По мнению российских предпринимателей, переход на отечественное программное обеспечение (ПО) в их компаниях обоснован из-за небезопасности иностранного ПО, невозможности его оплатить или роста его стоимости. Таковы результаты исследования*, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с компанией «Киберпротект».

Компании, принявшие решение о полном переходе на отечественное ПО, руководствуются следующими причинами:

  • использование иностранного программного обеспечения небезопасно (16%),
  • невозможно продлить или оплатить иностранное ПО (13%),
  • стоимость на иностранное ПО выросла (9%),
  • необходимо следовать требованиям регулятора (9%).

Большая часть предпринимателей (61%) рассчитывают, что процесс перехода на отечественные ИТ-решения в их компаниях займет несколько месяцев. Такого мнения чаще придерживаются представители компаний в сфере строительства, транспорта, логистики и хранения.

Каждый пятый среди тех, кто планирует переход на отечественное ПО, считает, что процесс импортозамещения ПО потребует больше времени — от года и более (19%). Напротив, 20% предпринимателей предполагают, что заменить программные продукты смогут за короткий срок — в течение 1 месяца.

Елена Бочерова, исполнительный директор компании «Киберпротект»: «Действительно, российские разработчики программного обеспечения столкнулись с ростом спроса на свои решения со стороны малого и среднего бизнеса в связи с уходом зарубежных вендоров, прекращением поддержки, невозможности обновлений. При этом во многих классах, начиная от системного ПО, систем информационной безопасности и защиты данных, до прикладного, включая офисное, сформировались зрелые, конкурентоспособные, совместимые между собой отечественные решения, готовые к внедрению. Больше времени займет поиск специализированного отраслевого ПО, тесно связанного с уже отстроенными бизнес-процессами или работой специфического оборудования. Однако резкий запрос на разработку таких решений со стороны крупного бизнеса и поддержка их развития государством будут сокращать этот разрыв».

Методология

Всероссийский опрос предпринимателей проведен Аналитическим центром НАФИ в мае 2022 г. Опрошены 500 представителей малого и среднего бизнеса всех основных отраслей экономики во всех федеральных округах РФ. В качестве респондентов выступали собственники бизнеса, первые лица компаний и индивидуальные предприниматели.

Аналитический центр НАФИ — исследовательские решения для бизнеса

НАФИ — многопрофильный аналитический центр, на рынке уже более 15 лет. Мы проводим исследования рынков и общественного мнения для коммерческих компаний и государственных структур. Данные НАФИ регулярно используются государственными органами, всероссийскими общественными организациями, коммерческими компаниями и федеральными СМИ. На основе наших данных принимаются стратегические решения, направленные на повышение качества продуктов и услуг, оптимизацию издержек, привлечение клиентов и повышение их лояльности. Мы предлагаем конкретные продукты и решения для широкого спектра задач. Наша экспертиза охватывает сферы финансов, высоких технологий, предпринимательства, социальную сферу, здравоохранение, HR и рынок труда, недвижимость, туризм.

Таблица 1. «Почему Вы планируете сменить иностранное ПО на отечественное?» (% от всех опрошенных**)

%

Использовать иностранное ПО небезопасно

16

Мы не сможем продлить лицензию / оплатить иностранное ПО

13

Стоимость на иностранное ПО выросла

9

Следуем требованиям регулятора

9

Не будут менять ПО на отечественное

32

У нас уже только отечественное ПО

25

Затрудняюсь ответить

11

Источник: НАФИ

Таблица 2. «По вашим оценкам, сколько времени может потребоваться на импортозамещение иностранного ПО в вашей компании / вашем бизнесе на российское ПО?» (% от предпринимателей, которые планируют осуществлять переход на отечественное ПО)

%

Процесс точно займет много времени (от 1 года и более)

19

Процесс займет несколько месяцев

61

Процесс займет около месяца

20

Источник: НАФИ

* Всероссийский опрос предпринимателей проведен Аналитическим центром НАФИ в мае 2022 г. Опрошены 500 представителей малого и среднего бизнеса всех основных отраслей экономики во всех федеральных округах РФ. В качестве респондентов выступали собственники бизнеса, первые лица компаний и индивидуальные предприниматели.

** Сумма ответов может превышать 100%, так как у респондентов была возможность выбрать несколько вариантов ответов.