Автоматизация сложного производства — задача, где применение готовых шаблонов крайне затруднено, даже если используются самые передовые, функциональные и многократно проверенные на практике системы. Специалисты компании SOLLERS, производящей автомобили, используют один из таких продуктов. Но тем не менее они вынуждены заниматься оптимизацией, чтобы его использование соответствовало специфике бизнеса и масштабу работ в области ИТ-поддержки производственных процессов. Об этом мы беседуем с ИТ-директором SOLLERS Ильей Стрыгиным.
Intelligent Enterprise: Прежде чем говорить об автоматизации, не могли бы вы назвать основные особенности бизнеса компании SOLLERS, с которыми, в свою очередь, можно было бы связать характерные черты его автоматизации?
Илья Стрыгин: Необходимо отметить, что наша компания занимается производственной деятельностью, а автоматизация производственных компаний уже связана с наличием определенной специфики ИТ-поддержки. Однако среди компаний данной категории, как известно, также есть существенные различия. Поэтому и здесь автоматизацию вряд ли можно проводить по единому шаблону.
Если говорить об автомобильной промышленности, я бы выделил сочетание двух факторов: сложность производственного процесса, технологических и производственных спецификаций, с одной стороны, и высокий темп выпуска готовых изделий — с другой. Если брать эти характеристики по отдельности, то автопроизводители не окажутся лидерами — есть и более сложные производства, и такие производства, которые выпускают в день гораздо больше единиц продукции, чем мы. Но их сочетание характерно именно для нас, что тоже напрямую отображается в особенности развития информационной поддержки на предприятии. Еще одна из особенностей нашего бизнеса, как и у многих автопроизводителей, — смешанный тип производственной стратегии. То есть часть продукции мы выпускаем, ориентируясь на прогноз рыночного спроса, часть — под конкретный заказ. И это, как известно, невозможно не учитывать, занимаясь автоматизацией.
Далее я бы отметил, что, например, на заводе в Елабуге, где мы сейчас выпускаем автомобили FIAT Ducato, автоматизация бизнеса шла буквально вслед за возведением новых цехов и монтажом оборудования.
Следует, наверное, упомянуть и о нашем тесном сотрудничестве с компанией FIAT — владельцем конструкции выпускаемых нами автомобилей и одновременно поставщиком значительной части комплектующих. А это, в свою очередь, предполагает очень активное, насыщенное и разнообразное по содержанию информационное взаимодействие между SOLLERS и FIAT.
Хотелось бы понять, почему вы выбрали решения SAP. Для каких целей вы их применяете?
В компании SOLLERS автоматизированы все бизнес-процессы, начиная от производства автомобилей, заканчивая дистрибуцией и послепродажным обслуживанием. Также к автоматизации собственно производственного процесса мы подходим по‑разному в случае конкретного завода (а у нас их пять). Поэтому ниже речь пойдет только об автоматизации производственных бизнес-процессов завода в Елабуге.
Что касается выбора, то несколько факторов склонили нас к внедрению SAP ERP.
Во-первых, было важно наличие успешных российских внедрений ERP‑системы в нашей отрасли, а такие решения у SAP на момент выбора уже были. Во-вторых, сыграли свою роль имидж компании, ее репутация (в том числе и на российском рынке), наличие мощного пула партнеров, внедряющих решения SAP, и компетенция их специалистов. Иными словами, речь шла в том числе и о количестве и качестве ресурса, способного поддержать внедрения SAP-решений консалтинговыми услугами. Не секрет, что и наш партнер, компания FIAT, активно использует данные решения, что послужило третьим фактором, склонившим нас в пользу SAP ERP.
И наконец, как производственная компания мы работаем с достаточно серьезным программным решением в области управления жизненным циклом изделия (PLM), и они вместе с ERP‑системой, по сути, являются ключевыми для нашего бизнеса. Поэтому и их интеграция между собой весьма значима для нас. Здесь риски должны быть сведены к минимуму, поэтому тот факт, что в области интеграции используемой у нас PLM‑системы TeamCenter и SAP ERP накоплен немалый опыт, явился для нас еще одним стимулом для внедрения данного ERP-продукта.
