Отчеты маркетинговых и аналитических агентств не внушают оптимизма производителям
и продавцам карманных компьютеров. Продажи в мировом масштабе уже несколько
лет неуклонно снижаются. У нас рынок долгое время рос, но в 2005 году эта тенденция
добралась и до нашей страны. Однако остаются ниши, где альтернативу интеллектуальным
карманным устройствам найти крайне сложно. И одна из них — всё, что связано
с автоматизацией мобильной торговли.
В России, по оценке Хусейна Аз-Зари, генерального директора группы компаний «Оптимум», к концу 2006 года около 70% крупных и средних предприятий, занятых производством и продажей товаров повседневного спроса, использовало, внедряло или хотя бы собиралось внедрять системы автоматизации на базе мобильных терминалов (см. «Мобильная торговля: взгляд изнутри» //PC Magazine/RE, №1/2007). В начале же 2006-го участники рынка считали, что этот показатель достигнет лишь 40%. Особо отмечаются такие товарные группы, как пищевые продукты, напитки (главным образом алкогольные), парфюмерно-косметическая продукция, табачные изделия.
Прошлый год ознаменовался целым рядом масштабных внедрений автоматизированных систем мобильной торговли (АСМТ). Это было сделано в российских представительствах Nestle, Pepsi, Procter & Gamble, Schwarzkopf & Henkel. Не отставали и отечественные компании, в частности заводы «Лебедянский» (владелец торговых марок «Фруктовый сад», «Тонус», «ФруттоНяня»), «Кристалл», «Мегаполис», «Русский алкоголь». Так что по мнению очень многих прошлый год ознаменовал собой самый настоящий прорыв в области применения мобильных технологий в корпоративном секторе.
Данные решения популярны благодаря невысокой стоимости. Полная цена рабочего места, включая затраты на оборудование, ПО и обучение персонала, не превышает 1200 долл. Но при желании можно уложиться и в сотню. При этом выигрыш от внедрения весьма велик. Экономический эффект достигается прежде всего за счет повышения производительности труда торговых представителей. Некоторые компании заявляли даже о четырехкратном увеличении, как, например, «Балтийская Бизнес-Группа» (впрочем, она по большому счету выступает в качестве вендора, а значит, вполне могла и несколько преувеличить эффект), но вполне реально, как отмечают эксперты, добиться роста порядка 30–90%, что тоже немало. Это достигается благодаря следующим факторам:
- ускорение принятия решений, что обеспечивается оперативным доступом к необходимой
информации на маршруте;
- автоматическое выполнение основных расчетных операций;
- уменьшение количества ошибок при создании документов за счет отсутствия
ручного ввода и реализации в КПК автоматического контроля ограничений в конкретных
торговых точках;
- ускорение ввода в учетную систему информации о созданных торговым представителем
документах;
- дистанционная синхронизация с учетной системой, не требующая от сотрудников посещать головной офис. Это особенно важно в крупных городах, где раньше на сдачу ежедневных отчетов торговые представители тратили до 20% своего рабочего времени.
Сокращаются расходы и благодаря тому, что практически полностью становятся ненужными операторы, чтобы вносить в учетную систему данные, полученные от торговых представителей. Заметно уменьшается и количество супервайзеров, а также снижаются затраты на обучение новых сотрудников, которое в случае применения мобильных решений часто сокращается до одного рабочего дня.
Но и это ещё не всё: снижаются расходы на мобильную связь. Передавать данные о заказах через GPRS оказалось дешевле, чем сообщать их голосом. Особенно это стало заметно с введением принципа «вызывающий платит», который привел к существенному росту затрат на мобильные услуги.
Новой тенденцией становится рост интереса заказчиков к интеграции АСМТ с ГИС-решениями, в частности со средствами спутниковой навигации. Это объясняется существенной либерализацией всего того, что связано с использованием такого рода инструментария. В свою очередь, данные средства дают целый ряд дополнительных возможностей по уменьшению затрат. Так, например, с их помощью очень легко выявляется нецелевое использование служебного автотранспорта, что, естественно, способствует снижению расходов на горюче-смазочные материалы. Плюс ко всему навигационные средства могут быть использованы для прокладки оптимальных маршрутов, причем с учетом сложившейся к данному моменту дорожной обстановки.
Отмечается и заметный имиджевый эффект. Торговый представитель с высокотехнологичным устройством выглядит солиднее, что также может стать конкурентным преимуществом.
В результате проект, даже самый сложный, окупает себя как минимум за полгода. Но обычно этот период меньше.
Сейчас на рынке доминируют три системы от российских разработчиков — «Оптимум» компании «Центр корпоративных разработок», «ST Мобильная торговля» компании «Системные технологии» и Vector-M фирмы BSE. Эта «большая тройка» контролирует 90% рынка. За оставшуюся долю борется около тридцати компаний, в основном региональных. Правда, в их арсенале есть продукты, перспективы которых эксперты оценивают довольно высоко.
