Совокупный доход российских разработчиков ПО увеличился по итогам 2021 года на 19% и превысил ₽1,5 трлн. При этом прирост продаж на внутреннем рынке и зарубежных продаж оказался абсолютно одинаковым.
Ассоциация РУССОФТ в рамках собственного ежегодного исследования софтверной индустрии России подвела окончательные итоги прошедшего 2021 года. Они почти на 100% соответствуют объявленным ранее предварительным результатам работы предприятий индустрии. Предполагалось, что их совокупный оборот вырос на
После сбора и обработки всей информации оказалось, что совокупный оборот софтверных предприятий увеличился на 19%. Однако даже символической разницы между приростом зарубежных продаж и увеличением продаж на внутреннем рынке выявить не удалось. Поскольку среднегодовой курс доллара за год изменился незначительно (увеличение с 72,15 руб. до 73,7 руб.), то изменение показателей в долларовом выражении и в рублях хотя и отличается, но только на 2 процентных пункта. Совокупный оборот, продажи внутри России и экспорт выросли в долларах на 17%.
В результате, общая выручка софтверных компаний в 2021 г. составила ₽1,56 трлн. ($21,2 млрд.), продажи на внутреннем рынке — ₽815 млрд. ($11,1 млрд.), а зарубежные продажи — ₽745 млрд. ($10,1 млрд.).
То, что темпы роста продаж на внутреннем рынке сравнялись с темпами роста продаж за рубежом, не является случайностью. Они почти совпадали и по итогам 2020 года. Заметно было их сближение в
Часть компаний переориентировалась полностью на российский рынок, но вместо них появилось примерно столько же новых экспортеров, которые прежде работали только в России. Последний опрос софтверных компаний, проведенный РУССОФТ в 2022 г., показал, что у 3,5% компаний экспортные доходы, имевшиеся в 2020 г., сократились до нуля в 2021 г. При этом столько же компаний заявили о зарубежных продажах в 2021 г. при отсутствии экспортных доходов в 2020 г.
Одним из факторов, обеспечивающих сбалансированный и вполне значительный рост российской софтверной индустрии, явилось отсутствие потрясений в мировой или отдельно в российской экономике. Очевидно, что этот фактор в 2022 году позитивного влияния иметь не будет, а значит индустрию разработки ПО в 2022 г. ожидают серьёзные испытания.
Весной 2022 г. при проведении опроса в рамках ежегодного исследования РУССОФТ в условиях очень высокой неопределенности не было смысла спрашивать представителей софтверных компаний о планах продаж на весь текущий год. Поэтому у респондентов были запрошены их прогнозы об ожидаемом обороте и экспорте только по итогам I полугодия 2022 г.
Если судить по опрошенным компаниям, то прогнозируемое увеличение их совокупного оборота в I полугодии 2022 г. в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года должно составить +16%, а экспорта — +14%.
Судя по настроению членов Ассоциации РУССОФТ, которое наблюдалось в июле, можно перенести этот прогноз на весь год. Однако экстраполировать его на всю индустрию, как это делалось в предыдущие годы, нельзя. Дело в том, что ряд крупных компаний, которые большую часть дохода получали от работы на рынках западных стран, решили закрыть свои офисы в России, переведя центры продаж в другие страны и организовав переезд всех или части своих сотрудников за рубеж. Кроме того, прекратили свою работу российские центры разработки ПО зарубежных компаний. Те и другие в опросе, проводимом РУССОФТ, не участвовали.
