Иван Рогожкин
Соревнование DLP- и LCD-технологий не закончилось, но перешло в другую фазу: не будучи способными прямым наступлением потеснить противника, противоборствующие стороны перешли к позиционной войне по наращиванию функциональности, разнообразию и удобству использования своей техники. Производители проекторов «окапываются» в разных направлениях, начиная с выпуска дешевых моделей и заканчивая применением беспроводных интерфейсов и автоматических схем настройки.
Базовые технологии
В прошлом году произошло знаковое событие, способное еще более усилить рыночные позиции одноматричной DLP-технологии. Один из наиболее часто упоминаемых ее недостатков связан с тем, что для увеличения светового потока в цветоделящее колесо вводится белый сектор, который ухудшает цветопередачу. Такой проектор можно настроить либо на приличную цветопередачу, отключив в экранном меню белый сектор, либо на высокую яркость, включив его. Так вот, компании Infocus и Toshiba устранили этот недочет, применив схемы модуляции напряжением питания лампы, действующие синхронно с вращением цветоделящего колеса.
Одновременно сам разработчик DLP-технологии, компания Texas Instruments (TI) предложила технологию BrilliantColor, призванную улучшить цветопередачу, расширить гамму отображаемых цветовых оттенков и увеличить яркость одноматричных DLP-проекторов. Для этого в стыки традиционных RGB-секторов на цветовом колесе вставляются три узких сектора: пурпурный (между R и B), голубой (между B и G) и желтый (между G и R). Эффект увеличения яркости возникает благодаря тому, что составные цвета (пурпурный, голубой и желтый) передаются одномоментно, а не в результате чередования RGB-составляющих.
Между тем фирмы из конкурирующего с компанией TI альянса 3LCD, в первую очередь корпорация Epson, продолжают совершенствовать трехматричную LCD-технологию. Так, недавно Epson начала массовое производство 0,8-дюймовых LCD-панелей пятого поколения, которые по световой эффективности эквивалентны однодюймовым панелям четвертого поколения. Зазоры между пикселами сужены, а частота обновления изображения удвоена, что благоприятно сказывается на качестве воспроизведения динамических сцен. При изготовлении LCD-панелей используется фирменная технология струйной пьезоэлектрической печати — с ее помощью на стекло наносятся электроды и выравнивающий слой.
Еще одна тенденция — внедрение широкоформатных матриц, причем не только в устройствах для домашнего кинотеатра. У компании EIKI, к примеру, даже имеется семейство проекторов для широкоформатных презентаций. Несколько производителей выпустили мощные широкоформатные модели для публичных кинотеатров, но их применение в нашей стране тормозится из-за проблем с кинопиратством.
В 2005-м появились и проекторы новой весовой категории (около 0,5 кг) — иногда их называют карманными — на основе светодиодов. Причем есть модели и на LCD-, и на DLP-матрицах. По световому потоку с традиционными проекторами эти устройства тягаться пока не могут, но зато они способны в течение нескольких часов работать от аккумуляторов.
Медленно, но верно увеличивается срок службы ламп. Сегодня типичные значения этого параметра в проекторах для бизнес-презентаций составляют 2000 часов при полной мощности и 3000 для экономичного режима.
Технические решения
Ряд производителей в последнее время сумели существенно сократить время, необходимое для охлаждения лампы проектора после его выключения. Так, компания Panasonic одной из первых внедрила систему, допускающую отсоединение проектора от электросети в любой момент. Встроенные конденсаторы продолжают питать вентиляторы обесточенного аппарата, и те успевают охладить ламповый блок. А фирма Epson пошла еще дальше: некоторые ее модели (в частности, EMP-765) вообще не требуют охлаждения лампы после отключения.
В 2005 году усилилась весьма отрадная для пользователей тенденция к снижению шумности проекторов. Производители совершенствуют свои устройства различными способами, начиная от установки малошумных вентиляторов и заканчивая применением воздуховодов специальной конфигурации, снижающих уровень шума за счет некоторого увеличения габаритов аппарата. Практически все проекторы сегодня имеют адаптивную систему охлаждения, регулирующую обороты вентиляторов в зависимости от температуры лампового блока и электронных элементов.
Если два-три года назад большинство проекторов обладало объективом с 1,2-кратным трансфокатором, то сейчас довольно часто встречаются устройства с более «маневренным» 1,5- и даже 2-кратным оптическим увеличением, придающим дополнительную гибкость при установке аппарата в помещении. Однако, как показывает тестирование, сильный трансфокатор иногда носит условный характер: при максимальном оптическом увеличении на некоторых моделях не удается сфокусировать картинку сразу по всему полю экрана — либо середина, либо края остаются нечеткими.
