Принято считать, что основные направления информационной поддержки бизнеса должны определять корпоративные пользователи, а за поставщиками ИТ-услуг остается практическое воплощение концепций. В реальной жизни ИТ компании, безусловно, владеют инициативой (иногда даже весьма существенной) в области стратегии развития ИТ, чего, собственно, они и не скрывают. Мы решили задать ИТ компаниям ряд вопросов, связанных с развитием мобильных технологий и использованием мобильных устройств в бизнесе.
Решение как сумма компонентов
На корпоративный рынок всегда поставляется комплексное решение, которое помимо самих устройств и установленного на них программного обеспечения подразумевает наличие сопутствующей инфраструктуры. Это могут быть услуги беспроводной связи, сервисы виртуализации рабочих мест, подключаемая к устройствам периферия, а также инструменты управления их эксплуатацией. Все это не обязательно требуется в каждом случае, но если это необходимо, то даже при развитом рынке смартфонов и планшетов построить полноценное решение корпоративного уровня заказчику не так-то просто. Кроме того, некоторые параметры жизненного цикла создания готовой системы (например, наличие адекватных инструментов разработки или развертывания приложений) фактически напрямую влияют на качество мобильных решений для конечного потребителя. В итоге нам интересно было узнать, какие из названных элементов комплексного решения сами поставщики мобильных систем, технологий и сервисов считают несовершенными и какова причина этих несовершенств.
Интерес к отдельным компонентам оказался неодинаков. Стандарты на беспроводную связь и соответственно определяемые ими параметры передачи информации в целом поставщиков решений устраивают. Если не говорить о реальном качестве предоставления услуг беспроводной связи, которое, как известно, далеко не всегда оказывается на высоте, то уровень этих характеристик сегодня и вправду достаточен для решения большинства практических задач.
Никто не отметил необходимости виртуализации, которая при использовании на планшетах и смартфонах может быть развернута фактически универсальным образом. Более важными оказались другие факторы. Так, например, по поводу средств разработки и развертывания мобильных приложений Александр Василенко, глава представительства VM-ware в России и странах СНГ, высказался следующим образом: «В нынешней ситуации требуется максимально упростить создание новых приложений для мобильных устройств, а также иметь возможность адаптировать имеющиеся. Сегодня на передний план выходит не производительность, а удобство использования и способность обеспечивать заявленный функционал даже при невысоком качестве каналов связи». Ирина Соколова, начальник отдела мобильных устройств компании «ИнтерТраст», прокомментировала недостатки современных инструментов создания ПО с позиции разработчика, хотя недостатки эти непосредственно отражаются на качестве и стоимости конечных продуктов: «К огромному сожалению разработчиков, на данный момент не придумано реальной альтернативы раздельному написанию нативного кода (кода, формируемого для конкретной операционной системы. — Прим. ред.) под iOS и Android, а это по сути удваивает затраты на создание продукта и временные, и финансовые. Те якобы многоплатформенные средства, что представлены на рынке, подходят только для написания очень простых приложений. Сложный же продукт, который создаем мы, в этом случае выглядел бы не слишком презентабельно с точки зрения пользовательского интерфейса и зачастую имел бы проблемы с производительностью». Несколько другими словами формулирует ту же мысль Сергей Орлик, директор компании «МобилитиЛаб», входящей в ГК «АйТи»: «Повышение производительности систем определяет выбор использования нативных средств разработки. Сегодняшние платформы разработки корпоративных приложений, которые базируются на гибридном подходе, рассчитанном одновременно на несколько платформ, скорее пригодны для прототипирования приложений, но никак не для создания конечного продукта. По крайней мере это справедливо во многих случаях, где нужна и функциональность, и развитые сценарии использования».
В компании «ИнтерТраст» указывают также на особенности развертывания мобильных систем, с которыми ее специалистам приходилось сталкиваться в конкретных проектах. Специфика некоторых устройств создает пусть и не столь серьезные, но все же проблемы с обновлением ПО для пользователей. Если же этими пользователями становятся высшие руководители, проблемы могут стать весьма заметными.
«В одной из компаний проблему решили так: в момент апгрейда председателю совета директоров просто выдают другой планшет с полностью обновленным ПО», — рассказала Ирина Соколова про одно из внедрений.
Вполне ожидаемо, что практически все участники опроса назвали задачу обеспечения информационной безопасности как одну из важнейших. «Мобильное решение труднее защитить от утечки или утери данных, чем другие клиентские устройства. Требуется совершенствовать средства шифрования данных и канала передачи. Нужно по умолчанию принимать тот факт, что само устройство с высокой вероятностью может быть утеряно или подключено к публичным сетям, где легко организовать перехват данных», — утверждает Александр Василенко.