«На сегодняшний день, проблем много, но решения будут найдены. Практически во всех разделах ИТ у нас есть отечественные программные продукты, закрывающие образовавшиеся из-за ухода западных корпораций бреши. Разумеется, для компаний членов „РУССОФТ“, как и для всех других индустрий, текущая ситуация явилась непростым испытанием на прочность. Но постепенно к участникам ИТ-рынка приходит осознание грандиозности открывающихся возможностей: западные конкуренты, доминировавшие на рынке многие годы, добровольно его оставили. Конечно, не все демонстративные „уходы“ являются таковыми на самом деле, во многих случаях деятельность продолжается под другими брендами, но российские заказчики уже по достоинству оценил „лояльность“ иностранных поставщиков и вряд ли будет наступать на те же грабли: так или иначе, на горизонте
Подводя итоги 2022 г. придется исключать данные тех компаний, которые нельзя больше считать российскими, а также данные закрытых центров R&D зарубежных корпораций, если не за весь год, то за
Предварительно можно предположить, что совокупные зарубежные продажи российских софтверных компаний вряд ли превысят имеющиеся по итогам 2021 г. $10 млрд. Экспортная выручка тех компаний, которые по-прежнему можно будет считать российскими предприятиями, скорее всего, сократятся на
При этом продажи всех отечественных софтверных компаний на внутреннем рынке увеличатся минимум на
Все эти прогнозы предполагают, что новых экономических потрясений до конца года не будет, хотя их исключать никак нельзя. Остро стоит вопрос даже об использовании альтернативной доллару и евро валюты для расчетов, включая использование цифровых валют (эмитируемых государством) и даже криптовалют.
Дмитрий Дырмовский, генеральный директор группы компаний ЦРТ: «Российская IT-индустрия давно стала не локальной, а глобальной — это подтверждают победы в международных технологических конкурсах и реализация российскими разработчиками знаковых проектов национального масштаба в разных странах мира. Для ведущих игроков IT-индустрии, с уже доказавшим эффективность продуктовым портфелем, переориентация на новые рынки укладывается в стратегию трансформации, не несет драматичных изменений. При этом не всем приходится переориентироваться — страны Латинской Америки, APAC и MENA традиционно формировали спрос на российские AI-решения, что изначально стимулировало нас выделять именно эти регионы в качестве экспортного приоритета, реализуя масштабные зарубежные проекты с 2005 года. Так речь идет не о переориентации, а об усилении присутствия и масштабировании. В последнее время мы фиксируем повышенный спрос на AI-решения со стороны Ближнего Востока, катализатором стал запрос этих регионов на импортонезависимость и цифровой суверенитет, где российские AI-решения и платформы уже доказали эффективность».
Непонятно, изменится ли кардинально курс доллара США по отношению к валютам других крупных стран. Можно предположить, что они все будут обесцениваться вслед за долларом, который теряет доверие к себе, но еще какое-то время может продержаться в качестве основной валюты для международной торговли. В такой ситуации выбор рубля в качестве единицы измерения для того, чтобы определять прогнозные величины, выглядят не самым худшим вариантом.
Сбалансированного роста совокупных продаж софтверных предприятий по итогам 2022 года не будет. Однако способность российских разработчиков ПО переориентироваться с одних рынков на другие сохранится, что будет способствовать сближению изменения показателей экспорта и продаж на внутреннем рынке в последующие годы. Многое будет зависеть от того, как быстро получится с помощью государственной поддержки закрепиться на рынках ЕАЭС, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки.
«Мы, как разработчик ВКС ПО VideoMost, видим сейчас открывшиеся возможности переориентировать свои приоритеты по экспорту на дружественные страны. Но для скорейшего продвижения и популяризации российских продуктов нужно действовать через местные СМИ и местных продавцов и партнеров. Такое взаимодействие небольшим российским разработчикам налаживать небыстро и непросто. Для ускорения и повышения эффективности нужна поддержка государства в виде грантов и включение темы экспорта ИТ продуктов в нацпроект», — комментирует Андрей Свириденко, председатель правления SPIRIT.
Дмитрий Одинцов, директор по развитию TrueConf: «В контексте ВКС с экспортом ситуация обстоит не так плохо. Глобализация, ставшая в итоге одним из инструментов санкционной машины — показательный пример для других стран. В марте 2022 мы, как экспортёр российских ВКС-решений, наблюдали рост интереса заказчиков за рубежом от 30 до 50% в сравнении с мартом 2021 в зависимости от специфики региона. В России за этот же период рост составил 100%. Это обусловлено тем, что и в нашей стране, и за рубежом силовые структуры, госуправление и крупный бизнес для организации корпоративной видеосвязи и удалённой работы предпочитают использовать решения, которые не могут быть отключены или заблокированы по решению западных компаний и провайдеров».