Какие направления информационной поддержки у нас покрыты продуктом SAP ERP? Именно те, на которые согласно классическим представлениям и направлен функционал ERP‑системы. Другими словами, речь идет о значительной части ключевых бизнес-процессов, за вычетом финансовой консолидации (для этого у нас традиционно используется другая система), управления жизненным циклом изделия и производственных процессов нижнего уровня. Если говорить в терминах самой компании SAP, у нас сейчас внедрены управление материальными потоками (MM), управление производством (PP), сбыт (SD) и финансово‑управленческий учет и контроллинг (FI/CO).
Что касается сроков внедрения, то мы не могли позволить себе проект со значительными или нечетко определенными сроками реализации. Закончив строительство завода SOLLERS-ЕЛАБУГА в Татарстане, надо было начинать работу сразу, имея информационную поддержку бизнеса по целому ряду ключевых направлений, пускай на первом этапе даже без учета ряда нюансов. Совершенствование ИТ-поддержки — несколько иная задача. Проект по внедрению стартовал в январе 2008г. Прототип был готов уже к августу того же года, и далее три месяца проходил этап опытно-промышленной эксплуатации, в ходе которого бизнес смог опробовать систему и сформулировать свои требования по ее улучшению. В январе 2009г. система стартовала в промышленной эксплуатации.
Не могли бы вы поподробнее рассказать именно об автоматизации производственного направления? Ведь внедрения ERP‑систем, развитые именно в этой части, весьма показательны. Они позволяют ответить на важный вопрос: какие производственные функции наиболее эффективно будет покрыть ERP-продуктом, а какие — автоматизировать специализированными категориями ИТ‑систем, которые для промышленного сектора существуют в весьма широкой гамме.
У нас есть сразу несколько ключевых направлений производственной автоматизации. Первое — это поддержание корректной спецификации на готовые изделия. Мы должны четко знать, из каких компонентов собирать автомобиль, стоящий в данный момент на конвейере. Сборочная спецификация автомобиля, как известно, довольно сложна, хотя бы из‑за количества входящих в нее деталей. К тому же в ней постоянно делаются инженерные изменения. Это может происходить по причинам безопасности, вследствие внесения изменении в конструкцию или, скажем, из‑за расширения модельного ряда. Так, если на начальной стадии мы делали пять — шесть версий FIAT Ducato, то сейчас их количество выросло почти до сорока. В том числе это спецверсии для нужд Минздрава, Министерства образования, Министерства транспорта и т.д.
Второй важнейший аспект — это заказ комплектующих. Мы должны учитывать остатки комплектующих на заводе, должны уметь прогнозировать нашу производственную программу в целом, делать детальное производственное планирование и заказывать у поставщиков нужное количество необходимых комплектующих. Основной наш поставщик, как я уже сказал, — компания FIAT. Однако если говорить о спецверсиях наших автомобилей, то мы уже достигли очень серьезного процента локализации и заказываем детали у российских компаний. Речь, по сути, идет о контроле потока материалов и реализации MRP-алгоритма. С автоматизацией этих двух весьма емких и непростых задач решения SAP справляются хорошо. Есть прямой смысл использовать их в данных целях, что, собственно, мы и делаем.
