Видеоконференции в России прошли множество стадий: от появления их как очень дорогого атрибута престижа только в крупнейших холдингах для использования высшим руководством без явного экономического эффекта до массового применения на недорогом оборудовании и ПО, при этом экономия как минимум на командировках четко отслеживается. Новая интересная страница этой истории — применение ПО для видеоконференции по модели «ПО как услуга», Saas.
В текущем году новостей о таких проектах стало приходить значительно больше прежнего, появились и провайдеры, целенаправленно продвигающие такие услуги. К их услугам прибегают клиенты нескольких типов.
Одна явно выраженная группа — международные компании, работающие в России, имеющие единые стандарты коммуникаций, тщательно считающие издержки и в первую очередь дорожащие временем. Один пример — компания Perfetti van Melle (владелец торговых марок Fruit-tella, Mentos, Chupa Chups). Штаб квартиры Perfetti van Melle находятся в Италии и Нидерландах, общая численность работающих превышает 12 тыс. человек. С сентября 2009 года компания использует средства Microsoft для видеоконференции по модели Saas, проводит в таком режиме рабочие встречи и конференции. Основным критерием выбора была скорость внедрения — времени на длительный проект не было. «Прежде всего, мы искали решение, которое позволило бы нам из любой точки общаться с нашими коллегами по всему миру, с возможностью совместной работы над документами и аудио- и видеозаписями встреч», — рассказывает Игорь Благидзе, начальник ИТ-отдела Perfetti van Melle. Другой пример — Konsu Group. Офисы этой консалтинговой компании расположены в нескольких городах России и за рубежом. Чтобы снизить расходы на командировки и повысить эффективность работы с партнерами, было принято решение использовать виртуальную конференц‑связь. Генри Карху, ИТ-директор Konsu Group, отмечает, что «виртуальная конференц‑связь» способствует экономии рабочего времени и, в результате, быстрому достижению поставленных целей, а модель SaaS позволила увидеть мгновенный эффект сразу после покупки решения. Обе вышеназванные компании используют Microsoft Live Meeting 2007.
Еще один международный пользователь, тоже из Скандинавии, — производитель молочных продуктов Valio. Для нее главным стимулом такого подхода была необходимость наладить более эффективное взаимодействие с партнерами. У Valio около 150 клиентов в России. «Сейчас Valio имеет крепкие позиции в городах-миллионниках, одновременно компания стремится к активному расширению доли на региональных рынках, — отмечает Гарри Саганенко, ИТ-директор компании Valio. — Мы хотим обеспечить надежные поставки наших продуктов в торговые сети. Стремясь оптимизировать наши затраты, в том числе на ИТ, мы приняли решение о покупке услуги виртуальной конференцсвязи именно на базе модели SaaS, что позволило нам мгновенно оценить результаты работы и сосредоточиться на бизнес-задачах». Этот проект выполнен на технологиях Cisco WebEx.
К другой группе компаний, использующих видеоконференции по модели «ПО как услуга», можно отнести российские компании, чей бизнес связан с обучением, консалтингом или проведением масштабных встреч. То, что среди них есть ИТ-компании, такие как «Лаборатория Касперского» и «1С-Битрикс», неудивительно, но ими дело не ограничивается.
Рассказывает Юлия Ужакина, партнер компании «Амплуа-Брокер». «Мы используем видеоконференции по модели Saas с 2009 года. Это удобный инструмент проведения ознакомительных семинаров для наших потенциальных и действующих клиентов. Семинары небольшие, продолжительностью 1—1,5 часа. В них могут принять участие от пяти до 100 человек, в зависимости от темы. Кроме того, мы проводим вебинары с целью презентации наших массовых проектов, требующих внимания большого количества участников, например, ежегодной выставки&конференции Trainings EXPO или ежегодного бенчмаркинга Trainings INDEX. Такие проекты не продаются индивидуальными встречами, обычно их продвигают через каналы, способные охватить максимум целевой аудитории (Интернет, например). Вебинары дают нам возможность рассказать о проектах большому количеству представителей целевой аудитории, а им — тут же задать вопросы. Кроме того, мы используем эту технологию для проведения индивидуальных встреч с клиентами по проекту или интервьюирования респондентов в рамках наших исследований. Раньше мы прибегали к телефонным интервью, теперь есть возможность показывать во время интервью что‑то на экране, а также видеть друг друга».
