Intelligent Enterprise: Александр Борисович, как вы в целом оцениваете современное состояние «интеллектуальной» инфраструктуры в российских городах?
Александр Евлампиев: Основой «умного города» является подготовленная к автоматизации инфраструктура городских объектов. Конечно, государство стало много внимания уделять интеллектуализации крупных российских городов, и мы наблюдаем некоторые инвестиции в данной сфере. Однако цифровое неравенство и недостаточность телекоммуникационной инфраструктуры не дают возможности в полной мере ощутить преимущества технологической платформы «умных городов». А они не замыкаются на одних лишь системах видеонаблюдения и сборе штрафов, поэтому говорить, что в тех или иных городах нашей страны понастоящему развернуто ситуационное управление в интересах обеспечения безопасности людей, на мой взгляд, рано.
Как и благодаря каким современным технологиям решаются вопросы комплексной безопасности «умных городов»?
Вообще средства безопасности носят как технический, так и организационный и информационный характер. Для каждого решения они свои. Например, в рамках реализации программы «Безопасный город» для жителей, использующих городской транспорт, применяется сразу несколько инструментов защиты. В частности, к технологическим средствам можно отнести системы видеонаблюдения и пожаротушения, радиационные датчики и тому подобное. При этом для информирования жителей применяются системы звукового оповещения либо электронные табло. Если говорить об организационных мерах, то это прежде всего разработка регламентов и правил реагирования на чрезвычайные ситуации, которые, как правило, содержат информацию о том, что нужно делать и, главное, кто это должен исполнять в случае ЧС. О чем всё это говорит? О том, что без комплексного подхода обеспечить безопасность огромного города невозможно. И наша задача — правильно объединить и интегрировать все средства защиты в единое комплексное решение, оптимальное по цене и адекватное угрозам.
Какие инфраструктурные решения для «умных городов» и под какие задачи вы развиваете в настоящее время?
В первую очередь нужно говорить о готовых комплексных инфраструктурных решениях для обеспечения безопасности различных отраслей. Это и вычислительная инфраструктура, и инженерно-технические средства охраны, и системы телевизионного наблюдения и связи, и средства инженерной защиты объектов, и специальные средства досмотра. Всё это в совокупности позволяет защитить как отдельные объекты, так и масштабные территории — регионы, города, курортные зоны. Причем каждое решение разрабатывается с учетом различных ограничений или дополнительных потребностей заказчика. Например, большое значение имеют такие факторы, как климатическая зона, рельеф местности и даже состояние экономики на рассматриваемой территории. Ведь для предотвращения ЧС необходимо получать данные о текущей ситуации на ближайших промышленных объектах, если речь идет об индустриальном центре, о вероятности шторма, снежной лавины или наводнения, если город находится рядом с морем или в горах.
Соответственно для разных потребностей используются различные технологии и оборудование, способные эффективно работать в соответствующих условиях. И задачи везде свои — от тривиального контроля доступа на объект до организации процесса сбалансированного управления безопасностью субъекта федерации с учетом влияния множественности факторов на экономическую и социальную ситуацию.
Есть ли в ваших работах элементы ИТ-консалтинга? В чем они заключаются применительно к вашей сфере?
Мы просто обязаны проводить ИТ-консалтинг на стадии проектирования решений для объектов. Обеспечение безопасности и управление данным процессом — это обработка и хранение массивов информации. Значит, такую информацию необходимо найти или получить, отфильтровать лишнее, обработать и правильно использовать. По сути это практическое применение концепции «больших данных»: собирая, обрабатывая и анализируя информацию, мы выбираем в стоге сена ту самую «иголку», которая может стать угрозой безопасности города. Таким образом, своих клиентов мы сразу ориентируем на то, что все наши решения основываются на ИТ-инфраструктуре и взаимодействуют в информационном пространстве. Помимо консалтинга мы организуем обучение персонала, техническое сопровождение внедренных систем и установленного оборудования, разрабатываем регламенты и методики по обеспечению комплексной безопасности, прочую документацию.
Вы говорили, что у каждого объекта защиты есть свои особенности и ограничения. Ваша компания занимается системами безопасности аэропортов, а подобные объекты, как известно, относятся к категории наиболее крупных и информационно насыщенных. Какие интересные задачи решаются в проектах по их ИТ-инфраструктурному обеспечению?
Аэропорт можно назвать «государством в государстве» — это стратегически важный объект массового скопления людей, где помимо офисов авиакомпаний, отелей, кафе, ресторанов, магазинов и отделений органов власти проходит государственная граница. Конечно, основной упор в обеспечении безопасности делается на выявлении террористических угроз и нарушений законодательства РФ при перевозках и перемещении граждан. Для предотвращения этих рисков используются различные технологические решения — системы досмотра, комплексы обнаружения наркотических и взрывчатых веществ. Для оперативного психологического тестирования пассажиров и работников транспортного предприятия должен применяться профайлинг. Данная технология работает по принципу полиграфа и способна определять потенциальных подозреваемых, в том числе террористов, из десятков тысяч людей. Поскольку все это — автоматизированная система, мы исключаем человеческий фактор, то есть, например, возможность сговора контролера с проверяемым субъектом.
Сейчас идет активная подготовка к ЧМ2018 по футболу, который пройдет в нашей стране, поэтому не могу не спросить о том, как обеспечивается безопасность стадионов. Какие новые технологии применимы к этим объектам?
Можно начать хотя бы с того, что ЧМ по футболу — событие мирового масштаба, соответственно готовиться к мероприятию нужно не только в рамках отдельно взятого стадиона. Подготовка должна охватывать весь город и даже регион, а системы безопасности спортивных сооружений необходимо интегрировать с городскими и федеральными. Без комплексного подхода не строится ни одна серьезная система защиты.
Если говорить об интересных технологиях, то я отметил бы моделирование динамики реалистичного поведения толпы во время крупных событий, что применимо в рамках строительства стадиона. Интеллектуальные алгоритмы системы позволяют изучать и прогнозировать стихийное поведение больших групп людей в ежедневных и чрезвычайных ситуациях и, следовательно, анализировать потенциальные риски и планировать безопасные пути решения проблем, в частности, во время давки или при концентрации в определенном месте агрессивно настроенных людских толп.
Как вы уже отметили, безопасность — важная часть комплексного подхода к построению «умных городов». А что еще дают эти технологии? На какие аспекты городской социальной и экономической сферы они оказывают эффект?
Города в рыночной экономике, так же как и отдельные компании, вынуждены конкурировать друг с другом за людей, за клиентов и инвестиции. И безопасность — это только прямой эффект. Если говорить об эффектах косвенных, то их сразу несколько. Во-первых, безопасность обеспечивает комфорт и защищенность, снижает риск преступности и делает город более привлекательным для туризма, как внутреннего, так и международного. Во-вторых, за счет безопасности мы повышаем качество жизни, что позволяет конкурировать за привлечение и удержание в городе интеллектуальных ресурсов. В-третьих, лучшие кадры привлекают бизнес, создают новые рабочие места и новых налогоплательщиков. Не стоит забывать и про экологичность — в конечном счёте та же самая энергоэффективность позволяет сократить издержки на содержание инфраструктуры и сделать офисные пространства города более привлекательными для компаний. И это только некоторые преимущества.