Прошедший год, казалось бы, не принес ничего нового в управлении корпоративным контентом, но конец его был отмечен некоторыми примечательными событиями.
По данным DDS consulting, в 2010 г. доли рынка СЭД распределялись так: шесть ведущих компаний контролируют 94% рынка (ЭОС («Дело») – 30%, DIRECTUM – 25%, Docs Vision – 15%, Company Media – 10%, «1C-Документооборот 8» – 9%, «Босс-Референт» – 5%). Поскольку никаких особых изменений в 2011 г. не произошло, можно предположить, что и в отчете следующего года аналитики укажут похожие цифры. Более того, последние лет пять соотношение оставалось очень похожим. Есть смысл считать, что так же соотносятся не только доли рынка, но и доли реального использования продуктов, то есть число рабочих мест. Правда, точной статистики, говорящей об этом, нет в распоряжении автора. Хотя по итогам 2010 г. совокупное количество автоматизированных рабочих мест (АРМ) в сравнении с аналогичным показателем 2009 г. увеличилось на 19%, в DDS consulting отмечают постепенное насыщение рынка, особенно в сегменте тиражных СЭД/ECM-продуктов. Этим может быть обусловлено совокупное по отрасли сокращение новых проектов внедрения на протяжении последних трех лет, а также пропорциональный рост продолженных проектов, считают аналитики.
DDS consulting отмечает рост доли «1C: Документооборот 8». В 2010 г. на продукт пришлось 15% новых внедрений. Скорей всего, «1С» будет укреплять свои позиции и дальше, автоматизируя типовые операции обработки документов, в том числе сканирование и ввод. Так, с декабря 2010 г. разработанная на решениях Abbyy (ABBYY Recognition Server) функциональность «потоковое сканирование с автоматическим распознаванием штрихкодов» входит в ПО «1С: Документооборот 8 КОРП».
Потоковый ввод и интеграция продуктов – важные направления развития на рынке СЭД. Хороший пример 2011 г.: проект в сорока с лишним подразделениях Tele2. В 37 регионах России было внедрено решение, состоящее из системы «БОСС-Референт.bpm: финансовый документооборот» – разработка «АйТи» на платформе IBM FileNet, и ABBYY Recognition Server. Объем обрабатываемых документов составляет 700 тыс. страниц в месяц, в ближайший год этот показатель планируется увеличить более чем в два раза. Проект в определенном смысле типовой: производительность выросла, издержки снизились, эффективность взаимодействия сотрудников увеличилась. Потоковый ввод – безусловно, одно из направлений, где автоматизация дает эффект, причем быстрый и вычисляемый.
Как одно из изменений в управлении контентом можно расценивать растущую востребованность управления иными видами данных, кроме текстовых, в первую очередь аудиозаписями. Быстрый рост колл-центров, как корпоративных, так и аутсорсинговых, ставит задачи оперативного поиска и анализа такой информации. Появляются и адекватные инструменты, в том числе решения «Центра речевых технологий». Еще несколько лет назад подобные разработки скорей воспринимались как забавные технологические диковинки, а не как инструмент обычной деловой практики. Но ситуация развивается очень сходно с тем, как было с распознаванием текста: как только технология показывает требуемую бизнесу точность, она сразу берется на вооружение. Конечно, распознавание речи – пока еще не столь зрелая область, как распознавание символов, но коммерческий интерес подстегивает разработки.
Мобильность – еще одно направление, в котором активно движутся разработчики СЭД. DIRECTUM можно использовать, имея мобильный телефон, коммуникатор, гаджеты с сенсорным экраном и стилусом, поддерживается внесение голосовых резолюций. ЭОС выпустила два мобильных продукта: «АРМ Руководителя» и «Мобильный кабинет». Другие российские производители не столь активны в выпуске именно мобильных приложений, но Web-доступ к своим продуктам стараются обеспечить.
