Intelligent Enterprise: Информационные технологии сегодня становятся важной составной частью многих проектов городского масштаба. Как это происходит в Санкт-Петербурге, насколько ситуация отличается от Москвы?
Денис Чамара: Проекты по развитию города — по автоматизации различных функций, повышению комфортности жизни, доступности всего и вся — по большей части не относятся к ИТ-сектору. Но они реализуются посредством ИТ, и даже статистика показывает, что у нас ИТ-сектор развивается быстрее промышленности. Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга, как и аналогичные департаменты в других городах, занимается предоставлением государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Электронные услуги дают двойной эффект: они экономят личное время граждан и рабочее время сотрудников административных органов, — и это, пожалуй, универсальный ключ к информатизации городов.
Московский Департамент информационных технологий выступает как локомотив для всей страны, и не просто потому, что Москва — столица. В Москве идут от информационного общества и добились приоритетного развития именно тех направлений городского хозяйства, в которых возможна и необходима автоматизация процессов с использованием ИТ. Данный подход сейчас активно развивается и у нас. Мы не копируем Москву в деталях — это невозможно да и не нужно, — а следуем основному принципу. Любой проект в любой отрасли, будь то ЖКХ, транспорт или здравоохранение, у нас основывается на методике обследования внутренних бизнес-процессов, на их стандартизации и оптимизации с точки зрения информационных ресурсов.
Скажу о конкретных наших проектах. Основной площадкой электронного взаимодействия между гражданами и государством является Портал государственных и муниципальных услуг Санкт-Петербурга gu.spb.ru. Он разработан в рамках Межведомственной автоматизированной информационной системы предоставления в Санкт-Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронной форме (сокращенно — МАИС ЭГУ) и действует уже десять лет — с 2007 года. На портале размещены описания пятисот с лишним услуг, причем свыше ста девяноста из них могут быть получены в электронной форме.
Самая востребованная на данный момент электронная госуслуга — запись детей в первые классы на будущий учебный год: по данным на конец мая подано более 23 тысяч электронных заявлений. Конечно, для такого рода услуг необходимо учитывать их «сезонность», и мы совместно с Комитетом по образованию серьезно проработали с этой точки зрения как сам процесс электронной записи в первые классы, так и информационные материалы — описание особенностей услуги и ответы на наиболее популярные вопросы родителей. Прием заявлений сначала открылся для льготных категорий граждан — это было сделано 15 декабря прошлого года, а приблизительно через месяц, 20 января — для граждан, проживающих на закрепленной территории. Тогда уже началась массовая подача заявлений.
Пользуются популярностью и такие услуги портала, как зачисление детей в государственные детские сады (более 11,5 тысячи электронных заявлений за 2016 год), подача заявлений на регистрацию брака с возможностью уплаты госпошлины в онлайн-режиме, регистрация рождений, запись на прием ко врачу, представление информации, содержащейся в электронных медицинских рецептах.
Также у нас ведутся полномасштабные работы в сфере информатизации процессов взаимодействия государства и бизнеса, мы развиваем электронные госуслуги для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Создан Инвестиционный портал Санкт-Петербурга — он представляет инвесторам информацию о возможностях реализации в городе бизнес-проектов, позволяет планировать этапы проектов, поддерживает электронные сервисы приема и обработки заявлений. Полезный инструмент — карта города с агрегированными сведениями об имеющихся инвестиционных площадках. В конце прошлого года, 22 декабря, портал оценивала экспертная группа, которая единогласно признала его полное соответствие региональному инвестиционному стандарту.
Портал gu.spb.ru взаимодействует с новой Единой системой строительного комплекса Санкт-Петербурга (ЕССК), обеспечивающей обмен сведениями в электронном виде между всеми субъектами отношений в сфере строительства на территории города. Предприятия, работающие на строительном рынке, могут получать через портал градостроительные планы земельных участков, оформлять разрешения на строительство, подключение к электрическим сетям, сетям водоснабжения — на настоящий момент мы реализовали двадцать три электронные услуги строительной сферы и планируем расширять их список.
По мере расширения деятельности Комитета по информатизации и связи как меняется его роль, его место среди других департаментов Санкт-Петербурга?
До 2012 или 2013 года комитет осуществлял по отношению к другим департаментам скорее технические функции: требовалось что-то закупить — мы закупали, требовалось выполнить работы — выполняли. Постепенно мы приобретали компетенцию, с нами все чаще считались и советовались: что именно закупить, как именно произвести работы и так далее. Сегодня комитет уже фактически берет на себя постановку задачи, потому что если заказчику нужно автоматизировать процессы, то максимум, что он может сказать, — «хочу, чтобы все было хорошо». А мы умеем моментально подстраиваться под изменившуюся ситуацию, пересматривать технические решения, подходы, концепции. В моем понимании мы самый гибкий из всех департаментов города.
