Система унифицированных коммуникаций (Unified Communications — UC) по сути не является принципиально новой концепцией, а скорее интегрирует в себе ранее существовавшие технологии. Будучи внедренной и развиваемой на конкретных предприятиях, она интегрируется с другими корпоративными системами, и в результате образуется мощная многофункциональная платформа для решения корпоративных задач. Об этом мы беседуем с Олегом Волошиным, директором по информационным технологиям Тихвинского вагоностроительного завода.
Intelligent Enterprise: Технологии UC, как известно, использовались и раньше — в виде, например, чатов, систем мгновенных сообщений или Skype. В этом смысле внедряете ли вы продукт Microsoft Lync, относящийся к категории UC, как некую альтернативу этим компонентам или как дополнение к ним? Ложится ли внедрение Lync на предварительно подготовленную почву?
Олег Волошин: Изначально внедрение платформы объединенных коммуникаций планировалось как инвестиция с целью экономии на роуминговых переговорах. Учитывая масштаб проекта на Тихвинском вагоностроительном заводе, различным проектным командам очень часто приходилось проводить рабочие встречи, находясь в разных географических поясах.
Существенными были расходы на переговоры и конференции. Параллельно специфика рынка труда и особенности задач, решаемых заводом, диктовали необходимость привлечения кандидатов на определенные позиции в компании из различных регионов, и здесь такая форма общения с кандидатами, как видеоконференция, оказывает существенную помощь, позволяя по крайней мере предварительные собеседования провести предельно оперативно в режиме офлайна. В большинстве случаев такие задачи вполне можно решать и с помощью всем известного Skype. Удобство и простота применения данного инструмента, в общем, сомнения не вызывают. Но все же здесь мы говорим о решении пусть и не самых значимых, но классических корпоративных задач. А в качестве корпоративной системы Skype очевидно имеет ряд недостатков, прежде всего с точки зрения информационной безопасности, что в свою очередь приводит к повышенным рискам — как финансовым, так и имиджевым. В этом смысле мы позитивно восприняли новость об интеграции новой версии MS Lync 2013 со Skype.
Такая интеграция позволит распространить имеющуюся на предприятии корпоративную систему видеопереговоров на любых внешних абонентов и развивать систему корпоративных коммуникаций на той платформе, которая для этого и предназначена.
Таким образом, можно сказать, что внедрение MS Lync 2013 легло на подготовленную (по крайней мере частично) почву.
UC поддерживается и программными вендорами, и поставщиками аппаратных платформ. Иногда такие поставщики выходят на рынок с комплексными предложениями. Что представляет собой технология UC для вас как потребителя?
Такая «межвендорная» интеграция решений действительно существует, и на практике она тоже, разумеется, имеет значение. Хотя для нас, как для заказчика, UC ассоциируется не с этой интеграцией, а в первую очередь представляет собой средство повышения эффективности работы и скорости принятия решений.
Эта технология предоставляет сотрудникам в одном интерфейсе все доступные средства коммуникаций и возможность обращаться в единый контакт-центр, позволяя таким образом быстро установить процесс взаимодействия с учетом подходящего в данный момент времени типа связи. Для этого мы постарались максимально имплементировать классическую телефонию, аппаратную систему видеоконференций на базе сервера Polycom RMX, IP-телефонию на базе медиашлюза Siemens HiPath и MS Lync в единый комплекс. Результатом стала гибридная система объединенных коммуникаций, гибкая в управлении, прозрачная с точки зрения стоимости владения и позволяющая реализовать ИТ-инфраструктуру в качестве бизнес-актива предприятия.
Использование UC практически неотделимо от развития других компонентов автоматизации бизнеса. Какие системы в этом смысле можно считать своего рода сопряженными с системами UC?
Прежде всего хочу сказать о корпоративном партнерстве нашего завода и Microsoft, открывающем для нас целый ряд возможностей, которые не в последнюю очередь касаются как раз качественного совершенствования использования разных ИТ-систем благодаря внедрению платформы MS Lync.
Так, в рамках соглашения Enterprise Agreement десктопной платформой для нас является MS Windows 7 Enterprise. Это позволяет получить глубокую интеграцию продукта MS Lync в функциональную среду пользователя, и преимущества клиентского приложения UC заключаются в конвергенции используемых средств персональной работы (Outlook, MS Office) в масштабе рабочих групп. Так что здесь вполне можно говорить о неком кумулятивном эффекте, достигаемом в результате совместного использования продуктов класса Unified Communication и классических офисных продуктов, что, я думаю, актуально для любого бизнеса.
Если оценивать предметно — сложно найти приложение, не охваченное компонентами Lync: в системе электронного документооборота на базе SharePoint, например, есть статус присутствия сотрудника на рабочем месте и функционал вывода карточки контакта по щелчку мышью; из письма Outlook можно, выделив телефон, позвонить абоненту; презентация обновленного функционала внутри команды внедрения происходит посредством демонстрации в клиентском приложении Lync. Фактически можно говорить о внутренней облачной структуре, в которую по мере необходимости вовлекаются те или иные информационные сервисы.
Каковы перспективы развития технологий UC на вашем предприятии? Каково будущее применения различных стандартов, так или иначе относящихся к унифицированным коммуникациям?
Потенциал развития технологий корпоративных коммуникаций сегодня во многом сосредоточен вокруг новых растущих направлений, а передовые системы и комплексы, в свою очередь, находят отражение в виде лучших практик, внедряемых на инновационных производствах. Тихвинский вагоностроительный завод, как нам представляется, служит ярким тому примером. Несомненно будет востребована концепция предоставления объединенных коммуникаций в облачной структуре, но спектр их применения в недалеком будущем скорее ограничится малыми и средними предприятиями либо стартап-проектами в начальной фазе.
Отчасти это связано с «сетевым бездорожьем», поскольку не везде есть достаточной ширины каналы для полноценного использования медиатрафика, отчасти — с исторически сложившимся ландшафтом ИТ-систем крупных предприятий. Переход в облако так или иначе подразумевает обновленный подход к восприятию и обработке информации, новую модель логики общения с интерфейсами.
В MS Lync действительно в полном объеме реализован функционал голосового управления почтовым ящиком, который мы изначально не планировали при развертывании данного сервиса, поскольку у нас не было в том существенной необходимости. Как нам представляется, это более актуально для сотрудников-коммивояжёров, которые на нашем предприятии составляют малый процент от основной массы пользователей. Стандартизация — это в любом случае положительный момент, и как один из показательных её результатов мы наблюдаем возможность слияния различных технологий на базе развития корпоративных коммуникаций. Но сегодняшние реалии таковы, что оптимальным вариантом использования управляемого и прозрачного сервиса является мультивендорная среда, состоящая из базового решения и дополняющих функционал аппаратно-программных сред.