Тема отслеживания товаров в логистической цепи сейчас становится очень модной. Но если заниматься этим серьезно, то есть возможность решить ряд проблем, которые часто беспокоят заказчика. При любом отклонении процесса доставки товара от штатного режима можно сделать запрос и выяснить, где он находится в данный момент. Решать такие вопросы призваны информационные технологии определенной категории, начиная от мобильных сканеров и беспроводных сетей и заканчивая многообещающим RFID. Их применение и внешне выглядит весьма эффектно, и результат они позволяют получить гарантированно. Все это касается как идентификации самого товара, так и определения его же характеристик, которые мы вправе добавлять для его описания. Но при автоматизации цепи поставок с товаром необходимо связывать и внешние информационные объекты, что влечёт за собой пресловутую проблему интеграции данных. И, как показывает практика, здесь даже вроде бы несложные решения даются уже не столь просто. Практически все наши товары связаны с известным документом под названием «Грузовая таможенная декларация» (ГТД).
Как правило, таможня хочет видеть связку номера ГТД и серийного номера продукта, чтобы на любом этапе жизненного цикла можно было определить, легально ли данный экземпляр ввезен в страну. Следовательно, очень важно обеспечить отслеживание товаров по цепи в соответствии с параметрами конкретной ГТД, в том числе на складе независимого логистического оператора. Ведь при отгрузке с розничного склада тоже надо указать номер данного документа. Этот номер можно было бы считать еще одним связанным с товаром параметром, который подлежит отслеживанию в процессе жизненного цикла, если бы не одна проблема. Дело в том, что ГТД хоть и привязана к товарной номенклатуре, но является вполне самостоятельным объектом, который формируется по определенным не зависящим от нас правилам и имеет собственную логическую структуру. Соответственно оказывается, что привязка ГТД к товару и отслеживание данной ассоциации в процессе его жизненного цикла — это не вопрос применения «чистых» технологий, а вопрос совместного построения логики решения, в том числе и на уровне информационных систем. Например, группировка товаров декларации в соответствии со страной его происхождения не совпадает с естественной для всех участников поставок группировкой по заказам. Следовательно, надо приводить во взаимооднозначное соответствие внутреннюю структуру двух объектов — заказа и декларации.
О том, что все это в определенной мере является проблемой ИТ, свидетельствуют известные мне примеры работы складских операторов. Опираясь на функции собственной складской системы, они часто оказываются в состоянии лишь обойти проблему, взяв в качестве первичной информации данные ГТД. Но в таком случае получается, что один и тот же товар, пришедший на склад по разным ГТД, приходится хранить в разных ячейках. Но это зачастую противоречит даже здравому смыслу и уж точно входит в конфликт с принципами оптимизации хранения. А ведь за неэффективное использование складских площадей расплачиваться будет клиент.
Еще одна, казалось бы, несложная проблема связана с автоматизацией передачи данных. На сегодняшний день ГТД, как и большинство других документов, живет в электронном виде с того самого момента, как рождается на специальном рабочем месте таможенного брокера. Но информационная связь между таможенным брокером и складским оператором в большинстве случаев не автоматизирована: информация для передачи оператору снова вводится вручную.
Сейчас действительно много говорят об информационной интеграции. Интеграция же по определению предполагает, что различные структуры данных, подготовленных разными организациями, сводятся в одну понятную всем структуру, укладываются в рамки единого всеми принятого процесса, и происходит это именно в том месте цепочки движения информации, где необходимо. Этим, надо полагать, интеграция и отличается от добавления в систему дополнительных данных, с чем сейчас операторы справляются куда лучше. Пример с ГТД очень показателен в этом отношении, и уж коль скоро разговоров о способности логистических операторов к информационной интеграции ведется много, можно было бы ожидать хотя бы некоторой проактивной позиции с их стороны с точки зрения данной проблемы. Но я её пока не вижу.
Вместе с тем признаю, что подобные проблемы заказчики логистического сервиса и логистические операторы должны решать совместно. Это касается и разработки бизнес-процессов, и политик использования внутрикорпоративных данных внешними компаниями, и непосредственно процедур информационного обмена. Мы со своей стороны готовы двигаться в этом направлении, привлекать ресурсы ИТ-департамента и уже начинаем заниматься такой деятельностью.