Intelligent Enterprise: К активному использованию системы НСИ бизнес подталкивают некоторые стоящие перед ним задачи, а необходимым условием этого является определенная зрелость процессов автоматизации. В какой момент перед РЖД остро встала задача создания единой системы справочной информации и как она решалаcь?
Борис Аксёнов: Что касается зрелости автоматизации, то у нашей компании весьма богатая история, насчитывающая несколько десятилетий. Речь идет об автоматизации основных функциональных направлений деятельности, а также и о ERP-системе, которая призвана обеспечить бизнес интегрированной информационной поддержкой в целом ряде ключевых сфер менеджмента.
В течение определенного времени ERP-система в нашей компании развивалась скорее экстенсивным образом: создавались новые подразделения, появлялись новые функции и задачи, и под всё это формировалась ИТ-поддержка. Однако в какой-то момент стало понятно, что необходимо создавать единую систему нормативно-справочной информации, на базе которой можно было бы интегрировать различные блоки. Причем под интеграцией здесь понимаются прежде всего не технические возможности передачи данных из одной системы в другую, а решение бизнес-задач. Например, возможность оперативного (причём за счет максимального исключения лишних операций, а не за счет более высокой технической производительности оборудования) получения гибкой по форме и достоверной по содержанию отчетности. Можно говорить и о процедурах формирования затрат, о документировании операций, о принятии решений по планированию на предстоящий период на основе определенных KPI и еще о целом ряде бизнес-задач.
Необходимо также, чтобы формальный учет был сопоставим с управленческим, который, как правило, предназначен для несколько иных целей, а потому более детализирован и строится по своим правилам. Причем отображения по возможности должны делаться автоматически, что для крупной компании с весьма масштабным и стабильным потоком ежедневных хозяйственных операций и неэлементарными принципами организации самой учетной деятельности чрезвычайно важно.
Было потрачено немало времени на то, чтобы сначала создать методологии и после этого сформировать и наполнить связанные между собой справочники. Затем результаты этой работы были переданы ИТ-специалистам для внесения в информационную систему. Поначалу речь в основном шла о финансовом и управленческом учете, хотя такая работа, конечно, должна касаться едва ли не всех основных направлений деятельности компании. Так или иначе весь цикл работы от формирования и корректировки справочников до внесения их в ИТ-систему стал для нас фактически непрерывным.
Таким образом, сейчас мы имеем огромный массив разнородных детальных отчетов, которые, тем не менее, содержат данные, коррелирующие между собой.
Если активностью, связанной с системой НСИ, были охвачены прежде всего финансовый и управленческий учет, то на какие направления она распространилась впоследствии?
Я думаю, прежде всего надо говорить о производственной деятельности, и здесь разработка справочников НСИ, естественно, выполняется параллельно с внедрением инструментов автоматизации на тех или иных производственных участках.
Надо сказать, что своего рода ориентиром (с рядом оговорок, конечно) здесь может стать процесс ремонта автомобилей в современных сервисных центрах, с которым многие из нас достаточно хорошо знакомы. Операционная деятельность в данном случае отлажена очень хорошо и при этом является весьма технологичной. В салоне быстро устанавливают, какие узлы вам необходимо заменить, а поскольку выполнение всех операций детально нормировано как по стоимости, так и по времени, клиент, равно как и работники автоцентра, тут же получает достоверную информацию о том, во что обойдутся работы, как долго продлятся, какое потребуется оборудование, какие нужны запчасти, расходные материалы и т. д. Впоследствии эта информация, уже в несколько преобразованном виде, находит отражение в финансовой и управленческой отчетности предприятия, в его планах по закупкам и по обучению персонала. Об этом клиент, выйдя из сервисного центра, уже, конечно, не думает, но всё это важнейшая часть интегрированного управления, основанная далеко не в последнюю очередь на грамотно выстроенных процессах генерации и использования мастер-данных.
В крупных компаниях дело обстоит несколько сложнее, но в целом, имея в виду, например, такие производственные операции, как ремонт вагонов, мы так или иначе должны ориентироваться именно на подобные сценарии. Надо сказать, что методические разработки такого типа прекрасно сочетаются со средствами корпоративной автоматизации, и об этом конечно же нельзя забывать.
Проблема совершенствования нормативно-справочной информации стоит и на государственном уровне, а коль скоро это так, то для системообразующих компаний отечественной экономики это по идее должно иметь первоочередное значение.
Разработка различных справочников и классификаторов на государственном уровне ведется давно, и проблема их гармонизации с аналогичными работами, ведущимися в РЖД, далеко не нова. Но ведется она, конечно, постоянно. Существует, например, единый общероссийский классификатор основных фондов — ОКОФ). В РЖД в свою очередь ведется свой классификатор аналогичного назначения, за основу разработки которого тем не менее взят тот же ОКОФ. В будущем году ожидается выпуск нового справочника, и мы должны будем адаптировать к нему свои ресурсы. Мы тщательно анализируем все новые справочники, выделяем те или иные интересующие нас группы номенклатуры, по каким-то позициям можем усилить степень детализации в сравнении с тем, что предполагается в справочниках общероссийских. Всю эту работу, безусловно, надо начинать прежде того момента, как очередное обновление какого-либо общероссийского справочника официально вступит в силу.
В последнее время многие крупные компании в мире начинают активно автоматизировать процессы взаимодействия со своими партнерами по бизнесу, и это, очевидно, тоже требует предварительной работы в области гармонизации справочных данных…
В определенной степени проблема гармонизации справочных данных стояла всегда. Но в последнее время, действительно благодаря более активному внедрению технологий информационной поддержки «на границе» между независимыми бизнесами, актуальность ее возросла. В частности, внедряются системы электронного документооборота, и, что важно, речь идет не столько о формальной замене бумажного носителя электронным, сколько об организации электронных транзакций средствами данного инструмента автоматизации. Соответственно в этом случае гораздо большую роль начинают играть многочисленные поля тех или иных документов, куда вводятся данные. При этом вопросы номенклатуры документов, их адекватности по отношению к той или иной бизнес-транзакции, наличия в них обязательных или опционных полей, требований к их форматам и, наконец, единого понимания их содержательной сути всеми вступающими в информационное взаимодействие компаниями требуют глубокой проработки. И здесь становится необходимой все та же работа в области гармонизации НСИ на том общем понятийном поле, на котором работают независимые бизнесы.
В то же время надо отметить, что государственные структуры и здесь играют активную роль. Документы, которыми сегодня обмениваются коммерческие компании, — это не только всем известные счета-фактуры, где уже действительно почти всё стандартизовано. Есть масса других форм. Мы согласовываем с другими компаниями формы документов, которые могли бы быть эффективными в использовании обеими сторонами, но при этом всегда пытаемся учитывать и другие факторы. Например, требования налоговых органов к предоставлению электронной информации, чтобы и нам, и нашим партнерам впоследствии удобно было подавать сведения о налогах. И таких сценариев трехстороннего взаимодействия с участием государственных структур довольно много.
Если говорить о таком, если можно так выразиться, транзакционном документообороте, то со временем интенсивность его, безусловно, будет расти и его роль в любом бизнесе тоже будет становиться более значимой. И тут нужно сказать еще об одной группе участников данного процесса — независимых операторах. Сейчас такие операторы в большей степени привязаны к отдельным компаниям, а также к функциональным областям, с которыми связаны те или иные процессы информационного обмена. Зрелому же рынку нужна более универсальная среда, требующая если не детального регулирования для всех участников, то уж во всяком случае некоего роуминга между операторами.
С Борисом Аксёновым беседовал ведущий эксперт Intelligent Enterprise Сергей Костяков