Вопрос о наиболее востребованных направлениях совершенствования мобильных устройств задавался всем участвовавшим в исследовании ИТ-команиям, но прежде всего был адресован производителям самих устройств. Сергей Грибанов, менеджер по развитию бизнеса клиентских устройств Fujitsu, считает, что в последнее время на рынке все чаще можно столкнуться с изделиями в защищенном исполнении, начиная с мобильных устройств, рассчитанных на минимальный уровень противодействия влиянию внешних факторов (капель воды, пыли), и заканчивая аппаратами, хорошо защищенными от воздействия грязи, от падений или, скажем, теми, которые не теряют работоспособности при погружении в воду. «В прошлом году наша компания представила полузащищенные устройства, а в этом модельный ряд дополнился защищенными», — говорит он. Надо сказать, что преимущественную потребность в полузащищенных устройствах со стороны корпоративных заказчиков мы отмечали в одной из статей данного номера (см. стр. 8–13). Еще одним важным направлением совершенствования рынка мобильных устройств в Fujitsu считают повышение разнообразия формфакторов, что, по мнению компании, возможно в основном за счет расширения спектра решаемых с их помощью задач. На то, что мобильным решениям сегодня не хватает портативной периферии, в полной мере соответствующей формфакторам устройств и при этом адаптированной к условиям их использования, указывают в группе компаний «Пилот», деятельность которой во многом сфокусирована на задачах автоматизации розничной торговли. «У нас, например, существует решение “Мобильная касса”, которое особенно актуально для интернет-магазинов и магазинов высокого сезонного спроса. Но оно требует специального оборудования: фискального мобильного регистратора. Предлагаемые же сейчас на рынке модели отличаются или низким качеством, или высокой стоимостью», — сетует на сегодняшнюю ситуацию Александр Чистяков, менеджер «Пилота» по продукции. Отметим, что представители внедряющих мобильные системы компаний, с которыми мы беседовали в последнее время, также ссылались на необходимость использования портативной периферии. Речь шла о тех же фискальных регистраторах, а также о считывателях штрихкодов и устройствах для проведения презентаций.
Достоинства программных решений
Опрашивая поставщиков, мы также не могли не задать им вопрос о перспективности различных типов прикладных решений для мобильных систем, и наши респонденты весьма активно комментировали варианты ответов. В целом, по их мнению, самое важное сегодня — развитие систем документооборота для мобильных систем и возможность работать с их помощью во внутренних социальных сетях. Чуть менее популярными оказались мобильная аналитика и мобильные коммуникации. И наконец, о мобильных клиентах для транзакционных бизнес-систем и об инструментах для проведения мобильных платежей в данном опросе не указал никто. Говоря об электронном документообороте, Ирина Соколова из компании «ИнтерТраст», для которой данное направление является профильным, утверждает, что именно появление планшетов стимулировало серьезный спрос на возможность работы мобильных сотрудников в системах документооборота. «По функциональности мобильные приложения фактически не уступают рабочим местам на стационарных компьютерах, — сказала она. — Они уже достигли функциональной зрелости, и теперь необходимо осваивать смежные области: именно так, например, появилось решение для автоматизации заседаний различного уровня».
Одним из перспективных направлений внутри мобильных СЭД в «ИнтерТрасте» считают реализацию уже отчасти получившей практическое распространение концепции Adaptive Case Management (ACM). По словам Ирины Соколовой реализация ACM тесно связана с необходимостью привлечения к работе квалифицированных специалистов, которым нужна широкая свобода действий и возможность менять ход процесса на лету, а также с высокой документоемкостью процессов. А это в свою очередь во многом обуславливает востребованность рабочих мест на мобильных устройствах.
В отношении мобильной аналитики позиция компании «ИнтерТраст» сводится к тому, что это, как правило, уникальная и недешевая разработка под заказ. Под нее к тому же бывает непросто собрать требования пользователей, в качестве которых по понятным причинам часто выступают топ-менеджеры. Здесь, согласившись с констатацией проблемы, заметим, что по нашему наблюдению функции бизнес-аналитики все чаще оказываются востребованы в том числе со стороны среднего менеджмента, а в последнее время их начинают применять даже рядовые сотрудники. В данном случае реализация BI оказывается проще и дешевле, а проблема скорее смещается в сферу обучения персонала и привития ему по сути новой профессиональной культуры.
