Одним из 10 трендов 2014 года аналитики IDC назвали трансформацию концепции BYOD (bring your own device, принеси свое устройство) в CYOD (choose your own device, выбери свое устройство). Главной причиной этому, по мнению главы мобильного направления IDC по Азиатско-Тихоокеанскому региону Чарльза Андерсена, является близкий к нулю возврат инвестиций. Проще говоря, бизнесу слишком накладно сопровождать и обеспечивать безопасность разных, подчас весьма экзотических гаджетов своих сотрудников, а отдача от мобильного доступа к корпоративной почте или документам в офисных форматах с корпоративного сетевого диска символическая.
Суть CYOD сводится к тому, что для корпоративного пользования сотруднику предоставляется на выбор ограниченное число гаджетов на одной-двух платформах. Это значительно облегчает как их администрирование и обеспечение безопасности, так и контроль за эксплуатацией за счёт ограниченного числа предустановленных приложений. И тому уже довольно много успешных примеров, в том числе и в России.
Даже больше: в России, по крайней мере, в более-менее крупных компаниях, концепции BYOD в чистом виде не следовал, пожалуй, никто. Ровно по той причине, что названа выше: невозможность адмиинстрирования и обеспечения безопасности на множестве устройств разных платформ. А иногда и на одной, но разных версий сложно добиться нужных результатов. А у Android, например, количество релизов на планшетах и телефонах, которые одновременно находились в реальной продаже, доходило до двух дестяков с лишним. Причем на различия между версиями, а они весьма значительны, накладывались и другие факторы. Это и всяческого рода дополнительное ПО от вендора, и особенности аппаратной платформы, далеко не всегда положительные или хотя бы просто безвредные. А скелеты в шкафу есть у практчиески всех более-менее популярных SoC. Все это часто приводило к тому, что бизнес-приложения на заметной доле устройств сотрудников оказывались неработоспособными. То же самое относится и к целому ряду периферийного оборудования, работоспособность которого также может оказаться критичным. И, наконец, есть такие приложения, которые существуют только для Windows на x86. Но эта платформа тоже теперь вполне себе мобильная, пусть и не самая популярная.
Не все в порядке и с безопасностью. Начнем с того, что не единичны случаи того, что устройство уже «из коробки» предлагает права суперпользователя. Это просто прямо противоречит целому ряду отраслевых стандартов. Очень многие проблемы аппаратной основы устройств также связаны с наличием «дыр» в безопасности, иногда серьезных. А наложенные средства могут перестать работать после обновления прошивки. Тому примеров тоже очень много.
В итоге выбор устройств приходится ограничивать. Собственно, это и делается, причем уже довольно давно. Если быть точным, года два. В 2012 году на одной из конференции довелось услышать выступление представителей нескольких крупных компаний по использованию собственных устройств сотрудников, и все они существенно ограничивали выбор платформ и вендоров. Так, «дочка» одного зарубежного банка и вовсе ограничила выбор платформой iOS. По той причине, что именно по ней имелась компетенция в ИТ службе. В одной страховой компании ограничили выбор вендоров только Apple и Samsung по той причине, что их устройства оказались совместимы со считывателем банковских карт. Тут просто комментарии излишни.
Так что оснований сомневаться в прогнозе коллег из IDC нет. В России все уже фактически свелось к CYOD, причем уже давно.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.