еще на этапе подключения к нашей системе других поставщиков. В данном случае она проявлялась в том, что мы по сути становились внешним провайдером услуг и доверие к качеству нашей работы могло быть обеспечено в том числе и за счет использования, что называется, промышленных технологий в ИТ. В результате нам пришлось переносить свою систему с нашей собственной площадки на ресурсы сертифицированного датацентра. Он в свою очередь за счет применения специальных подходов и технологий может гарантированно обеспечить все базовые для функционирования любого прикладного ИТ-решения характеристики, такие как надежное хранение информации, производительность и масштабируемость вычислений, необходимый уровень безопасности и ряд других.
Далее может встать проблема выделения персонала в отдельный бизнес. О том, что ИТ-подразделение той или иной компании может быть полностью выделено в юридически самостоятельную структуру, говорят сейчас много, поэтому считаю нужным пояснить наши подходы к решению этого организационного вопроса. ИТ-специалистов, чья деятельность связана с автоматизацией бизнеса внутри компании, мы в отдельную структуру не выделяем и делать этого не планируем. А вот с сотрудниками, которые занимаются технологиями внешнего информационного взаимодействия, ситуация иная. Тут необходимо понимать, что в любом случае они обслуживают не только наш бизнес и для того чтобы интерес всех участников мог быть объективно учтен, необходима определенная степень организационной независимости. Тем более, что в перспективе этими задачами наряду с нашими сотрудниками должны заниматься и специалисты наших партнеров. Я думаю, что в скором будущем, когда станут понятны источники доходов, сегодняшний коллектив ИТ-специалистов будет выделен в отдельную компанию. Название для нее уже есть — «Оригинал-Макет-Сервис».
С Евгением Слиняковым беседовал ведущий эксперт Intelligent Enterprise Сергей Костяков