Intelligent Enterprise: Проблемы Big Data сегодня широко обсуждаются среди специалистов в области информационных технологий. А что эта концепция означает для тех людей, которые занимаются вопросами городского управления?
Антони Вивас: Действительно, о больших данных сейчас пишут и говорят очень много. Одни пытаются дать этому феномену определения, другие их оспаривают, и таким образом возникают дискуссии. Помимо определений появляются методики, рекомендации по хранению данных, алгоритмы их обработки для тех или иных ситуаций и конечно же готовые информационные решения. В таком смысле ситуация представляется вполне зрелой, но все эти наработки в подавляющем большинстве все-таки ориентированы на технических специалистов. Администрации городов очень интенсивно должны погружаться в проблематику больших данных, без чего их эффективную работу трудно организовать уже сегодня и скорее всего она будет просто невозможна в ближайшем будущем. Однако никаких пособий для них нет, поэтому каждый руководитель формирует представление об этом, интегрируя результаты общения с коллегами и техническими специалистами, выводы из чтения литературы и собственные умозаключения.
Моё личное мнение в целом состоит в том, что ключевые фигуры, занимающиеся менеджментом тех или иных направлений жизни города, рассматривая возможности имплементации идей Big Data, должны иметь в виду стратегические задачи города (что, впрочем, очевидно) и обязательно за огромной глыбой проблем, связанных с использованием этой концепции, уметь разглядеть конкретного человека. Вся многочисленная армия специалистов, занятых техническими проблемами, может (да и имеет полное право) этого не замечать.
И в то же время они должны обеспечивать некую преемственность в применении методов городского управления, поскольку эра Big Data и Интернета вещей, когда большинство данных будет поступать от любого объекта автоматически, наступит не в один день. И методы больших данных вряд ли можно будет сразу и с успехом применить для решения глобальных проблем крупных городов и мегаполисов.
Какие практические сценарии могли бы проиллюстрировать ваши тезисы, касающиеся использования Big Data или иных технологических достижений в городском управлении?
Представим себе пожилую одинокую женщину семидесяти пяти лет, живущую в центре мегаполиса и имеющую достаточное для жизни, но в общем очень небольшое социальное пособие. Ситуация вполне типичная, и то, о чем я сказал, это по сути все официальные данные об этом человеке, которыми мы располагаем.
Но вполне вероятно, что женщина эта пользуется картой для оплаты товаров в магазине, а значит, мы можем иметь информацию о том, что и где она покупает. Если у нее есть мобильный телефон (что в настоящее время отнюдь не редкость), то можно хотя бы приблизительно узнать, как часто и насколько далеко она перемещается пешком. Вполне доступными можно считать данные и о том, пользуется ли она общественным транспортом, как часто позволяет себе заказывать такси и т. д. Чисто технически многие из этих сведений можно собирать уже сегодня, и в целом это не так уж сложно.
Теперь вопрос — что с этими данными делать и как их использовать в целях городского управления. Вот здесь и становится важным видение конкретных людей за неким «цифровым портретом» ситуации. Понимая, что за человек стоит за этими информационными потоками, можно попытаться определить, насколько он мобилен, в каких пространственных пределах ему удобно передвигаться, каковы состояние его здоровья и уровень социальной адаптации, что ему хотелось бы позволять себе чаще, имей он такую возможность. Ну а дальше — оказывать адресные сервисы, оптимизированные под конкретного человека.
Можно (да и обязательно нужно) ставить задачу и по-другому, анализируя потребности всех городских жителей этой группы с целью выстроить долгосрочную политику городских властей в отношении данной категории. С точки зрения технологий это тоже вопрос применения концепции Big Data.
На этом примере видно и то, насколько важен баланс между прогрессивностью и преемственностью (которая в числе прочего предполагает и определенную взвешенность) в вопросах сбора и обработки информации именно для целей городского управления. В эпоху слабого распространения ИТ такие данные тоже пытались получать, но всплеск разного рода массовых опросов и анкетирования, как правило, приходился на время проведения каких-либо выборов или другой политической активности, и соответственно получаемые данные могли быть крайне тенденциозны. Хуже всего, что многие и сегодня явно или неявно ассоциируют попытки сбора информации c такой тенденциозностью, хотя есть все возможности от подобных ассоциаций полностью отойти.
