Речь идет о том, какие инициативы необходимо предпринять, чтобы обеспечить данную трансформацию, или какой путь сегодняшний бизнес должен избрать, чтобы в конце концов оказаться в целевой точке. Существуют отрасли, где элементы, характерные для цифровой экономики, вполне заметны уже сейчас. Одной из них является туристическая индустрия в виде направления, которое сейчас именуется онлайн-путешествиями (см. статью на стр. 21). Здесь ИТ должны плотно сопровождать путешественника повсюду: и на этапе планирования оптимального маршрута своей поездки, и в ходе бронирования билетов, гостиничных мест и т. д., и наконец во время самого путешествия. В данном случае путь к цифровой трансформации был проторен через консолидацию бизнеса в масштабах всей индустрии. И инициативы здесь оказываются прежде всего организационными и только во вторую очередь технологическими. Интересно также, что опыт, накопленный индустрией путешествий (главным образом в сфере покупки авиабилетов и бронирования отелей), сейчас начинают перенимать и другие отрасли. Это, например, сфера культуры (привлечение людей в музеи, на выставки, в театры), общественного транспорта или спортивная индустрия. О развитии некоторых из этих отраслей на современном этапе также идет речь в данном номере.
Свое место в цифровой экономике, которое пытаются найти производственные компании, оказывается несколько иным. Явные консолидационные усилия на отраслевом уровне тут не столь заметны. Они, конечно, присутствуют и здесь, но скорее формируются вокруг отдельных наиболее влиятельных в отрасли предприятий. Такие предприятия, как правило, являются типичными представителями сегмента B2C, и понятие digital transformation для них в большей степени ассоциируется с формированием единой среды, в которую помимо многочисленных структур той или иной крупной промышленной компании оказываются погружены ее внешние партнеры и клиенты. В настоящее время мировые промышленные лидеры реализуют ее в виде так называемых цифровых платформ, и компания «Еврохим» (см. статью на стр. 18) в этом смысле — вполне характерный пример. Характерно и то, что в такую среду активно вовлекается сообщество внешних по отношению к конкретному бизнесу разработчиков, в данном случае призванное оперативно решать множество частных задач автоматизации. Наличие большого числа таких задач, формирование цифровых платформ как отдельного класса корпоративных решений, равно как и создание зрелого рынка независимых разработчиков, часто специализирующихся на отраслевых задачах, само по себе является неким маркером развития цифровой экономики. Этих вопросов касаются также спикеры в других материалах данного номера. Так, в интервью с Владимиром Княгининым, председателем правления «Центра стратегических разработок “Серево-Запад”», отмечается важность цифровых платформ как инструмента «многосторонних» коммуникаций между поставщиком товаров или услуг и потребителем, когда последний получает расширенный доступ к функциям приобретенного им продукта именно через цифровую платформу. Подобный шаблон взаимодействия «производитель — потребитель» также является своего рода маркером развития цифровой экономики. Проблема же взаимодействия сообщества разработчиков и бизнеса в рамках новой экономической модели в контексте темы использования технологий Enterprise Modelling и использования зарубежного опыта обсуждается еще в одной публикации данного номера (см. стр. 12).
Есть и еще одна тема, связанная с цифровой трансформацией, — сотрудничество бизнеса с университетской наукой. Владимир Княгинин утверждает: «Российские университеты меняют модели своей деятельности. Они становятся активными участниками стратегических исследовательских и технологических консорциумов с бизнесом».
Характерно, что сближение образовательных учреждений и бизнес-структур в эпоху цифровой экономики является по сути обоюдным. Рассказывая о цифровой платформе, создаваемой в «Еврохиме», CIO компании Владимир Чибисов поясняет, что ее эксплуатация заставляет многих специалистов, включая сотрудников ИТ-департамента, становиться исследователями, тестирующими различные возможности управления бизнесом и контроля его эффективности при помощи тех или иных математических моделей, которые раньше применялись в естественных науках.