Когда три года назад мы приступили к систематическому изучению темы умного города, пожалуй, основной целью было показать, что определенные архитектуры информационных решений, которые могут быть выстроены совместными усилиями органов государственной власти и коммерческих структур, а также современные ИТпродукты, массово распространяемые среди индивидуальных пользователей, способны изменить саму среду обитания людей и поставить перед обществом новые цели.
В то же время мы стремились осознать отраслевую классификацию зонтичной концепции Smart City, выделяя такие ее устойчивые направления, как транспорт, образование, здравоохранение, безопасность и некоторые другие.
Наверное, тогда это был интересный и необычный ракурс рассмотрения вопроса хотя бы потому, что мы очевидно выходили за замки привычного на тот момент описания процессов автоматизации органов государственной власти и могли показать, что федеральное и региональное управление с помощью современных ИТ может строиться на качественно новом уровне.
Если посмотреть на публикации данного выпуска, можно заметить, что во многих из них оценка роли ИТ в развитии тех или иных направлений и отдельных проектов оказывается более консервативной, чем раньше. Точнее, потенциальная применимость соответствующих технологий почти безоговорочно признается практически везде, но при этом всегда делается акцент на выстраивании управленческих процессов и архитектуры коммуникаций по существу.
В некоторых материалах (см., например, стр. 32), посвященных совершенно разным направлениям качественного совершенствования жизни общества, на самом деле очень отчетливо звучит мысль о том, какие компоненты деятельности следует трансформировать в минимальной степени. Как оказывается, вполне искренний соблазн покрыть информатизацией все процессы непрерывным образом, что при современной зрелости и разнообразии технологий автоматизации сделать, как правило, можно, далеко не всегда приводит к наилучшему результату. Личный контакт людей, в процессной модели наделяемых определенными ролевыми функциями, порой бывает абсолютно незаменим. А информационные технологии способствуют достижению максимального эффекта совсем не потому, что как-то вмешиваются в этот контакт, а скорее по той причине, что очень существенно помогают в их подготовке. При этом как раз выделение тех самых ключевых «неавтоматизируемых» звеньев становится настолько важной задачей, что ее пытаются решить и решают, даже если необходимо пересмотреть все классические процессы, хотя бы имелись в виду и «сверхконсервативные» отрасли вроде медицины и образования.
Оказывается также, что концепция Smart сейчас тесно ассоциируется с такими уже знакомыми нам англоязычными терминами, как green и sustainable. Речь здесь идет о создании условий для применения ресурсосберегающих технологий без потери темпов их развития и об экологической безопасности. Но в настоящее время никто уже не ограничивается общими призывами беречь природу и вести здоровый образ жизни. Теперь мы говорим о вполне определенных стандартах, обеспечивающих устойчивое развитие общества, и об объективных критериях количественной оценки достижения результата.
Уроки «второй волны» осознания идей Smart, также демонстрирующие осторожную позицию в применении ИТ, состоят, пожалуй, и в том, что общество перестает ассоциировать данную концепцию с наиболее передовым краем ИТ и технических разработок наподобие робототехники, насыщения объектов всевозможными сложными датчиками и создания глобальной среды интегрированного управления всем этим. В ряде случаев мы «откатываемся» к весьма традиционным ИТ-продуктам и решениям, которые общество использует уже давно. И это, как ни странно, означает прогресс на пути построения Smart-управления.
Ясно также, что Smart-управлению необходимо адекватное обучение. Телемедицину невозможно развивать без специалистов качественно иного профиля, даже если собрать команду лучших врачей и айтишников. То же самое относится к Smart-образованию, предполагающему активное использование дистанционного обучения и технологий социализации посредством Интернета.
И наконец, еще одним интересным моментом, характерным для новейшего этапа практической имплементации идей Smart, является то, что теперь они начинают зарождаться не только за счет государственных и межгосударственных инициатив, но и внутри крупных коммерческих проектов. Один из таких интересных сценариев, обозначающих возможность движения «умных» технологий из профессионального спорта в сферу медицины, а возможно, и в иные социально значимые области, мы также рассматриваем в рамках данного выпуска (см. стр. 50).
А вообще все то, о чем говорилось выше, мы также обсуждаем в текущем выпуске Intelligent Enterprise.