Далее, имея корректную инженерную спецификацию и корректный заказ комплектующих, мы должны распределить эти комплектующие по внутренним складам. Эта задача становится особенно актуальной, если учесть, что наш основной поставщик комплектующих территориально удален (что характерно для многих автопроизводителей в России), и в условиях специфики нашего таможенного законодательства мы не можем получать заказанные комплектующие just-in-time. Поэтому, чтобы не остановить конвейер, мы вынуждены держать собственные запасы деталей, входящих в спецификацию наших автомобилей, и грамотно этими запасами управлять. Если же мы говорим о процессах управления потоками комплектующих на складах и процедуре их доставки на главный конвейер, то имеем в виду такие концепции, как Kanban, Just-in-Time, Just-in-Sequence. Автоматизация этих процессов — прерогатива WMS‑систем, рынок которых, как известно, развивается во многом независимо от рынка комплексных ERP‑систем. Здесь, на мой взгляд, есть смысл познакомиться с соответствующими предложениями. Сейчас мы внедряем специализированную WMS‑систему, чтобы затем интегрировать ее с SAP. И, наконец, четвертый ключевой процесс — это собственно MES‑система, отслеживающая движение автомобиля по конвейеру и управляющая непосредственно процессом его сборки. Речь о том, что для каждого рабочего на определенном участке конвейера выводится информация, какие детали он должен монтировать в данный автомобиль. Эта информация автоматически передается и в специализированные контроллеры системы АСУТП. Скажем, если в данный момент времени собирается модель с антиблокировочной тормозной системой, то контроллер будет оповещен об этом и в автоматическом режиме зальет в тормозную систему столько жидкости, сколько необходимо для этой конфигурации. Здесь информационная поддержка весьма специфична, и у нас она реализована на базе собственных разработок. В компании FIAT и, насколько мне известно, в компании Ford используют тот же самый подход.
Учитывая уже приобретенный опыт, что бы вы порекомендовали компаниям, внедряющим решения SAP?
Во-первых, могу посоветовать внедрять решения SAP именно в части тех процессов, для которых они прежде всего и предназначены, и не пытаться реализовать в SAP абсолютно все. Тем более что это согласуется с общемировыми практиками, в частности, с практикой компании FIAT. Каким бы очевидным ни казался этот тезис, я думаю, на сегодня эта рекомендация все‑таки носит явный практический оттенок. Мы говорим о программном продукте класса ERP, и наиболее эффективно использовать его именно как ERP‑систему, а также тщательно анализировать, насколько применимы решения SAP к каждому конкретному бизнес-процессу. Второй момент — это наличие собственной и хорошо мотивированной команды специалистов по системе. С каким бы квалифицированным партнером вы ни сотрудничали, учесть всю специфику быстро меняющегося бизнеса (особенно как у нас — в фазе старта) чрезвычайно сложно. Да и в стабильной фазе развития тоже работы хватает. Мы, например, часто поставляем автомобили для тех или иных государственных структур, и у каждой свои требования к оформлению документации. Поэтому приходится много заниматься настройкой отчетности в ERP‑системе. И без собственных специалистов тут трудно обойтись.
Хотя все необходимые отчеты мы успешно создаем, но требования к гибкости настроек системы всегда остаются очень высокими. Впрочем, тут на помощь приходит богатство функционала. Например, когда мы должны изначально настроить систему для поддержки обеих вышеупомянутых стратегий производства, то в SAP ERP вполне можно сделать это и затем работать без проблем.
Несмотря на то что за рубежом накоплен несравнимо более богатый опыт внедрения ERP‑систем, хотелось бы предостеречь коллег от слепого копирования западных практик. Особенно учитывая тот факт, что ERP‑система призвана не только управлять материальными потоками, но и поддерживать процессы финансового учета и управления, которые в России весьма специфичны.
На этапе становления бизнеса ИТ‑департамент и лично ИТ-директор не должны бояться брать на себя ответственность за рекомендации по настройке систем под определенные бизнес-процессы. Сразу оговорюсь: во‑первых, я все‑таки имею в виду ситуацию (не такую уж частую), когда система стартует почти одновременно со стартом бизнеса. А во‑вторых, эта рекомендация в значительной степени основана на нашем личном опыте. Классическим методическим рекомендациям по внедрению она скорее противоречит. Все же представляется, что в ситуации, подобной нашей, на самом начальном этапе функционирования предприятия мощная ERP‑система со всем функционалом, заложенным в нее и потенциально реализуемым, уже «знает» о нашем бизнесе даже больше, чем сам бизнес. Это, правда, характерно именно для этапа старта нового бизнеса. В дальнейшем, безусловно, ситуация выравнивается в сторону более классических подходов.