Сегодня у нас есть концепция информационного общества, «безопасный город», другие программы для различных секторов, но этого недостаточно. Нам необходимо сформулировать свою миссию, и у нас поставлена такая цель.
Потребность в формулировке миссии — признак того, что значение ИТ выросло, что это уже не инструмент, а самостоятельный актив…
По сути информатизируется вся жизнь, поэтому само мышление должно активно пересматриваться. В Москве этот пересмотр произошел — там ДИТ, можно сказать, идеолог, а Санкт-Петербург консервативнее, но вектор развития аналогичный. Точно так же, как главный архитектор Санкт-Петербурга отвечает за общий облик города, Комитет по информатизации и связи должен определять стратегию для ИТ в целом. Чтобы все проекты во всех сферах пронизывались единым информационным пространством, единым базисным уровнем.
Фактически сейчас уже сложились предпосылки для сужения управленческой роли комитета и расширения его роли как проектной и архитектурной организации. Может быть, для этого лучше подойдет не государственная служба, а некоторая подвижная структура, например, на базе подведомственных государственных унитарных предприятий. Такой подход позволит решить больше задач и гибче применять имеющиеся решения.
В этом году Санкт-Петербург принимает Кубок конфедераций, в следующем — Чемпионат мира по футболу. Мне кажется, такого рода мегапроекты могут стать очень хорошим подспорьем для города, для его территории, в том числе и с точки зрения развития информационной инфраструктуры. Вы разделяете это мнение?
Инфраструктура, создаваемая для этих мероприятий, должна отвечать требованиям безопасности ФИФА, которые очень разнятся с нашими. Соответственно ее нельзя будет использовать напрямую под какие-то наши нужды, для нас это чистые затраты. Кроме того, вкладываясь в «безопасный город», мы увеличиваем разрыв между этим проектом и другими направлениями. «Безопасный город» — красивое название, но уже признано, что нельзя обособленно рассматривать город как безопасный, как информационный, как умный, здоровый и так далее — все эти задачи должны решаться в комплексе.
Однако если исходить из перспективы мирового статуса, то соответствие международным требованиям — плюс, это позволит нам и дальше предлагать свои услуги по проведению чемпионатов. Должен сознаться, что нам удается использовать ситуацию подготовки и для некоторых внутренних целей. Например, Минкомсвязи России выделило нам диапазон частот TETRA для связи во время проведения мероприятий, и с его помощью мы сможем решить довольно широкий спектр собственных задач.
Хочу задать вопрос, который меня очень интересует, — о роботизации рутинных операций. Как вы к ней относитесь, стремитесь ли ее развивать?
Роботизация в нашей отрасли — это использование открытых данных и, более широко, совместное использование информации, такой как общие классификаторы. Это самые что ни на есть банальные онлайновые подсказки, подстановки нужных значений, автоматическое формирование документов в соответствии именно с утвержденным справочником, который принят к совместному использованию. Глобальный продукт, используемый многими информационными системами, позволяет упростить и ускорить работу госслужащих, которые этими системами пользуются.
Однако на уровне всего города высвобождение трудовых ресурсов наверняка обернётся большой проблемой. Казалось бы, избавляя человека от монотонных рутинных операций, мы проявляем заботу о нем, но в результате нормальные, трудоспособные взрослые люди остаются без работы. Совсем скоро в Санкт-Петербурге появится много таких людей, и уже сегодня в руководстве серьезно задумываются о том, как обеспечить их занятость. Это не будут суперквалифицированные специалисты — за таких работодатели держатся, — но нужно как-то заинтересовывать предпринимателей в том, чтобы они не выставляли людей на улицу, а находили для них дело.
Вы упомянули открытые данные. Расскажите, пожалуйста, чуть подробнее, как они публикуются и используются, насколько отражают особенности города.
В конце 2014 года начал работу портал «Открытые данные Санкт-Петербурга», а весной 2015-го на нем появился доступ к наборам данных посредством API (программного интерфейса приложений), так что разработчики получили возможность вставлять обращения к порталу в код своих программных продуктов. Автоматизированное получение открытых данных используется в ряде городских проектов, в частности в сфере транспорта. Разумеется, с порталом можно работать и непосредственно, его посещают и обычные граждане, и сотрудники органов власти.
