Еще не подведя окончательно итоги исследования «Практика использования ИТ на российских предприятиях — 2008» (в чем мы каемся и обещаем закончить данную работу уже к выходу этого номера из печати), мы вынуждены были запустить внеочередное «кризисное исследование». Никуда не деться — надо отвечать на вызовы текущего момента и, используя статистику мнений ИТ-директоров, попытаться дать какие‑то рекомендации.
«Кризисное» исследование нам удалось провести быстро. За короткое время, с 20 октября по 10 ноября с.г., мы получили 212 заполненных анкет. Мы очень благодарны всем, кто ответил нам, и до конца месяца вышлем им полные результаты «кризисного» исследования. А начиная с настоящего номера начинаем публиковать его результаты в журнале.
Сворачивание активности
Прежде всего мы посчитали методически правильным посмотреть, как компании реагируют на кризисную ситуацию и по каким направлениям бизнес будет сворачивать свою активность. Результаты показаны на диаграмме 1 (естественно, можно было выбрать несколько вариантов ответов). Прежде всего надо сказать, что кризис уже затронул практически всех: только 10% компаний заявили, что активность сворачивать не будут. Из оставшейся части 80% заявили, что у них будут сокращаться капитальные вложения. Лидерство этого направления вполне ожидаемо, но отметим, что его обозначили не 100% компаний, сокращающих свою активность. Значит надо полагать, что кое‑где капитальные вложения все‑таки еще идут. Кризис одинаково равномерно влияет на такие направления развития, как выход на новые рынки и территориальная экспансия (более трети опрошенных компаний).
Интересно, что предприятия пока не торопятся сокращать объемы производства/продажи продукции/услуг — только треть респондентов заявила об этом. Видимо, спрос во многих сегментах пока сохраняется, несмотря на очевидное его падение в целом ряде отраслей. Наконец, совсем мало компаний, которые планируют сокращение ассортимента.
ИТ-бюджеты
Как это повлияло на ИТ? Сокращение активности и затрат компаний выливается прежде всего в урезание ИТ-бюджета. Мы задавали респондентам прямой вопрос: «Какое сокращение ИТ-бюджета вы прогнозируете в 2009 году?». Результаты показаны на диаграмме 2. Заметим, что вопрос был поставлен о прогнозе по сокращению ИТ-бюджета на следующий год, а не о текущем его секвестировании. То есть эти данные надо рассматривать именно как намерения, а не как случившийся факт.
Честно говоря, результаты, которые мы получили, пугают. Лишь чуть более четверти ИТ-директоров прогнозируют сохранение ИТ-бюжета на уровне 2008 года. А более 60% заявили о его сокращении. Причем 39% — на 20% и более. Это разительно отличается от результатов предыдущих исследований нашего журнала, в том числе и весенних данных этого года. Оптимизма тогда было хоть отбавляй, в 2007 и 2008 годах лишь 5—6% говорили об уменьшении и более половины — об увеличении ИТ-бюджета.
Отметим, что в исследовании зафиксирована картина примерно на 10 ноября. А ведь кризис продолжает углубляться, следовательно, есть все основания ожидать дальнейшего падения ИТ-бюджетов.
Интересно посмотреть на подобные данные по другим странам. Хотя в целом западная ИТ-пресса уделяет изменившимся экономическим условиям не много внимания, журнал CIO (www.cio.com) провел небольшое онлайновое исследование, в котором приняли участие 243 представителя высшего ИТ-менеджмента западных компаний. Эти данные существенно «мягче» тех, что получены нами. Лишь 40% глав ИТ‑департаментов заявили, что им придется снизить ИТ-бюджет в 2009 году, что в полтора раза меньше, чем в России. То есть надо полагать, что в нашей стране кризис охватил в полтора раза больше компаний?
И при этом в следующем году ИТ-бюджет западных предприятий уменьшится не сильно — в среднем на 3%. В России ситуация принципиально иная: грубая оценка по нашим данным дает среднее планируемое сокращение ИТ-бюджетов примерно на 20—25%. Более того, в разговорах с ИТ-директорами неоднократно называлось и 50‑процентное сокращение ИТ-бюджета. Чем объясняется разница почти в 10 раз? Неужели кризис у нас настолько глубже?
Думается, что объяснение все‑таки в другом. Понятно, что в первую очередь сокращают проектную составляющую бюджета. И объяснение, возможно, в том, что российские ИТ-бюджеты в гораздо большей степени были ориентированы на активное развитие, а затраты на поддержание операционной деятельности занимали существенно меньшее место. По данным нашего исследования «Практика использования ИТ на российских предприятиях — 2008» 74% компаний на развитие выделяют более 30% ИТ-бюджета (диаграмма 3). Вообще посмотрите на диаграммы 2 и 3. Не правда ли, они очень неплохо соотносятся друг с другом? Сравнивая их, можно предположить, что ИТ-директора оставляют 10—20% ИТ-бюджета на развитие, а остальную часть проектных затрат планируют сократить, благо есть из чего. Вполне разумная тактика, как сказал один из ИТ-директоров, с которым я обсуждал сокращение ИТ-бюджета: «Если 30‑процентное уменьшение ИТ-бюджета взято из проектных расходов — это еще ничего, если же из операционных — вот тогда совсем плохо».
Эффект от инвестиций в ИТ
Интересно, что в опросе CIO.com очень близкая к нашим данным доля ИТ-директоров (34%) заявили, что ИТ-бюджет останется на прежнем уровне. Означает ли это, что и в России, и на Западе остается примерно одинаковая часть компаний, пока не затронутых кризисом? Или эту цифру следует рассматривать как показатель, отражающий долю компаний, где ИТ и в самом деле эффективны?
В разговорах с ИТ-директорами на тему сокращения ИТ-бюджета не раз звучала мысль, что ИТ-проекты, дающие реальную эффективность и экономию, не должны сокращаться. И кризис быстро выявит эти реально эффективные инвестиции и отделит их от модной и наносной ИТ-шелухи. Выходит, те 27% и есть мера эффективных ИТ-проектов?
Хочется в это верить, но скорее всего дело обстоит не так: по мере углубления кризиса это число будет уменьшаться. Зато уж точно можно сказать, что инвестиции в ИТ эффективны в тех 12% компаний, которые заявили об увеличении ИТ-бюджета. Если уж их инвестиционная программа выдержала испытание кризисом, то там эффект точно есть, и не маленький. Иначе информационными технологиями не стали бы заниматься в такое трудное время. И пусть эта цифра почти на порядок меньше, чем звучавшие на каждом углу заявления о том, что инвестиции в ИТ эффективны везде и всюду. Но все‑таки она пока не нулевая, и это внушает оптимизм.
Вторая статья о результатах исследования: Ориентируемся на стабильность, но ожидаем изменений