Intelligent Enterprise: Цифровая платформа в вашей компании создается и используется уже сегодня, хотя Интернет вещей, думается, еще не стал для вас ключевым инструментом развития бизнеса, да и полноценная реализация концепции digital transformation у нас еще явно впереди. Каковы основные мотивы развития данного решения сейчас?
Владимир Чибисов: Прежде всего мы исходим из перспектив деятельности крупных промышленных групп, которые рисуют нам наиболее авторитетные исследовательские компании, ну и, конечно, не забываем о задачах сегодняшнего дня. Так, например, Boston Consulting Group утверждает, что в обозримом времени деятельность предприятий-олигополистов (то есть ведущих промышленных предприятий, сосредоточенных на производстве основных ценностей. — Ред.) будет представлена в виде трех основных направлений. Безусловно, сохранятся традиционные для компании функции. В своих инфраструктурных и в частности в ИТ-решениях они станут опираться на сервисы, предлагаемые мощными специализированными структурами, то есть по сути на услуги ИТ-аутсорсинга. И наконец, вокруг каждого олигополиста сформируется некое сетевое сообщество, которое будет решать частные задачи, опять-таки не в последнюю очередь касающиеся автоматизации бизнеса.
Обеспечить эффективное развитие такой модели и создать единую техническую базу для решения связанных с её появлением задач (как в плане поддержки ведения бизнеса, так и в отношении перспективных разработок) как раз и призваны цифровые платформы. Кто их должен создавать — пока остается вопросом. Сейчас ясно только то, что они будут очень тесно привязаны к облачной среде. Есть, например, устойчивое мнение, что строить цифровые платформы должны отраслевые сообщества. Но существует и другой подход, согласно которому формировать их можно непосредственно в крупных организациях. Примером создания цифровой платформы по такой схеме является платформа Predix, которую в течение ряда лет разрабатывала General Electric, вложив в нее немалые даже по масштабам собственной деятельности средства. Она была разработана внутри организации и по утверждению руководителей GE целиком изменила деятельность компании. Используют ее также многочисленные партнеры и клиенты GE, и такая открытость является, кстати, отличительной чертой современных цифровых платформ вообще. Достаточно сказать, что сейчас в связи с эксплуатацией Predix во всей экосистеме связанных с General Electric предприятий сама эта корпорация ежегодно продает ПО на сумму около 5 млрд долл., хотя данная сфера деятельности не является для нее основной.
Что касается нынешней ситуации в нашей компании, то она очень динамична. Сегодня «Еврохим» по сути превратился в сетевую структуру. У него много активов как у нас в стране, так и за рубежом. С нами взаимодействует огромное количество сторонних организаций, и наконец мы стоим на пороге решения весьма непростых и в значительной мере новых задач ИТ-поддержки, если пресловутая диджитализация бизнеса будет набирать обороты на практике. Традиционная автоматизация даже в случае адекватного использования той или иной ERP-системы на каждом предприятии «Еврохима», при условии их интеграции традиционными методами и при наличии некой надстройки в виде опять-таки традиционных систем бизнес-аналитики, перестает в полной мере удовлетворять бизнес.
Какие концептуальные моменты работы с информацией наиболее характерны, если мы говорим не о ERP-системах, а о цифровой платформе?
Одним из ключевых понятий нашей цифровой платформы, которым мы очень активно оперируем уже сейчас, являются виртуальные объекты. Вокруг них выстраиваются в цепочки классические бизнес-транзакции, становясь доступными для пользователя в тот момент, когда он занимается присущей ему операционной деятельностью или когда принимает решение на своем уровне. Согласно идеологии блокчейн отдельные транзакции или иные данные, непосредственно к ним относящиеся, «склеиваются» в некую сущность более высокого уровня. Примером виртуального объекта может служить какая-либо сделка. Скажем, вы решили продать заказчику партию удобрений, но прежде чем говорить о совершённых транзакциях, у вас идет стадия предварительных переговоров, которые на первом этапе могут вестись еще не в конкретных цифрах и объемах, а в общих намерениях. Тем не менее вся переписка и иные «электронные следы» этих взаимодействий группируются вокруг сделки как виртуального объекта в нашей системе. Не исчезает виртуальный объект и после ее заключения. Таким образом, пользователю становится доступен гораздо больший объем релевантных для него данных и более глубокая их историческая ретроспектива, нежели может предоставить ERP-система.
Фронт-офисом для наших пользователей (в том числе для зарубежных компаний «Еврохима») также становится цифровая платформа. С ее помощью они вводят и получают информацию и совершают фактические действия. В ERP-системах же соответствующие изменения фиксируются автоматически.
Насколько ваша цифровая платформа может соответствовать задачам новой цифровой экономики, структура которой, вероятно, еще не сложилась?
Вспомним о прогнозах Boston Consulting Group, о которых я говорил. Среди трех направлений наименее сложившимся на настоящий момент скорее всего является создание сетевого сообщества. Согласно мнению известного американского исследователя современной общественной жизни Клея Ширки, в мире существует так называемый когнитивный излишек. Связан он с высокими стандартами жизни значительной части населения планеты и, как следствие, с большим количеством свободного времени у людей. Такой излишек сформировался не сейчас, но именно сегодня у бизнеса есть куда большие, чем раньше, возможности применить его с пользой для себя и для общества. Ориентируясь на это, мы развиваем свою платформу, чтобы сторонние разработчики могли на ней оперативно и с высоким качеством создавать интересные для нашей компании ИТ-сервисы. Повторю, что производственная структура «Еврохима» очень богатая и разветвленная, количество разных логистических схем доставки товара (в том числе пока, быть может, и не реализованных) просто огромно. Про схемы расчета с покупателями и некоторые другие компоненты нашей деятельности можно сказать то же самое. У нас множество внешних партнеров, с каждым их которых необходимо налаживать взаимодействие, и хорошо, если конкретная схема такого взаимодействия всякий раз будет отвечать текущей проблеме. Я уже не говорю об очень актуальных для нас технологиях «умного земледелия», которые встанут перед нами в самом ближайшем будущем.