Уделять внимание инфраструктуре — наоборот, вполне традиционная рекомендация, хотя не сказать о ней никак нельзя. Недостаточно надежная инфраструктура ведет к простоям системы, а для нас это означает ни много ни мало простой конвейера. За полтора года функционирования у нас SAP ERP суммарное время ее простоя не превысило получаса.
И наконец, нельзя недооценивать общего потенциала имеющихся на рынке специалистов, которые связаны с внедрением и эксплуатацией той или иной системы. Например, совершенно необходимые работы в сфере интеграции ERP‑системы с другими продуктами, наверное, в любом проекте имеют черты уникальности. Тут важны наработанный опыт и компетенция конкретных людей и компаний. Оценивая системы по технологическим параметрам, можно не увидеть никаких различий, а при учете потенциала специалистов часто становится легко выделить особенно предпочтительную. Здесь SAP ERP как раз может иметь весьма серьезные преимущества перед конкурирующими продуктами.
Хотелось бы прояснить преимущества SAP ERP, проявляющиеся в том случае, когда две или несколько компаний, имеющих тесные партнерские отношения, используют данный продукт для автоматизации своей деятельности. Не секрет, что SAP ERP используют очень многие известные мировые компании самых разных отраслей, и технология организации партнерской работы с ними со стороны российского бизнеса вполне может рассматриваться как очень актуальная задача. А та часть решения задачи, которая связана с совместным использованием информационных систем, здесь явно играет не последнюю роль.
Один из наших партнеров, как я уже сказал, — компания FIAT, которая, как и мы, использует SAP ERP для автоматизации части ключевых бизнес-процессов. Я бы разделил рассмотрение конкретных преимуществ информационного взаимодействия, строящегося на основе единой системы, на две темы, связанные соответственно с текущим и перспективным взаимодействием.
Начнем с первой из них. Большая часть инженерных изменений в конструкции автомобиля вносится со стороны FIAT, как владельца конструкции, и эта информация доводится до нас. Кроме того, мы постоянно отправляем в эту компанию наш производственный заказ в отношении комплектующих и получаем от FIAT данные о том, какие из них и в какой момент фактически отгружены. То есть информационный обмен касается инженерной спецификации и материальных потоков. Все это с обеих сторон делается средствами SAP ERP, и могу сказать, что, работая с единой системой, значительно удобнее обмениваться данными и согласовывать их форматы.
Перспективные вопросы взаимодействия во многом связаны со строительством в Татарстане нового завода, где планируется полный цикл производства. В связи с большими объемами производства уровень производственной автоматизации на этом предприятии тоже будет более высоким. На одном из заводов мы уже развернули SAP ERP и успели накопить определенный опыт в области ее эксплуатации и развития, особенно с учетом российской специфики, что является несомненным преимуществом. Благодаря этому мы уже говорим на одном языке с нашим партнером и более эффективно обсуждаем нюансы нашего нынешнего проекта.
Каковы ваши планы в отношении развития бизнес-функционала информационной поддержки на ближайшую перспективу?
Мы планируем развивать бизнес-аналитику, поскольку уже в настоящее время все больше сталкиваемся с принципиальным ограничением транзакционной ERP‑системы в отношении гибкого построения отчетности. Иными словами, речь идет о построении хранилища данных и средств доступа к соответствующей информации. Мы знаем, что сейчас у компании SAP есть мощные инструменты данной категории, и мы, безусловно, будем их рассматривать. Хотя окончательного решения о выборе конкретного продукта мы еще не приняли.