Практически у каждого производителя в минувшем году появились проекторы с поддержкой стандарта IEEE 802.11. Обычно компании применяют PCMCIA-гнездо и прилагают карточку адаптера беспроводной сети. Вместе с этой функцией пользователям стали доступны многие дополнительные возможности. Например, устройства Panasonic позволяют одновременно выводить на экран несколько окон с ноутбуков разных пользователей, подключенных по беспроводному каналу. Благодаря этому участники совещания могут сообща рассматривать предлагаемые решения и быстро переключаться с одной презентации на другую.
Некоторые фирмы, например Infocus и Sanyo, предлагают факультативные внешние модули беспроводной связи, подключаемые к разъему проектора.
Функции и стандарты
Автоматика распространяется на проекторы все более легких весовых категорий. Так, компания Sony в конце прошлого года представила весьма оригинальную модель Sony VPL-CX20, которая при массе менее 2 кг обладает моторизованным объективом со схемами автоматической фокусировки и коррекции трапециевидных искажений.
Все больше появляется проекторов с гнездами для карточек памяти и USB-дисков, позволяющих проводить презентации без компьютера. В комплекте с такими устройствами, как правило, поставляется утилита для преобразования форматов PowerPoint в серию JPEG-файлов.
Практически все производители сегодня заявляют о совместимости своих изделий с форматом HDTV, хотя на бизнес-презентациях он, вероятно, будет востребован не скоро.
В последние годы разработчики проекторной техники покусились и на бизнес изготовителей экранов. Предлагая пользователям отображать картинки на цветных стенах, они внедряют алгоритмы соответствующей коррекции цветопередачи. При этом в одних аппаратах для настройки нужно вручную выбрать цвет стены из списка, в других есть автоматическая настройка с помощью встроенного фотодатчика.
Многие компании ввели средства защиты от несанкционированного использования и даже кражи. Фирма Mitsubishi в модели XL5950U предусмотрела систему сигнализации со встроенной сиреной, срабатывающую при перемещении проектора. Используя датчик движения, она издает пронзительный звук громкостью 120 дБ.
В дорогие инсталляционные модели фирмы встраивают мультиэкранные контроллеры, позволяющие без применения дополнительного оборудования составлять из проекторов матрицы, подобные видеостенам, скажем, размером 4Ч4, а порой даже до 10Ч10 элементов. Подобный контроллер есть в LCD-проекторе NEC MT1075G и DLP-аппарате EIKI EIP-4500.
Многие производители оптимизируют конструкцию проекторов с тем, чтобы облегчить доступ к воздушным фильтрам и лампам. В частности, отсек лампы помещают сверху, в результате чего для смены лампового блока не требуется снимать проектор, подвешенный под потолок «кверху брюхом».
Все чаще в проекторах применяется герметизированный оптический блок, исключающий попадание пыли на линзы, зеркала и другие элементы оптического тракта. Фирма Panasonic вдобавок к этому использует эффективную жидкостную систему охлаждения DLP-матриц.
Продолжается переход к цифровым интерфейсам. Помимо DVI компании начинают использовать и HDMI-интерфейс. Вдобавок к специализированным протоколам управления и последовательным интерфейсам в 2005 году внедрялись Web-протоколы и Ethernet-соединения. Во многие новые модели стационарных проекторов встроен Linux-компьютер с Web-узлом, что позволяет дистанционно (через локальную сеть и даже Интернет) с помощью обычного браузера контролировать состояние устройства и настраивать его параметры. В таких случаях, как правило, имеется функция автоматической отправки администратору системы электронного сообщения о необходимости заменить вентилятор, лампу или провести профилактические работы, например прочистить воздушный фильтр.
Компромиссы
Проекторы становятся все дешевле, а их паспортные параметры все выше. Однако умудренный опытом читатель скажет, что чудес не бывает и наверняка дешевые устройства заставляют пользователя чем-нибудь жертвовать. Действительно, в самых недорогих проекторах обычно применяется объектив упрощенной конструкции, в котором весьма невелик диапазон трансфокации (1,1—1,2Ч), а при увеличении или уменьшении картинки расстраивается фокусировка. Владельцу подобного проектора придется освоить двухэтапную настройку объектива.
Некоторые модели не способны выводить сигнал 1400Ч1050 точек, в то время как в ноутбуках все чаще используются матрицы с таким и даже большим разрешением.
Говоря о паспортных характеристиках недорогих проекторов, нужно понимать, что они редко достигаются одновременно. Скажем, максимальная контрастность получается, как правило, в режиме «Презентация», который ухудшает различимость оттенков в тенях и светах, а низкий уровень шума и максимальный срок службы лампы возможны только после перехода в энергосберегающий режим и соответствующего снижения светового потока.