Тренд другого типа, но тоже заметный, – акцент на сервис, а не на разработку. Пример: в апреле 2011 г. в группе компаний «АйТи» создана новая структура — ООО «АйТи. Информационный менеджмент». Это компания, «оказывающая сервисные и консалтинговые услуги по автоматизации управления документами и неструктурированной информацией».
Управление нормативно-справочной информацией очень часто является камнем преткновения в проектах даже небольшого масштаба. В размерах холдинга это перерастает в трудно и долго решаемую задачу. Интересным примером сверхмасштабного решения в области НСИ будет только что (в декабре 2011 г.) начатый IBS проект по управлению единой отраслевой нормативно-справочной информацией в Росатоме. Инструмент не типовой: SAP MDM. Предполагается на этой основе создать единое информационное пространство и наладить взаимодействие ИТ-систем организаций атомной промышленности. Госкорпорация «Росатом» объединяет более 250 предприятий и научных организаций атомной отрасли. Пока проект выполнен с несколькими, правда, весьма объемными классификаторами. Тему пока еще редких, но мощных инструментов поддерживает «Торговый дом РЖД». Здесь ЛАНИТ ведет внедрение СЭД на базе Open Text, в планах интеграция с SAP ERP.
Государство, как основной регулятор официального документооборота и отчетности, задает правила игры для СЭД. Правила эти в конце 2011 г. наконец начали меняться в разумную сторону. И хотя ни законодательного определения, что такое «электронный документ», ни стандартов архивного хранения для таких документов, ни множества других, не менее важных стандартов у нас по-прежнему нет, но кое-что все же появляется. В 2012 г. будет внедрен новый стандарт ООН для электронного обмена данными, который позволит упростить международную торговлю. Еще более решительный шаг был сделан в самом конце года, когда было принято постановление о введении электронного оборота счетов фактур: "О формах и правилах заполнения и ведения документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость". Становятся реальностью электронные счета-фактуры. По официальным данным, налоговые органы принимают в год около 15 млрд счетов-фактур на бумажных носителях. Крупная российская торговая фирма обрабатывает в год около 3 млн счетов-фактур. Отказ от требования обязательно иметь бумажный счет-фактуру открывает простор для налаживания экономически выгодного взаимодействия на уровне ИТ-систем между множеством российских контрагентов самых разных форм собственности.
Межведомственное взаимодействие само по себе могло бы сэкономить всем участникам массу времени и сил, однако годами ситуация почти не менялась – как не было взаимодействия, так оно и не появлялось. Причины назывались десятками, но, видимо, упирались в одну: реальное быстродействие работы никому не было нужно. Насколько нужно оно теперь – по-прежнему вопрос, однако первые «ласточки», еще немного однобокие, однокрылые, все же прилетают и в эту проблемную зону.
Установлены унифицированные процедуры, определяющие, как органы власти при предоставлении государственных услуг должны взаимодействовать в электронном виде. Определено, в частности, что госорганы утверждают перечень оказываемых ими услуг, требующих межинформационного взаимодействия, и направляют его в Минэкономразвития РФ, где и курируют разработку технологической карты предоставления услуги, дальнейшее согласование ее со всеми заинтересованными сторонами.
Сбербанк России и Федеральная служба судебных приставов подписали соглашение об электронном документообороте, согласно которому ФССП России и Сбербанк будут обмениваться данными в электронном виде. Соглашение позволит судебным приставам-исполнителям вести розыск счетов должника, открытых в филиалах Сбербанка по всей стране.
С 2012 г. нотариат станет полноправным участником единой Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Система позволяет в случае наличия у нотариуса электронной подписи и соответствующих нормативно-правовых полномочий получать доступ к информации из электронных хранилищ и баз данных органов государственной власти. Если будут приняты законодательные акты, регулирующие работу электронного нотариата, то и граждане смогут пользоваться услугами нотариусов онлайн, что было бы шагом эпохальным, без всяких преувеличений.
Ситуация, похоже, выходит на уровень, когда потребуется чрезвычайно объемная и серьезная законодательная работа, но она приведет к кардинальным сдвигам в работе с документами во всех без исключения компаниях страны.