Intelligent Enterprise: Очевидно, создавая высокотехнологичную продукцию в контексте традиционной деятельности компании Adidas на рынке, вы должны учитывать зрелость базовых технологий, которые можно использовать сейчас или в ближайшем будущем. Что вы можете сказать по этому поводу?
Марк Хейсинг: О технологической готовности к массовому производству «умной продукции» самого разного профиля говорится постоянно. Например, о распространении мобильных устройств, использование которых в нашем обществе сегодня настолько активизировалось, что уже, наверное, подходит к некому пределу. Буквально выйдя из здания московского аэропорта, сотрудники которого оснащены такими устройствами для решения профессиональных задач, ты попадаешь на стоянку такси, где каждый водитель помимо смартфона имеет еще и навигатор, а может быть и планшет. А потом с подобной ситуацией ты встречаешься повсюду, и это, разумеется, не только в России.
Для нашего бизнеса такая популярность мобильных устройств тоже, разумеется, имеет большое значение, потому что чуть ли не во всех наших инновациях им так или иначе находится место. Создавая умные технологии в формате Adidas, мы понимаем, что датчики, которые монтируются в одежду или в спортивный инвентарь и которые порождают некоторую информацию, могут передавать данные в реальном времени. Таким образом, они мгновенно поступают, скажем, на планшет тренера, работающего с командой, и там столь же быстро обрабатываться.
Но нужно думать и о том, какова перспектива передачи и хранения подобных данных в глобальном масштабе. Какими могут быть технологии доступа к ним со стороны пользователей, опять-таки на глобальном уровне, и как они должны быть защищены. Делая «умную» одежду и инвентарь в единичном варианте, скажем, для какогото выдающегося коллектива спортсменов, которые используют эти технологии исключительно в своем коллективе, обо всем этом можно было бы и не думать. Но когда мы переходим к массовому производству и по сути можем иметь прямое отношение к глобальному провайдингу специфических данных, относящихся к здоровью человека, о тенденциях в области развития информационных технологий забывать никак нельзя.
Cказывается ли каким-то образом зрелость общества в целом в отношении того, как эти технологии следует применять?
Что касается зрелости потенциальных потребителей наших технологий, то здесь, с одной стороны, нам сейчас проще. Изначально мы, как известно, работаем для профессионального спорта, стараясь предоставить атлетам все условия для того, чтобы они показывали самые высокие результаты. А в последнее время необходимость применения информационных технологий самого разного уровня для достижения этой цели стало фактически общепризнанным.
С другой стороны, мы все равно должны думать о том, как будет восприниматься концепция той же «умной» одежды, когда она найдет массовое применение. А рано или поздно это, безусловно, произойдет.
И здесь мы тоже наблюдаем некоторые позитивные тенденции, являющиеся следствием взрывного распространения мобильности. Применяя мобильные устройства вместе со всем сопутствующим арсеналом программных и аппаратных компонентов, которые все шире проникают на рынок, пользователи постепенно привыкают, во первых, к формированию виртуальной модели своего окружения и, во вторых, к тому, что эти модели могут быть оцифрованы.
Вот человек идет по городской улице и хочет знать, сколько вокруг него (допустим, в пределах пятнадцатиминутной ходьбы) ресторанов или, скажем, магазинов одежды. Каковы их координаты, какие из них открыты недавно, есть ли среди них узкоспециализированные, и т. д. Он может достать смартфон и получить всю информацию. И мы знаем, что такие возможности на рынке уже появляются.
Затем человек может задаться вопросом: а какой у меня сейчас сердечный ритм и иные параметры моего организма? Как они изменятся, если я выйду из городской черты на природу, ускорю темп ходьбы или поднимусь на более высокую точку местности? Всю эту информацию массовый потребитель тоже захочет иметь в своем планшете, используя для этого специальные приложения и картографический интерфейс. А для решения таких задач следует говорить уже о массовом внедрении технологий, которыми сейчас занимается компания Adidas в контексте развития профессионального спорта.
Можно ли привести примеры конкретных актуальных для вашей компании проектов?
Для начала подчеркну еще раз, что основной фокус нашей деятельности направлен на профессиональный спорт, и исходя из этого ключевого тезиса мы выбираем акценты в собственных проектах. Проектов очень много, поэтому говорить целесообразно скорее об их типах. Разрабатывается, например, «умный футбольный мяч», в который вмонтирован целый ряд датчиков, детально отслеживающих его полет после удара. Эти параметры могут быть мгновенно пересчитаны для начальных условий, которыми в нашем случае являются характеристики удара по мячу — сила, точка ее приложения, крутящий момент и т. д. В результате можно в реальном времени дать спортсмену рекомендацию, как целенаправленно корректировать технику работы с мячом. Это пример проекта, связанного с созданием своего рода умного спортивного инвентаря.
Можно привести и такой пример. В спортивную одежду команды футболистов, находящихся на тренировке, встроены датчики, измеряющие физиологические параметры работы организма и отслеживающие активность игроков на поле: скорость и направление движения, ускорение в любой момент времени. Датчики умеют не только измерять параметры, но и передавать данные.
