Завершен первый этап проекта по разработке стратегической карты компании «Электромашина» в соответствии с методологией Системы сбалансированных показателей (ССП).
Челябинское предприятие «Электромашина» специализируется на выпуске электрооборудования, систем и комплексов управления для бронетанковой техники. Уже 74 года оно является основным поставщиком оборудования подобного типа, и сегодня все российские танки и БМП, стоящие на вооружении российской армии, оснащены продукцией ОАО «Электромашина». Помимо выполнения оборонных заказов, предприятие работает и на мирном рынке, выпуская электрооборудование для электровозов, двигатели и насосы для пожарной техники. В его составе действуют несколько производств: от металлургического и механообрабатывающего до изготовления печатных плат и инструментального производства.
Большие предприятия, особенно связанные с дискретным производством сложной техники, имеют и сложные, многоступенчатые бизнес-процессы. Им приходится координировать их по времени исполнения, а это непростая задача. Как правило, одна из основных проблем в управлении такими предприятиями связана с отсутствием формализованной стратегии, что отражается потерей эффективности управления. При большом числе пересекающихся материальных и информационных потоков бывает трудно четко выделить ответственных за выполнение процессов и определить для них поддающиеся количественному измерению нормативы, особенно если задача ответственных лиц не связана напрямую с выполнением производственного плана. Все это влияет на то, как сотрудники видят стратегические цели своей компании и связь своей повседневной деятельности с их достижением.
Повысить эффективность стратегического управления можно различными средствами. ОАО «Электромашина» выбрало методологию ССП, реализовать которую было поручено компании «IDS Scheer Россия и страны СНГ». ССП – это инструмент реализации стратегии компании через разработку системы целей и доведения ее до сотрудников в виде ключевых показателей результативности (Key Performance Indicator, KPI). Смысл BSC и KPI в том, чтобы дать каждому работнику понимание общей стратегии, показать его место в процессах компании и определить набор «нормативов», которые определяют эффективность его работы.
По итогам многочисленных интервью с топ-менеджерами компании были созданы модели процессов верхнего уровня «как есть», перечень проблем и дерево целей. Эта работа легла в основу главного документа, сформированного в рамках проекта, – стратегической карты компании по четырем перспективам: финансовой, клиентской, процессной и перспективе обучения и развития.
В работе над проектом консультанты использовали разработанные IDS Scheer методологию и инструментарий ARIS. По итогам проекта заказчику была передана база данных ARIS, содержащая разработанные модели дерева целей, стратегическую карту компании и модели окружения целей.
Заместитель генерального директора ОАО «Электромашина» по стратегическому развитию и финансам Елена Асанова так оценила результаты проекта: «В том, что касается бизнеса, наша компания решает, на первый взгляд, стандартные задачи, такие как увеличение стоимости предприятия, соответствие требованиям клиентов, построение отношений с инвесторами. Но у нас есть и целый ряд особенностей, характерных для оборонной отрасли. Поэтому очень важно, что благодаря профессионализму консультантов IDS Scheer и системному подходу к совместному проекту в краткие сроки был получен результат, удовлетворяющий запросы нашей компании, – скоординированная и взаимоувязанная стратегическая карта верхнего уровня компании с описанием моделей окружения целей, дерева целей и дерева проблем».