Естественно, что страны и города, которые принимают игры крупных футбольных турниров, должны обеспечить всю необходимую инфраструктуру, включая стадионы и тренировочные базы. Напомним, что современные спортивные сооружения являются высокотехнологичными объектами, где очень высоки требования к ИКТ, и уровень оснащения различными подсистемами регламентируется ФИФА, представители которой оценивают соответствие этому уровню каждого объекта.
При этом в регламентах ФИФА очень большое внимание уделяется телекоммуникационной инфраструктуре стадионов. Она необходима прежде всего для обеспечения телетрансляции, что само по себе накладывает весьма высокие требования. Существуют также нормативы по пропускной способности сетей мобильной связи и передачи данных, которые должны оставаться работоспособными в любых условиях. И обеспечение требований данного регламента является довольно непростой задачей. Как отметил председатель Комитета связи и информационных технологий Администрации Екатеринбурга Иван Авдейчик на заседании круглого стола в рамках конференции «ИКТ-инфраструктура Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России», обеспечение требований, заложенных в регламенты, потребовало довольно серьезных усилий по модернизации коммуникационной инфраструктуры в городе, тем самым чемпионат стал мощнейшим катализатором для этого. Конечно же она будет использоваться и после чемпионата, в частности для нужд городской системы видеонаблюдения. Да и ИКТ-инфраструктура на стадионе также будет востребована.
Министр связи и информатизации Республики Мордовия Олег Соколов на этом же заседании обратил внимание на то обстоятельство, что ИКТ-инфраструктурой пришлось обеспечивать не только спортивные сооружения и транспортные объекты, но и другие места массового скопления людей, в том числе фан-зоны. Всего таких мест в относительно небольшом Саранске оказалось сорок пять.
В Москве планируют пойти еще дальше: к 2018 году вся городская территория будет покрыта сетью Wi-Fi. Намечается также выпустить многоязычный электронный атлас города. Заметно расширится метрополитен: откроется новая Кожуховская линия, появятся шесть станций на Третьем пересадочном контуре и две на Замоскворецкой линии. Будут открыты новые станции и в метро Санкт-Петербурга.
Нужны также в достаточном количестве отели и хостелы, где могли бы размещаться игроки и болельщики. Так, в Волгограде планируется построить одиннадцать новых отелей, в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге — по двадцать. В Москве будет возведён целый жилой комплекс, рассчитанный на 10–15 тыс. человек. Хотя неурядицы в экономике тоже, к сожалению, вносят свои коррективы. К примеру, на строительство двадцати пяти новых гостиниц, первоначально планировавшееся в Волгограде, не нашлось средств.
И необходима транспортная инфраструктура, которая могла бы принять многочисленных гостей и позволяла бы им с минимумом неудобств добираться от места размещения до стадиона. Именно развитие данного комплекса стало для многих российских городов, которые примут матчи Чемпионата мира в 2018 году, пожалуй, даже более весомой статьей расходов, чем строительство новых и модернизация имеющихся стадионов и отелей. Как отметил в интервью газете «Известия» генеральный директор АНО «Транспортная дирекция — 2018» Терентий Мещеряков, всего на развитие и модернизацию транспорта в одиннадцати городах будет потрачено более 400 млрд рублей. Планируется проложить 7717 км автомобильных и 2024 км железных дорог (см.: Футбол подгоняет транспортное развитие // Известия, 21 июня 2016 г.).
В аэропортах Санкт-Петербурга, Самары и Волгограда уже открылись новые терминалы, а в Нижнем Новгороде обновлен имеющийся. В Самаре и Волгограде на этом решили не останавливаться и ведут строительство новых взлетно-посадочных полос. На декабрь текущего года запланировано открытие нового аэропорта Платов в Ростове-на-Дону. Во всех этих проектах активно участвуют не только федеральный и местный бюджеты, но и частные инвесторы.
Да и в целом любое крупное мероприятие привлекает интерес как со стороны всех уровней власти, так и бизнеса. На это обратил внимание министр связи и информатизации Правительства Нижегородской области Сергей Кучин. И этим надо пользоваться, чтобы привлекать инвестиции в развитие разных видов инфраструктуры, в том числе и телекоммуникационной. В Нижегородской области, например, удалось привлечь частные инвестиции в программу «Безопасный город», что раньше никак не получалось. В итоге эта программа наряду со Службой 112 запущена раньше срока. Система видеонаблюдения включает в себя более тысячи камер, а также систему анализа видеоряда. Внедрена автоматизированная система управления дорожным движением. Помимо этого большим достижением было названо расширение дорожной сети, приобретение новых транспортных средств, в том числе более сорока автобусов, а поездов метро теперь стало двадцать девять. Открылись новые станции метрополитена, обновлена кабельная канализация.
В том же ключе высказался Сергей Чукин, руководитель управления Департамента связи и массовых коммуникаций Правительства Самарской области. Не будь чемпионата, от федерального центра сложнее было бы добиться финансирования на модернизацию аэро- и речного порта, а также на обновление системы управления транспортом в самой Самаре. Появится новая трамвайная линия от железнодорожного вокзала до спортивных объектов, а также мост через Волгу, который станет кратчайшим путем из Самары в Новокуйбышевск.
Но есть и проблемы. Сколько копий было сломано вокруг приобретшей скандальную славу стройки стадиона на Крестовском острове в Санкт-Петербурге. Хотя в итоге все завершилось благополучно, и ФИФА допустила его для проведения матчей Кубка конфедераций, который считается генеральной репетицией мирового первенства.
Очень многие представители региональных правительств жаловались на громоздкость и длительность тендерных процедур закупки оборудования. Часто сетовали на слабую методическую поддержку, нередко нужно было делать то, с чем раньше сталкиваться не приходилось. Никуда не делись и традиционные проблемы со своевременным финансированием и разграничением ответственности. В итоге работу с теми же стадионами представителям местных органов приходится выстраивать в ручном режиме, на уровне личных отношений. Это самая настоящая мина замедленного действия, поскольку затем объекты, входящие в сферу ответственности федерального ведомства и федерального подрядчика, будут передаваться местным органам, которые в процессе строительства, вообще говоря, никак не участвовали. Данное обстоятельство может порождать множество технических и организационных сложностей.
Есть проблемы, связанные с организацией межведомственного взаимодействия. Например, требования к видеокамерам для систем видеонаблюдения со стороны МВД, ФСБ и ФИФА во многом не совпадают, и чтобы привести их к какому-то общему знаменателю, нужна довольно серьезная работа. А в некоторых регионах возникла необходимость в создании новых или расширении уже имеющихся ситуационных центров по обеспечению безопасности. Это означает проведение новых работ, причем длительных и довольно дорогостоящих.
Но в целом чемпионат закончится, а построенная инфраструктура останется и будет помогать людям в их повседневной жизни еще многие годы. И это, пожалуй, главное.