На российском рынке недвижимости активно набирает обороты давно ставший востребованным в Европе, США и Азии формат жилья micro-living, где минимальная площадь личного частного пространства сбалансирована увеличенными площадями общественных пространств. Помимо формирования цивилизованного рынка арендного жилья, основанием к зарождению формата в России послужил также переход на цифровую модель экономики и набирающему, в связи с этим, популярность течению «цифровых кочевников». Поколение millennials, основную часть которого составляют специалисты из IT-сектора и представители творческих профессий, больше не привязывается к своему рабочему месту в офисе — представители данных профессий могут работать где угодно и откуда угодно. У поколения Y смещен баланс между работой и отдыхом. Эти люди — молодые профессионалы от 25 до 40 лет, у которых есть деньги, чтобы купить квартиру, но которые считают это лишним обременением. Они предпочитают арендовать недвижимость и быть мобильными.
Новые впечатления, мобильность, минимальный горизонт планирования, неординарные проекты, общение с единомышленниками, комфорт, понятный и доступный набор сервисов — вот, что их по-настоящему сегодня интересует.
Концепция микроливингов возникла в 2013 году в США, где в настоящее время наблюдается основной прирост формата: в стране насчитывается 16 проектов (около 60% от общего предложения). Всего же в мире функционирует порядка 27 качественных микроливингов, 6 из которых расположены в Европе, остальные — преимущественно, в Азии.
Согласно проведенному исследованию, активнее всего микроливинги развиваются в городах-миллионниках, в местах сосредоточения дорогой недвижимости, а также там, где наблюдается тяжелая транспортная ситуация. Кроме того, данный формат может появляться там, где сосредоточены мощные производства, заводы, бизнес-инкубаторы и пр.
Идеология формата заключается в балансе личных и общественных пространств в рамках единого комплекса. Личные пространства реализуются в параметрах минимально необходимых габаритов для комфортного размещения. К примеру, в крупнейшем подобном проекте в Лондоне — OldOak— средняя площадь юнита составляет всего 11 кв.м. При этом в комплексах такого типа обустраивается большое количество общественных зон для комфортного времяпрепровождения: общения, работы и отдыха (столовая, игровая комната, библиотека, коворкинг, прачечные, спортзал, лаунж-зона и пр.).
Основным преимуществом формата, по мнению Екатерины Тейдер, руководителя проектов Becar Asset Management Group, является относительно низкая арендная ставка в сочетании с высоким уровнем комфорта и сервиса. «Сокращение частного пространства до минимально необходимых для комфортного проживания человека площадей формирует относительно невысокую арендную плату в расчете на один квадратный метр и юнит, соответственно, что делает его доступным для более широкой аудитории», — рассуждает эксперт. — А простой и прозрачный процесс аренды в микроливинге (быстрое размещение, свободное прекращение аренды) гарантирует постояльцам мобильность, которая так ценится в современном мире.
Среди знаковых международных проектов стоит отметить WeLife в Нью-Йорке, рассчитанный на 716 человек. Так, площадь одного юнита там колеблется от 28 кв.м. При стоимости размещения от 1900 до 3500$/месяц загрузка проекта на сегодняшний день достигает 100%.
The Collective Old Oak в Лондоне на 550 человек — еще один проект, где отмечается 100% загрузка. Так, аренда одного юнита там может обойтись в 920-1160 фунтов/месяц.
Специалисты Becar Asset Management Group уверены, что в России такой формат также сможет стать успешным и востребованным. Так, к 2020 году поколение millennials, являющееся основной целевой аудиторией микроливингов, будет составлять 50% мировой рабочей силы. Кроме того, микроколивинги набирают популярность и в корпоративной среде. Международные компании, как и стартапы, заинтересованы в высококачественном комфортном жилье для своих проектных групп. Пространство микроливинга способствует совместной работе благодаря наличию различных общественных пространств, а также коворкинга в своем составе (около 80% микроливингов совмещены с коворкингом).
«Указ Президента РФ В.В. Путина „О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг“ побудил игроков рынка недвижимости к поиску и формированию альтернативных видов проживания», — рассказывает Александр Шарапов, президент Becar Asset Management Group. «После нескольких лет изучения популярного в Европе и США явления micro-living, мы рассмотрели в формате большой потенциал. Группа Becar уже не первый год работает над формированием новых продуктов на рынке недвижимости, впитывая все самое лучшее из иностранной практики и адаптируя это под российские реалии. В наших ближайших планах — реализация нескольких крупных проектов в формате micro-living. Уверен, что наш пример станет для рынка показательным, а микроливинг в перспективе нескольких лет превратится в полноправный формат недвижимости».