То, что многофункциональные устройства заменяют привычные копиры и факсы, — реальность, причем уже несколько лет. Однако этот процесс часто идет весьма неожиданно, и его последствия далеко не всегда положительны. Некоторые из них мы и решили обозначить.
Прежде всего, вероятно по инерции, многофункциональные аппараты могут находиться в самых неожиданных местах прайс-листов и каталогов торговых компаний. Их помещают куда угодно, только не в раздел компьютерной периферии. С чем они только не соседствуют. Как правило, располагаются они в разделе оргтехники. Но этим фантазия не ограничивается. Не раз и не два автору этих строк приходилось встречать некоторые модели МФУ даже в разделе средств связи!
Кроме того, поставками копиров и факсов занимаются компании, которые изначально никак не были связаны с ИТ. Так что во многих значимых нюансах их сотрудники просто не разбираются. Слишком долго те же копиры были устройствами автономными и самодостаточными — их надо было всего лишь подключить в розетку. Причем это касается не только продавцов, но часто даже работников служб техподдержки. Да, такой специалист, если его поднять среди ночи, с ходу выдаст, как надо действовать, когда устройство вдруг начинает подавать сразу несколько листов, или как устранить «грязь» при печати. А вот вопрос, почему вместо кириллицы печатается «гречка» или латиница с диакритическими знаками, не говоря уже о тонкостях настройки сканирования по сети, запросто может поставить его в тупик.
Да и вендоры ещё долго будут набивать шишки на незнакомом поприще, связанном с интеграцией их оборудования с ПК и сетями. В результате раздается масса жалоб на недоработки в драйверах или плохую интеграцию в ИТ-инфраструктуру устройств, выпущенных компаниями, которые раньше специализировались на копирах. Но и те, кто прежде выпускал только принтеры, тоже не без греха: их оборудование часто не очень хорошо функционирует в автономном режиме. До сих пор производители не могут решить вопрос с балансом всех компонентов. В результате аппарат может хорошо справляться с ролью принтера, но быть плохим копиром и сканером.
Плюс ко всему при инсталляции копира не является экстраординарным требование, чтобы эту процедуру выполнял сотрудник сервисной службы. Более того, часто это даже расценивается как плюс. А вот для ИТ-службы такое требование воспринимается, словами классика, как в высшей степени моветон.
Этим сложности и неприятные сюрпризы не исчерпываются. Нередко разработкой устройств, выполняющих одну функцию, и многофункциональных занимаются разные подразделения компаний-производителей, и у каждого из них свои подходы. Причем далеко не всегда разные подразделения внутри корпорации сотрудничают между собой, скорее наоборот. В результате даже при выборе оборудования одного вендора не избежать проблем, которые порождает типичный «зоопарк». Принтеры и МФУ будут различаться буквально во всём за исключением исполняемых функций и шильдика, — начиная с интерфейса драйверов и заканчивая использованием несовместимых между собой тонеров, фотобарабанов, девелоперов и прочих расходных материалов. Да и внутри МФУ из разных продуктовых линеек эти различия будут проявляться. Типичный пример тому — серии LaserBase и Image Runner от Canon.
Но при этом и внутри организации закупками всего, что связано с ИТ, с одной стороны, и оргтехники, с другой, обычно занимались разные подразделения. И при попытке перераспределить эти функции неизбежно будет затронута святая святых — бюджет. Ну а о том, к чему приводят конфликты при распределении финансовых ресурсов, долго распространяться нет смысла.
В заключение надо сказать, что только этим перечень издержек конвергенции не исчерпывается. Жалоб еще очень много, начиная от сложностей в обращении с устройствами и заканчивая увеличением их габаритов, что для многих также становится серьезной проблемой. Конечно, со временем эти проблемы будут уходить, но произойдет это не сразу, и к ним надо быть готовым.