Полезно понимать также, что такие известные инструменты, как платежные карты или смартфоны, по сути являются элементами формирующегося направления Интернета вещей. И сегодня их следует максимально адаптировать к работе по сбору информации, то есть в конечном счете для целей городского управления и повышения комфортности повседневной жизни людей. Через некоторое время пользователей мобильных устройств и пластиковых карт среди тех же пенсионеров будет уже подавляющее большинство. Найдут применение новые бытовые устройства (скажем, умные холодильники, «оценивающие» оптимальность оборота продуктов, которые в них хранятся). И задачи улучшения жизни живущих в мегаполисах пенсионеров надо будет решать на основе несравненно более объемных массивов первичной информации и более сложных алгоритмов. Но сами подходы Big Data мы вполне можем закладывать уже сейчас.
Вы говорили, что одним из важных принципов является первоначальная имплементация основанных на использовании больших данных методов муниципального управления в решении не самых масштабных городских задач. Что вы имели в виду?
Это очень важно по нескольким причинам. Во-первых, глобальные задачи, которые к тому же предполагается решать с помощью новых, не применявшихся ранее подходов, вообще крайне желательно тестировать на чем-либо менее масштабном. Фактически это общее правило, которое относится не только к большим данным и не только к городскому управлению.
Если же возвращаться к нашей теме, то работая в Барселоне, мы пытались подходить к локальным проблемам, широко используя информационные ресурсы и имея в виду, что эти же методы рано или поздно надо будет внедрять на уровне всего города. Системы автоматизированного сбора данных с объектов на тот момент были не так развиты, а вот собирать и обрабатывать электронную информацию от жителей, имеющих доступ в Интернет, можно было вполне успешно. Мы делали это, выясняя мнение людей, проживающих на заранее определенных городских территориях, в отношении реконструкции или планирования строительства некоторых ключевых объектов.
Очень важно вырабатывать локальные решения проблем еще и потому, что современные мегаполисы — это зачастую очень крупные агломерации. И как следствие все они больше тяготеют к полицентрической структуре. Ведь известно, что крупный город может иметь деловую часть (а теперь их все чаще бывает несколько), районы, ориентированные на проживание, парковую зону и т. д. Однако даже в отдельных районах иногда есть потребность иметь функционально различные территории, в пределах которых люди могли бы заниматься профессиональной деятельностью, разнообразным отдыхом, общаться между собой, совершать покупки и т. д. При этом в каждом из этих районов могут преобладать жители той или иной культуры, того или иного возраста, тех или иных устремлений и т. д. Есть городские территории, жители которых знают, что там же проживали их родители, деды и прадеды, а есть такие, которые заселены совсем недавно. В этих условиях определенная доля самоуправления просто неизбежна, и новых методов городского менеджмента, основанных на максимальном привлечении электронных данных, это тоже касается. А для этого городские власти как минимум должны формировать адекватную инфраструктуру. Это конечно же электронные коммуникации и вычислительные ресурсы, которые в данном случае крайне эффективно использовать через облачную модель. Очень большую роль в решении управленческих задач с помощью концепции Big Data сегодня играют так называемые «открытые данные» (Open Data), основной эффект которых состоит не столько в том, что любой может их просмотреть, сколько в том, чтобы легко можно было создавать оперирующие ими приложения. И приложения для решения задач отдельных территорий в пределах мегаполиса далеко не в последнюю очередь. При этом само направление формирования информационных ресурсов категории Open Data, безусловно, должно развиваться на уровне городского менеджмента в целом.
Каковы основные источники тех данных, которые, будучи консолидированными для целей городского управления, в конце концов и становятся большими?
