Вступление в силу федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» (с изменениями от 9 февраля и 24 июля 2007-го) потребовало от российских операторов связи решения задач, по своим масштабам и сложности не имевших аналогов в России.
Согласно новым «Правилам оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи» оператор обязан в срок до пяти дней доставить своим абонентам детализированные финансовые документы на оплату предоставленных услуг. Возрос и объем печати, ведь абоненты, перешедшие с прошлого года на повременный или смешанный тариф, теперь должны получать детализированную информацию. А главное — данные в счете перестали быть постоянными и варьируются в зависимости от выбранного тарифа и наговоренных за месяц минут.
В результате операторы связи оказались перед выбором: или создавать свои собственные центры массовой печати, или прибегать к услугам сторонних организаций. В «Уралсвязьинформе» после тщательного изучения всех аспектов этой проблемы пришли к выводу, что нужно строить свою такую систему. Общую стратегию решения данной задачи сформулировал заместитель генерального директора — директор Межрегионального филиала информационно-сетевых технологий «Уралсвязьинформа» Михаил Крымский: «Среди основных критериев, принятых нами во внимание, были, во-первых, экономическая целесообразность проекта, во-вторых, полнота соответствия требованиям Закона о связи и, в-третьих, получаемый эффект при внедрении того или иного продукта. В итоге было решено строить собственную высокопроизводительную систему массовой печати, отвечающую потребностям “Уралсвязьинформа” и способную при необходимости выполнять сторонние коммерческие заказы, создавая печатную продукцию высокого качества. Плюс ко всему мы получали возможность возврата инвестиций за счет дополнительных поступлений, источником которых могли стать реклама, размещаемая на доставляемых счетах и дополнительно вкладываемая в конверты».
В зону ответственности «Уралсвязьинформа» входят северные регионы с очень сложной транспортной схемой, куда доставлять документацию с соблюдением установленных сроков крайне затруднительно. Поэтому нужно было строить территориально-распределенную систему печати с собственными центрами в каждом из семи филиалов компании.
Выбор решения и поставщика услуг
В качестве интегратора проекта выступила компания «ТехноСерв А/С», уже имеющая опыт внедрения систем массовой печати в России, в том числе ориентированных на операторов связи.
Первоначально рассматривалась возможность использования устройств на основе линейно-матричной технологии, но такого рода оборудование не способно обеспечить высокое качество печати, что было признано неприемлемым. Как уже говорилось выше, одним из условий была пригодность системы не только для собственных нужд, но и для оказания полиграфических услуг другим предприятиям и организациям. Это обстоятельство в числе прочих способствовало тому, что «Уралсвязьинформ» выбрал аппаратуру с поддержкой дуплексной печати, позволяющей выводить информацию на обеих сторонах листа. От цветной печати компания отказалась, так как она требовала больших затрат на расходные материалы и заметно снижала производительность.
В ходе конкурса рассматривалось оборудование двух вендоров, предлагающих на российском рынке передовые решения и высококачественный сервис, — Xerox и IBM. По совокупности параметров (цена с учетом дополнительной функциональности, быстродействие, себестоимость отпечатка, условия сервисного обслуживания и т. д.) были выбраны лазерные монохромные принтеры семейства IBM Infoprint, которые и составили основу печатного комплекса.
Технологические особенности
Технология фальцевания и конвертования печатных форм была реализована с применением конвертовального оборудования ведущих компаний в этом сегменте — Kern и Pitney Bowes. Отпечатанные документы упаковываются в конверты, что позволяет выполнить требование Закона о связи соблюдать конфиденциальность при доставке счетов абонентам. Система Frankotyp-Postalia обеспечивает франкирование готовых конвертов штемпелем «Почты России» в автоматическом режиме.
Для контроля качества конечной продукции применяется эффективная система распознавания готовой и отбракованной документации на базе оборудования Data Logic и программного обеспечения, которое интегратор разработал специально под данный проект. Это решение уникально для российского рынка: оно позволяет вести автоматизированный учет готовой и отбракованной продукции, гибко формировать задания на повторную печать с последующим конвертованием, выдавать различные отчеты по задаваемым параметрам, отфильтровывать испорченные счета и конверты для последующей их отправки на участок уничтожения бумажных отходов. Система уничтожения обрезков бумаги и брака после печати реализована на основе специализированного оборудования компании Hunkeler.
Решение массовой печати «Уралсвязьинформа» состоит из тринадцати центров. Рассылка заданий производится по защищенному каналу с использованием собственной сети передачи данных оператора. В пределах каждого центра процесс производства полностью контролируется системой управления и мониторинга, входящей в состав разработанного ПО. При проектировании было предусмотрено двукратное резервирование линий печати и конвертования, что гарантирует выполнение задач даже в случае серьезной поломки оборудования.
Естественно, что загрузка в городах- миллионниках и небольших населенных пунктах, прежде всего северных, будет различаться, причем многократно. Поэтому подбор оборудования для этих центров проводился в соответствии с проведенной оценкой: производительность рассчитывалась для каждого региона с запасом на уровне 25%. Соответственно использовались разные модели устройств. Так, например, высокопроизводительные конвертовальные машины (Kern 2500 и 658) применялись только в крупных центрах, в то время как системы с более низкой производительностью (Pitney Bowes DI800) — в небольших. Точно таким же образом подбирались сами принтеры и прочая техника. В итоге построен территориально-распределенный современный технологический комплекс, который при необходимости может быть преобразован в централизованную структуру с управлением из главного офиса.
Отдельной работы потребовала подготовка технологических комнат. При выполнении высокоскоростной лазерной печати на бумаге и конвертования крайне важно обеспечивать строго заданные параметры температуры и влажности окружающей среды. Да и сами помещения, где будет располагаться крупное оборудование, должны быть просторными. С их поиском возникали большие сложности. Кроме того, для инсталляции климатических устройств — промышленных кондиционеров, мощных вытяжных систем и т. д. — помещения требовали значительного переоборудования, подведения дополнительных электрических мощностей. В результате понадобились существенные инвестиции и в создание инженерных систем.
Результаты и планы
В настоящее время все основные трудности позади: система массовой печати «Уралсвязьинформа» сдана в эксплуатацию и успешно решает свои задачи. Обслуживание центров печати осуществляется силами специалистов ОАО «Уралсвязьинформ» с привлечением инженеров со стороны производителей оборудования и интегратора. Для этого «ТехноСерв А/С» провел необходимое обучение у заказчика. Как отметил заместитель директора Межрегионального филиала информационно-сетевых технологий «Уралсвязьинформа» по эксплуатации Дмитрий Мешалкин, за прошедший год имели место незначительные неисправности и сбои, для устранения которых было вполне достаточно собственных ресурсов.
Пока система массовой печати используется лишь для нужд и интересов компании. Однако на этом заказчик останавливаться не собирается. Как было сказано выше, перспектива наладить бизнес по оперативной печати массовых тиражей для сторонних организаций предусматривалась изначально. Уже сейчас на счетах «Уралсвязьинформа» печатается реклама коммерческих фирм, а в перспективе предполагается оказывать комплекс услуг по оперативной массовой печати и рассылке других документов для потенциальных заказчиков уральского региона.