В этих условиях может возникать масса задач, многие из которых потребуют отнюдь не полноценного ИТ-проекта с привлечением консалтеров и создания проектного офиса. Всё это частные задачи, но при этом их будет много, выполнять их придётся предельно оперативно, а конечный результат должен будет гарантированно вписываться в архитектуру имеющейся ИТ-поддержки. И вот с этим типом задач, как раз очень характерным для цифровой трансформации, во многом будет справляться именно сетевое сообщество программистов при условии, что с нашей стороны им предоставляется адекватный набор ресурсов.
Если говорить более конкретно, то разработчикам мы предоставляем API нашей цифровой платформы, другие программные компоненты и данные, облачные ресурсы, возможно, техническое задание и некоторые консультации. Сейчас мы уже имеем подобную практику и по нашим наблюдениям некий порог вхождения в разработку невысок. Уже через два-три дня средний разработчик может выдавать ожидаемый от него результат. При этом задачи, конечно, бывают разной сложности, и ориентированы они как на сильных профессионалов, так и на программистов среднего уровня.
Что вы могли бы сказать о требованиях к внутренней культуре работы персонала в новой системе? Насколько сотрудники компании, являющиеся не разработчиками, а пользователями цифровой платформы, равно как и «Еврохим» в целом готовы использовать все ее возможности наиболее эффективно?
Многие пользователи, решая свои операционные задачи, как я уже сказал, взаимодействуют не непосредственно в ERP-системах, а с нашей цифровой платформой. Содержательно их обязанности никак не изменились, и оттого, что они теперь реже видят перед собой интерфейсы SAP ERP или Oracle EBS, я думаю, они не сильно расстроены. Тем более, что возможности платформы в плане подключения необходимых каждому сотруднику информационных источников тут явно богаче и гибче, чем в любой ERP. Так что здесь никаких революционных событий нет и не предвидится.
Другое дело, что возможности платформы действительно не ограничиваются поддержкой операционной деятельности сотрудников или даже поддержкой принятия решений в традиционном для корпоративной автоматизации смысле.
Как я уже говорил, цифровая платформа способна работать с гораздо более широким спектром электронных данных, нежели ERP-системы, но ставить их рядом с классическими продуктами класса BI, которые также являются своего рода надстройками над ERP и давно используются в бизнесе, вряд ли стоит.
Платформы действительно часто ассоциируют с цифровой трансформацией бизнеса, утверждая, как правило, что с их помощью можно будет «переваривать» огромные массивы первичной информации. Это недалеко от истины, но и здесь требуются уточнения. Скажем, массово появляющиеся RFID-датчики могут вшиваться в рабочую одежду и затем использоваться для того, чтобы понять, не покидает ли работник цеховую территорию в течение смены. Здесь мы напрямую используем возможности Интернета вещей, но для решения подобных задач опять-таки вряд ли требуется цифровая платформа.
Уже сегодня на основе очень внушительного потока первичных данных (хотя пока в полной мере, конечно, и не применяя IoT), мы имеем возможность точно диагностировать состояние бизнес-процессов. Я сравнил бы нашу работу с работой биохимика, разбирающегося с функционированием живого организма. Он не следит за движением отдельных молекул, а скорее наблюдает за некоторыми параметрами эволюции системы в целом, фиксирует некие устойчивые её промежуточные состояния и в конце концов подбирает лекарство, которое должно будет целенаправленно воздействовать на возникшую проблему.
Мы можем, например, по анализу внутрикорпоративных коммуникаций определить, где процессы только формируются, где они уже сложились, где есть какие-то нежелательные отклонения и т. д. При этом мы вольны выбирать для себя те методы анализа, которые считаем оптимальными. Исследуя, в частности, процессы нашей компании, деятельность коллективов и конкретных сотрудников, в методологическом плане мы опираемся на теории диссипативных структур и динамических систем.
Понятно, что в случае активного развития во многом строящегося на принципах Internet of Things «точного земледелия» или подобных концепций способность видеть проблематику бизнеса сквозь интенсивные потоки первичных данных будет иметь опреляющее значение, и мы стараемся быть к этому готовыми.
Также отмечу, что решать подобные задачи в одной корпоративной системе какого-либо известного класса невозможно. Даже вряд ли возможно решить их сколь-либо эффективным образом путем сочетания традиционных ИТ-систем.
Поскольку сама суть цифровых платформ сегодня ассоциируется с открытостью в отношении бизнес-партнеров, хотелось бы понять, насколько они готовы так работать.
Конечно, хорошо если наши партнеры сознают современные тенденции бизнеса и его автоматизации, представляют себе свое решение в нашей цифровой среде и стремятся его реализовать. Но на практике мы можем начать и с низкого уровня подготовки.
Да, действительно, наша платформа предполагает усвоение ряда абстракций наподобие уже упомянутого виртуального объекта, однако в таких требованиях нет ничего принципиально нового. Когда-то, скажем, интерфейс с компьютером строился исключительно на парадигме командной строки, затем пришли другие системы и в обиход рядового пользователя вошли такие термины, как папка или рабочий стол. На сложившемся понимании этих терминов сегодня во многом основывается коллективная работа с информацией во всем мире, и при этом она не предполагает какой-то особой степени готовности со стороны пользователя. Примерно по таким же принципам строится работа внешних пользователей и в нашей системе.
С Владимиром Чибисовым беседовал ведущий эксперт IE Сергей Костяков