Среднемесячное количество посещений составляет 31 560, число скачиваемых наборов данных (без учета загрузки в автоматическом режиме) — около четырёхсот. Самые популярные наборы — их рейтинг можно видеть на главной странице портала — это «Объекты недвижимого имущества и земельные участки», «Данные о действующих ордерах на производство работ», «Реестр лицензий на осуществление медицинской деятельности, предоставленных Комитетом по здравоохранению», «Технико-экономические паспорта многоквартирных домов». Запросы на добавление новых наборов принимаются через систему обратной связи. И чаще всего это запросы от разработчиков, связанные с дорожно-транспортной инфраструктурой города.
На сегодня у нас опубликовано 166 наборов данных по 22 тематическим направлениям от 61 органа государственной власти Санкт-Петербурга. Ряд наборов связан именно с особенностями нашего города: «Объекты культурного наследия на территории Санкт-Петербурга», «Достопримечательности», «График разведения мостов», «Режимы работы станций метро»; то же касается направлений «Культура» и «Туризм и отдых». Вся публикуемая на портале информация автоматически передается на официальный портал открытых данных Российской Федерации.
Санкт-Петербург является, с одной стороны, очень значимым культурным и туристическим городом, городом-памятником, с другой — крупным промышленным и конечно же деловым центром. Как происходит управление таким городом с точки зрения автоматизации, и есть ли города, на которые Санкт-Петербург мог бы ориентироваться в плане автоматизации?
Если смотреть глобально, то я не вижу необходимости рассматривать наш город как сверхуникальный организм. Мы строим информационное общество, реализуем спектр госуслуг для повышения комфортности жизни горожан и деятельности бизнеса — и цели, и методики здесь вполне понятны.
Другое дело, что локально разграничивать историческое культурное наследие и промышленный потенциал, конечно, нужно, и в конкретных мероприятиях, затрагивающих нашу специфику, мы это всегда учитываем. Историческому центру Санкт-Петербурга, по моему мнению, было бы правильно присвоить особый статус, распространяющийся на все аспекты городской жизни.
Что касается опыта других городов, то мы активно его используем, но никогда не пытаемся воспроизвести в точности, а берем только то, что для нас подходит, и, как правило, модифицируем. Например, мы сотрудничаем с Барселоной по вопросам энергоэффективности, а в Мадриде нам больше близка транспортная составляющая. Хотя есть и серьезное отличие: у нас значительно больше электротранспорта, и мы не готовы отказаться от трамвая, хотя хорошо известно, что он убыточен. Это питерский вид транспорта, который на памяти петербуржцев был всегда. Люди к нему привыкли и его любят, а это важнее, чем прибыли. На Троицком мосту трамвайные пути долго стояли без дела, но их не снимали, и осенью трамвай туда вернулся.
Зато в сфере обеспечения безопасности у нас с Мадридом фактически ничего общего, при том, что показатели по населению, территории и многим другим параметрам очень близки. Скажем, у нас 18 тысяч камер видеонаблюдения, в Москве, если я не ошибаюсь, под сто тысяч, а в Мадриде — пятьсот штук, плюс дополнительно некоторое количество на подвижном транспорте и на кольцевой дороге. Но в целом все равно весьма скромная цифра. У нас, как и в Москве, для обслуживания системы видеонаблюдения используется сервисная модель. А мадридские коллеги — я их спрашивал — сами поддерживают и камеры, и каналы, и серверы. У них другая иерархия, другие методы.
Сейчас у нас стартовала программа «Чистое небо», в рамках которой на улицах убирают воздушные кабели. В Москве такие работы идут уже третий год, но Невский проспект — совсем не Тверская, на нем нельзя чохом все спрятать под землю: специфика исторического центра, почв, природы, погоды предполагает совершенно другой концепт.
Приведу еще один пример, который проиллюстрирует разницу между нашими городами. В Москве уже много лет существует социальная карта москвича, а в Санкт-Петербурге своей карты нет, мы пока не начинали соответствующий проект. Есть ли нам смысл сегодня, когда вовсю идет переход с материальных носителей на виртуальные, вкладываться в пластиковые карты?
А как иначе? Вы же не заставите бабушек пользоваться смартфонами.
Можно использовать не только приложение на смартфоне, но и карточку любого банка, и сим-карту обычного телефона, — виртуальная карта все это допускает, и мы выберем тот вариант, который позволит нам максимально снизить расходы, обеспечив эквивалентный комфорт для граждан.
Вообще автоматизация должна идти так, чтобы соблюдался баланс между экономической эффективностью и реальными интересами жителей города. Мы все же не бизнес-компания: доходы нам необходимы, но не они главное. И своим сотрудникам я всегда говорю: а что в итоге получит наш любимый гражданин? Как я буду смотреть своему соседу в глаза?
С Денисом Чамарой беседовала издатель IE Ольга Филатова