Александр Чистяков, представляющий группу компаний «Пилот», делая акцент на бизнесе розничной торговли, говорит о востребованности систем сбора первичных данных с помощью мобильных технологий: «В настоящее время невозможно представить, чтобы даже средний магазин мог получать точные итоги инвентаризации без помощи мобильных клиентов на специализированных устройствах — терминалах сбора данных. Использование мобильных решений при приемке товара существенно сокращает время приемки и уменьшает количество ошибок».
И наконец, в ходе нашего короткого опроса мы стремились выяснить, какие ключевые характеристики мобильных приложений (прежде всего производительность, масштабируемость, безопасность и удобство работы с ними) наиболее важны в современном бизнесе.
По мнению Сергея Орлика производительность комплексных мобильных решений пока является той характеристикой, которую необходимо улучшать, и объясняется это не столько ограничениями в быстродействии компонентов аппаратной платформы, сколько стремлением многих поставщиков прикладного ПО использовать гибридные инструменты разработки вместо того, чтобы опираться на нативный подход. В целом неправильно выбранная стратегия производителей программного обеспечения для мобильных систем, по мнению директора «МобилитиЛаб», приводит и к тому, что со многими мобильными приложениями часто бывает не слишком комфортно работать бизнес-пользователям.
«В корпоративном секторе большинство поставщиков мобильных решений, можно сказать, повелось на потребности консьюмерского рынка. Это привело к тому, что по сути, клонируя в создаваемом ПО обычные потребительские сценарии и добавляя к ним элементы управления и средства безопасности, производители начали позиционировать такие решения как решения для бизнеса, — пояснил он. — Когда же мы говорим о традиционных или специализированных приложениях, ориентированных на решение бизнес-задач, необходимо понимать, что подход “одно приложение — одна функция” или “одна функция — одно приложение” явно не лучший для современного бизнес-пользователя». Соответственно оптимальным является сценарий, когда пользователь работает не с десятками отдельных программ, а с набором нескольких интегрированных приложений, решающих ключевые задачи. Актуальность вопроса повышения удобства пользования подчеркивают и в ГК «Пилот». «Функционал мобильных приложений и их масштабируемость в розничной торговле уже не проблема. Основной упор разработчики сейчас делают на упрощение интерфейса и соответственно стремятся к тому, чтобы работать с ним бизнес-пользователям было попросту комфортно», — комментирует нынешнюю ситуацию в конкретной отрасли Александр Чистяков.
Вполне ожидаемо, что безопасность использования мобильных решений в ходе нашего опроса была признана весьма животрепещущей темой.
«Поскольку мобильные устройства являются сейчас основным источником утечки данных, то для безопасной работы необходимо постоянно совершенствовать как аппаратные, так и программные средства шифрования. В новые версии мобильных операционных систем вносится всё больше функций для поддержки корпоративных средств защиты данных», — утверждает Александр Василенко.
Мобильные решения — в жизнь
Попросив представителей опрашиваемых нами компаний назвать наиболее интересные их проекты, мы, конечно, понимали, что полной или даже более или менее подробной картины внедрений мы не получим. Для этого надо было бы проводить специальное исследование. Но интегрировав полученную информацию с нашими собственными выводами (подробнее см. статью на стр. 8), мы смогли всё же коечто прояснить.
В компании «ИнтерТраст» приводят в пример три масштабных проекта в области мобильного документооборота в разных отраслях. Речь идет об автоматизации органов исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), а также о внедрении мобильных рабочих мест системы CompanyMedia в концерне «Тракторные заводы» и в банке ВТБ. Во всех случаях информационная поддержка, похоже, изначально отталкивается от задач топ-менеджмента, но в то же время распространяется на многих сотрудников из числа управленческого персонала. Складывается впечатление, что основной функциональной особенностью подобных внедрений становится возможность работы персонала в режиме реального времени. А ключевым требованием к системе — соответственно производительность и удобство пользовательского интерфейса. Находится ли при этом сотрудник на удалении от офиса или перемещается с планшетом в его пределах, взаимодействует ли он с коллегами, работающими в компании, или общается с клиентами, происходит ли обмен данными в рабочее время или нет, — всё это становится не столь важным.
Специалисты Fujitsu называют проект по созданию системы управления рабочими местами, реализованный для авиакомпании Asia Pacific Airline. В данном случае речь идет о членах экипажей воздушных судов, пользующихся полетной документацией на iPad. Ценность такого решения состоит не столько в реализации сложных прикладных функций поддержки отраслевых бизнес-процессов, сколько в создании инфраструктуры, позволяющей рассматривать совокупность из семи с половиной тысяч планшетов как одно надежно функционирующее решение корпоративного уровня.