В результате тренер или, скажем, врач команды, глядя на планшет, может детально отслеживать всю картину относительно испытываемой игроками нагрузки и видеть, как она отражается на их физическом, а возможно, и эмоциональном состоянии.
Могут ли разрабатываемые вами технологии использоваться не в профессиональном спорте, а, скажем, способствовать здоровому образу жизни людей активной возрастной группы или находить применение в системах мониторинга состояния здоровья пожилых? А может быть, технологии Adidas найдут применение и совсем в других областях…
Да, конечно. Несмотря на то что наши технологии практически целиком направлены на профессиональный спорт, то есть имеют строго отраслевую специфику, общая схема их создания в принципе не уникальна. Скорее она даже типична, что собственно и создает предпосылки для появления широко используемых решений.
Если рассмотреть приведённые мною примеры с более общих позиций, мы увидим некоторые общие для них черты. Во всех случаях речь идет об инфраструктуре датчиков первичной информации, связанных с объектом, состояние которого динамически изменяется. Далее мы всегда имеем некую систему обработки этих данных (как правило, систему реального времени), логически связывающую все эти данные для принятия решений. Присутствует, как правило, и обратная связь, позволяющая контролировать, а значит, непрерывно и целенаправленно улучшать ситуацию. Отработка этих универсальных механизмов очень важна.
А это, в свою очередь, дает возможность довольно легко адаптировать наши разработки к иным сценариям. Только вместо футбольного мяча появится иной объект, с которым тренируется тот или иной человек, а вместо действий, направленных на повышение техники спортсмена, мы будем, например, исполнять сценарий посттравматической реабилитации.
Понятно, что вне зависимости от того, являешься ты спортсменом или нет, физиологические процессы у всех одинаковы. Но при этом сделать замкнутую гарантированно безопасную систему контроля реального времени за физическим состоянием человека не так просто. По крайней мере это куда сложнее задачи мониторинга любого, пусть даже очень сложного технического объекта. И создавая такие системы для профессионального спорта, мы косвенно решаем многие задачи оперативной медицинской диагностики или реабилитационной медицины самого широкого профиля.
Из других наших достижений отмечу, пожалуй, инновации в ритейле. Состоят они в следующем. Беря в магазине для примерки нашу продукцию, в которую «зашит» чип NFC, вы идете с ним в примерочную, где помимо зеркала расположены видеокамеры и большие экраны. И в зависимости от того, какую вещь вы взяли, система дополненной реальности [augmented reality] «поместит» вас в соответствующую среду. Если вы взяли обувь для крикета, то в виртуальной среде вы окажетесь на кортах Мумбая, если для футбола — на стадионе Маракана, если предмет вашего выбора — одежда для горных походов, система переместит вас в Гималаи и т. д.
Создавая свои «умные решения», компания Adidas наверняка сотрудничает с другими организациями. Каковая структура такого сотрудничества?
Да, конечно, для создания эффективных решений для «умного спорта» мы сотрудничаем с самыми разными организациями.
У нас есть собственный центр инноваций, но, естественно, мы тесно взаимодействуем и с другими исследовательскими центрами, а также с университетами. По некоторым направлениям (например, в области технологий NFC) мы имеем совместные работы с целым рядом стартапов.
Можно вспомнить и о том, что я говорил в начале нашей беседы. Adidas так или иначе будет иметь отношение к глобальному провайдингу некоторой первичной информации, связанной с использованием спортивной одежды и инвентаря. Эта информация может быть интересна многим, и ее надо не только обрабатывать, но и глобально распространять. Для этого мы ведём определенное сотрудничество с Google.
Ключевым тезисом здесь по моему мнению является стремление превратить данные в знания. Именно эта общая идея объединяет нас при взаимодействии с самыми разными организациями — от стартапов до всем известных мировых мегакомпаний.
В целом же, сколько бы много ни говорить на тему «больших данных», все мы пока находимся в самом начале пути, и ближайшие дватри года более четко покажут нам, в каких направлениях целесообразно двигаться дальше.
Всё для «умных» тренировок
Алексей Волков, заместитель генерального директора компании КРОК по работе с корпоративными заказчиками
Без сомнений, информационные технологии в последние годы активно проникают и в спортивную сферу. Сегодня уже существует множество решений, которые могут сделать спортивные объекты удобнее не только для посетителей, но и для обслуживающего персонала. Например, RFID-браслеты — их можно отнести к разряду «умных спортивных гаджетов»; используются они в спортцентрах, оснащённых самыми современными технологиями. Прежде всего такие браслеты нужны для доступа в спорткомплекс — через турникет со встроенными RFID-считывателями. Но когда мы разрабатывали это устройство, то предполагали, что оно будет решать намного больше задач. Одна из них, например, — измерение пульса.
Кроме того, подобный гаджет может служить для оценки потоков пользователей и нагрузки на оборудование (в перспективе речь пойдет о том, чтобы обеспечить более равномерный износ тренажеров). RFID-чип, «зашитый» в браслет, нужен, чтобы открывать «умный» шкафчик или оплачивать покупки в фитнес-баре, что намного удобнее, чем носить с собой наличные. Но и это ещё не всё: с помощью такого браслета посетители могут регистрироваться в интерактивной системе, просматривать личный план тренировок, вносить изменения в программу.