Своего рода традиционными поставщиками данных (а в последнее время и больших данных), представляющих интерес для управления крупными городами, являются компании телекоммуникационного и банковского секторов. Эти компании, как хорошо известно, очень плотно работают с населением, охватывают почти все его слои, а результат их работы сегодня во многом и связан с получением электронных данных. Но по мере того, как работа самых различных отраслей, связанных с управлением городским хозяйством, обрастает инфраструктурой датчиков автоматического съема информации, а качество обратной связи во взаимоотношениях «поставщик услуг — заказчик услуг» растет, к числу таких традиционных поставщиков данных добавляются другие компании. Это организации, занимающиеся водоснабжением, водоотведением, уборкой территорий, сбором и переработкой мусора, системами канализации и пр.
По моему личному опыту очень большое значение следует придавать сотрудничеству с профессиональными общественными организациями. Особенно это бывает необходимо, когда речь идет не о давно отлаженных механизмах поступления электронных данных, а об инновационных проектах. В таком случае, как правило, приходится обсуждать множество вопросов, которые до этого, быть может, вообще нигде и никем не рассматривались. Какие данные нам действительно нужны, какими ресурсами мы располагаем для их сбора и обработки, насколько они будут достоверными и как на их основе мы будем решать поставленную задачу? Подобную работу мы организовали в Барселоне, когда серьезно задумались о проблеме повышения энергоэффективности за счет использования энергии Солнца. Если говорить более конкретно, то задача была поставлена таким образом, чтобы выяснить отражающие и поглощающие свойства зданий в городе, а также возможность попадания на их стены и крыши прямого солнечного света в различное время суток и в разное время года. Иными словами, нам надо было решить по сути уникальную задачу определения теплофизических характеристик целого города. Тесные контакты с общественными организациями, имеющими отношение к строительному бизнесу, к энергетике и экологическим проблемам, тут трудно переоценить.
Кстати, когда мы решали эту проблему, термин Big Data не был столь популярен, как сейчас. Но если всю собранную в таком проекте информацию начать обрабатывать, ставя при этом задачу детальной оптимизации использования солнечной энергии и имея возможность собирать данные по энергоэффективности уже в ходе установки альтернативных источников, то это будет уже полноценное применение концепции Big Data.
Хотелось бы понять вашу позицию в отношении управления большими данным с точки зрения организационных подходов.
Мое мнение таково, что наряду с позицией руководителя, участвующего в разработке стратегии автоматизации функций городского управления и их реализации (или, иными словами, CIO города), должен быть выделен другой менеджер со значительными полномочиями, который занимался бы исключительно управлением данными. Я думаю, понятно, что в эпоху Big Data и Internet of Things это особенно актуально.
В общем же такая идея не нова, и в крупных коммерческих организациях позиция Chief Data Officer (CDO) сейчас далеко не уникальна. Роль, обязанности и сфера ответственности специалистов, занимающих такую позицию, ясны, и данные о том, как им удается решать проблемы в реальном бизнесе, тоже имеются.
Управление крупным городом, безусловно, имеет свои особенности, и один, как мне кажется, существенный, но при этом малоизвестный нюанс я бы здесь подчеркнул.
В ситуации, когда данных, прямо или косвенно имеющих отношение к управлению городом, действительно много и при этом они касаются буквально всех функциональных направлений, у городских чиновников появляется некая иллюзия, что у них есть исчерпывающая информация о том, как и что надо делать, вплоть до мелочей.
Надо сказать, что раньше доминировал в некотором смысле противоположный подход. Если, скажем, надо было выполнить строительный проект, то в соответствующий департамент городского управления приходили архитекторы и строители и говорили, что в этой ситуации и в условиях поставленных задач надо делать то-то и так-то. Свои доводы они мотивировали тем, что подобные задачи всегда решались именно таким образом и что профессионалы всё это знают и умеют. Теперь же городские чиновники часто, наоборот, пытаются полностью взять инициативу в свои руки, утверждая, что у них есть информация о потребностях жителей и о способах решения проблем и они имеют полное представление, что и как надо делать.
Лично я считаю, что складывающееся противоречие требует выработки промежуточных подходов и CDO городского уровня тут тоже могут сыграть не последнюю роль.
С Антони Вивасом беседовал ведущий эксперт Intelligent Enterprise Сергей Костяков