В «Амплуа-Брокер» подход «ПО как сервис» рассматривается как один из видов аутсорсинга. Юлия Ужакина говорит, что так же как при создании сайта, поддержке сети, дизайне, организация Web-конференций собственными силами будет требовать дополнительных затрат и усилий. «ИТ-компания, где мы аутсорсим обслуживание нашей ИТ‑сети, скорее всего, должна будет уметь разбираться еще и в этих технологиях, а это, скорее всего, повлечет повышение стоимости ИТ-обслуживания. Пока нам удобнее и выгоднее прибегать к SaaS», — заключает она.
Оплата аренды ПО — помесячная и не зависит ни от частоты использования, ни от количества человек на конференциях (провайдер Webinar.ru). «Но мы понимаем, что если количество человек на конференциях резко возрастет (до сотен), наш поставщик пересмотрит цены. Это нормально, — утверждает Ужакина и продолжает: — SaaS — это удобно, у нас голова ни о чем не болит. Мы просто пользуемся ею, видим различные усовершенствования в системе, которые делает провайдер услуги, и довольны. В конце концов, SaaS дает нам возможность выбирать — мы можем уйти от этого поставщика к другому, чей продукт окажется лучше. Надеюсь, такого не будет, но ощущение свободы выбора для нас важно».
Опыт Московской бизнес-школы в области аренды ПО для проведения семинаров начался в июне нынешнего года. Как рассказывает Екатерина Кривцова, руководитель проекта Webinar этой бизнес-школы, такая форма используется как факультативные обучающие мероприятия для студентов МВА-программ, в том числе для проведения защит дипломов и педагогической практики.
Именно аренда, а не покупка ПО, была выбрана не случайно. «Опробование нового формата «на зуб» перед покупкой — это необходимый шаг, особенно если клиенты — потребители вебинаров находятся в каждом регионе России и во многих странах СНГ. Нужно проверить как общую востребованность формата, так и удобство пользования», — подчеркивает Екатерина Кривцова. Бизнес-школа работает с несколькими провайдерами: Webinar.ru, Websoft, Mirapolis. В основном предлагаются тарифы, основанные на количестве одновременных подключений участников вебинара, но этот вариант не выглядит оптимальным. «Мы общались и с провайдерами, предлагающими тарификацию «помодераторно», то есть когда при неограниченном количестве подключений участников вводится лимит управляющих виртуальными классами. Наверное, будущее за таким тарифом», — считает Екатерина Кривцова.
С качественными преимуществами все более-менее понятно. Что касается оценки экономической эффективности такой формы обучения, то о ней говорить еще рано, полагает Кривцова, поясняя: «Сами вебинары у нас еще бесплатны для участников. Они являются частью обучения для МВА‑студентов и частью обновляемого контента e.mba.ru — обучающего портала с большим видеоконтентом, доступного за скромную абонентскую плату. Поэтому просчитать прямую выгоду от вебинаров в данный момент не слишком просто».
Проблемы, конечно, есть. Разумеется, качество каналов — проблема столь же видимо бессмертная в России, как и качество дорог. Она по‑прежнему сдерживает распространение видеообщения. Некоторые клиенты жалуются на сложности управления аудиторией в формате вебинара и на другие технические проблемы. Но все же новая форма, не претендуя на универсальность, постепенно завоевывает место в ряду других стандартных видов взаимодействия онлайн. И вполне возможно, нынешние кризисные времена существенно ускорят этот процесс.