Сегодня приезжает в Санкт-Петербург Джек Юн Ма основатель крупнейшего китайского интернет-ритейлера Alibaba Group, чтобы принять участие в Международном экономическом форуме. В рамках сессии «Интернет-торговля: мир без границ» представители ведущих торговых онлайн-площадок обсудят ряд вопросов, в том числе и какие нововведения предложит онлайн-торговля в ближайшие два-три года.
Международному форуму предшествовало два ключевых события в этой области: открытие сегодня русскоязычной и англоязычной версии крупнейшего мирового интернет-ритейлера «Цзиндун» (JD. com). Это второй по масштабу китайский онлайн-гипермаркет, предлагающий от драгоценностей и электроники до детских подгузников и спортивного питания. Месяц ранее свое представительство в России открыла сеть Alibaba.
Гиганты грозят усложнить и так нелегкую жизнь отечественных игроков рынка электронной коммерции, вынужденных из-за обострения конкуренции в период экономической нестабильности и падения покупательской способности россиян искать новые каналы сбыта.
Однако открытие интернет-магазинов и офисов даже самых крупных компаний может обернуться неудачей, считает Сергей Житинский, глава компании Git in sky. По словам эксперта в сфере IT и интернет-проектов, компании, открывающие свои представительства в сети, чаще всего не учитывают растущие потребности клиентов в скорости и удобстве пользования. Недовольство онлайн-клиентов вызывает, в первую очередь, медленная загрузка страниц, неадекватность интерфейса (нажал на кнопку, ожидал одно, а получил другое), плохая архитектура ресурса (когда нужно сделать больше двух кликов к нужной странице), обилие рекламы, и, наконец, самые простые технические ошибки (404, 500, 502).
В итоге медлительные магазины покидают покупатели, их «опускают» на нижние строчки поисковики, что для проекта, стремящегося стать успешным, недопустимо. «Профессиональная работа с инфраструктурой онлайн-представительств магазинов и банков требует от их исполнителей огромного инженерного опыта и экспертизы, которые должны расти с каждым днем, так как технологии постоянно обновляются_», — говорит Житинский. Результатом ошибок может стать уход компании с рынка онлайн-торговли.
Слова эксперта подтверждает решение X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») закрыть интернет-магазин Е5. В компании остались недовольны финансовыми результатами своего онлайн-представительства. Кроме того, по мнению экспертов, неудача компании объясняется достаточно скромными вложениями в раскрутку магазина на фоне растущей конкуренции в сегменте.
Онлайн-ритейл понес потери, в том числе, и от ухода с рынка интернет-магазина «Сотмаркет», который по данным статистики аналитического агентства Data Insight посещало не менее 5,85 млн человек в месяц. В марте закрылся магазин «Киберри», сеть которого к началу 2015 года начитывала 41 магазин в 34 городах России. По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка ритейлера в 2013 году составила 1,8 млрд рублей, убыток — 292 млн рублей.
В феврале 2015 года сеть бытовой техники и электроники «Телемакс» закрыла магазины по всей России, сайт компании недоступен до сих пор. В августе 2014 года торговая сеть «Белый ветер цифровой» подала заявление о банкротстве из-за долгов перед поставщиками и кредиторами. 25 марта стало известно о том, что поставщики онлайн-ритейлера Enter требуют взыскать с компании почти полмиллиарда рублей. Материнская компания Enter, кипрская Trellas, в конце 2014 года оказалась на грани банкротства.
Тем не менее компании продолжают инвестировать в свои онлайн-дубликаты, несмотря на все преграды, стоящие перед интернет-магазином: недоверие потребителей из-за участившихся случаев мошенничества, дорогой аренды складских помещений. О своем намерении развивать онлайн торговлю заявляли самые разные представители продуктовой розницы — Магнит, Азбука вкуса, Седьмой континент, Ашан. За последние 7 лет количество интернет-магазинов, открытых торговыми сетями сегмента DIY, увеличилось в 40 раз — до 120. Эксперты J’son & Partners Consulting выделяют как устойчивый тренд развитие мультиканальной стратегии сбыта: крупнейшие игроки развивают розничные сети вместе с развитием интернет-торговли.
Помимо высокой конкуренции, которую далеко не все выдерживают, и неспособности организовать должную техническую поддержку, онлайн-ритейлеры могут столкнуться с регуляторными рисками: в мае прошли сообщения о закрытии ряда интернет-магазинов, торгующих сырами, попавшими под торговое эмбарго для ряда европейских стран, присоединившихся к антироссийским санкциям.
Инвестиции в открытие онлайн-магазина могут быть самыми разными: все зависит от размера бизнеса и уровня качества интернет-сервиса, который хочется достичь. В случае, если речь идет о компаниях, претендующих на лидерство в своем сегменте бизнеса, то у них должно быть все на самом высоком уровне. Это значит, что они должны нанимать дорогих специалистов с большим опытом, а также проводить интеграцию онлайн-представительства внутри своей компании.
«Для компании лидера своего сегмента рынка с количеством клиентов, измеряемое сотнями тысяч, онлайн-представительство должного качества потянет на сумму от 15 до 30 миллионов рублей, в зависимости от сложности функционала. При этом, интернет-магазин частного торговца старинными книгами, например, может обойтись в 50-100 тысяч рублей. А если он умеет рисовать дизайн и/или программировать — то еще меньше», — говорит Сергей Житинский.