Функциональность трех перечисленных выше систем в целом схожая, можно отметить разве что отсутствие интеграции со средствами спутниковой навигации в Vector-M. Так что главную роль здесь начинают играть другие факторы, например возможность интеграции с используемой КИС. Вполне естественно, что важны удобство интерфейса и адаптируемость системы под специфические особенности компании-пользователя. Довольно много значит и то, как реализован модуль передачи данных. Отмечается, что применять для этого стандартные механизмы вроде MS Exchange довольно сложно. Минимальный объем GPRS-трафика в расчете на одного сотрудника составляет порядка 80—100 кбайт за рабочий день, а максимальный — около 3 Мбайт, что в итоге выливается в дополнительные 300—500 руб. в месяц на каждое рабочее место.
Попытки использования продуктов иностранных разработчиков также предпринимались, особенно в 1999–2001 годах, но не имели успеха. В результате оказалось проще написать свой продукт с нуля, чем пытаться адаптировать чужой. Именно так, например, появилась «ST Мобильная торговля», которую программисты фирмы «Балтийская Бизнес-Группа», впоследствии основавшие фирму «Системные технологии», создали после года безуспешных попыток адаптировать под отечественную специфику пакет турецкого происхождения, предназначенный для автоматизации продаж табачных изделий.
Что касается аппаратных средств, применяемых для автоматизации работы торговых представителей, то это КПК и коммуникаторы на платформе Windows Mobile. Популярные несколько лет назад устройства на платформе Palm при реализации новых проектов практически не используются. Но их инсталляционная база довольно велика, да и ПО для них некоторые компании предлагают до сих пор.
Пока все же доминируют КПК. Это объясняется более высокой стоимостью комбинированных устройств и их меньшим быстродействием, что иногда оказывается критичным. Но доля коммуникаторов неизменно растет. Так, если в начале 2006-го с ними мало кто работал, то к концу года их доля в общем объеме оборудования, используемого при реализации проектов, увеличилась почти до 10%. А вот смартфоны если и применяются, то в единичных случаях.
Применяют обычно устройства массовых серий. «Усиленные» КПК, например от компании Symbol, у мобильных торговых представителей практически не встречаются, хотя в некоторых других сферах, таких как автоматизация работы на складах, они пользуются популярностью. Это связано с довольно большими габаритами и массой защищенных и полузащищенных КПК, что не нравится мобильным сотрудникам.
Из периферийного оборудования для автоматизации мобильной торговли используются
приемники спутниковой навигации, сканеры штрихкодов и печатающие устройства.
Среди последних это могут быть как массовые, по большей части матричные, так
и специализированные, предназначенные для печати чеков и квитанций. Причём массовые
аппараты нуждаются в определенной доработке для сопряжения с КПК и обеспечения
электропитания от автомобильной электросети.
Что же касается планшетных ПК уменьшенного форм-фактора (UMPC), то они рынком
ещё не приняты, по крайней мере по мнению ведущих маркетинговых и аналитических
агентств, в частности IDC. Эти устройства сильно уступают КПК и коммуникаторам
по таким важнейшим показателям, как цена, массо-габаритные характеристики и
время автономной работы. Плюс ко всему они весьма уязвимы из-за риска заражения
вредоносным ПО. Существенным недостатком является также использование дорогих
и дефицитных запасных частей, в том числе жестких дисков уменьшенного форм-фактора
и экранных матриц. Плюс ко всему системное ПО для планшетных ПК на платформе
PC очень плохо адаптировано для управления пером, в результате чего производительность
труда даже опытных пользователей будет оставлять желать лучшего. Да и производительность
самих этих систем, мягко говоря, находится под вопросом, особенно если необходимо
запускать несколько приложений. И это не компенсируют даже такие очевидные достоинства,
как возможность использования обычного «настольного» ПО и распространенных периферийных
устройств «из магазина».
Более интересен новый класс ПК — так называемые Car PC, которые представляют собой по большому счету обычные настольные компьютеры, адаптированные для автомобиля, где их легко можно преобразовать в автоматизированное рабочее место торгового представителя или даже переделать в фактически полноценный POS-терминал. Они рассчитаны на установку вместо аудиосистемы или в багажник, оборудованы специальным монитором, часто сенсорным, и оснащаются клавиатурой и указательным устройством. Нередко в качестве Car PC используют ноутбуки с вышедшей из строя дисплейной матрицей. Подобные системы несколько дороже настольных ПК, но не радикально. Зато они существенно удобнее в эксплуатации, чем UMPC. При этом отремонтировать их несложно и относительно недорого. Основным же недостатком их является полная невозможность использования вне автомобиля, что годится далеко не для всех категорий работающих в области мобильной торговли.