Что думают о стандартизации посетители нашего сайта — результаты мини-опроса Intelligent Enterprise.

В процессе подготовки этого номера мы провели на нашем сайте мини-опрос, посвященный значению стандартизации в области ИТ. Участникам предлагалось четыре вопроса, при этом разрешалось отметить любое количество готовых вариантов ответа, а также вписать свой вариант. В опросе приняло участие 46 респондентов. Вот какие результаты мы получили.

Что?

Первый вопрос (рис. 1) был следующим: стандартизация в какой области наиболее полезна для эффективной автоматизации бизнеса?

Практически все участники опроса отметили самый общий ответ — бизнес-процессы. Если же говорить о конкретных процессах, то примерно две трети респондентов считают полезным стандартизировать механизмы взаимодействия бизнеса и ИТ, что без сомнения сущест­венно для таких процессов, как техническая поддерж­ка пользователей и управление инновациями. Данная сфера всегда трудно поддавалась стандартизации, и в то же время попытки ее стандартизировать предпринимаются постоянно. Почти столько же участников опроса отводят важное место стандартизации прикладных и инфраструктурных (один из респондентов уточнил, что именно инфраструктурных) продуктов, используемых на предприятии, — она позволяет серьезно упростить процессы ИТ-подразделения и соответственно их автоматизацию. Чуть более половины высказались за введение стандартных форм представления и механизмов движения информации — это крайне желательно (или категорически необходимо), когда автоматизация затрагивает работу с данными. Кроме того, представляется, что стандартизация в области бизнес-процессов и в сфере движения информации — вещи связанные, а в ряде сценариев, предполагающих, например, переход к активному использованию электронных документов, связанные явно и однозначно.

Несколько меньше — порядка трети и четверти всех участников соответственно — указали в качестве приоритетных областей стандартизации регламентацию должностных обязанностей / ролей сотрудников и методы проектирования и интеграции систем.

Кто?

Второй вопрос (рис. 2) формулировался так: кто является наиболее эффективным источником развития стандартизации в области автоматизации бизнеса?

Свои надежды на появление высококачественных стандартов участники опроса связывают прежде всего с независимыми отраслевыми объединениями — этот вариант ответа отметили около двух третей всех респондентов. Надо сказать, что это скорее соответствует международной практике, для России подобная деятельность, как нам кажется, не столь характерна. На втором месте с небольшим отрывом — руководители конкретных предприятий, от которых здесь зависит очень многое и на которых на местных рынках всегда надеялись даже больше, чем на отраслевые сообщества. Сюда же примыкает ответ «представители бизнеса», отсутствовавший в первоначальном списке, — именно от этой группы должна исходить инициатива в области стандартизации. Необходимо, чтобы стандарты были общим делом, — внутренний ИТ-проект не окажет серьезного влияния на автоматизацию бизнеса. ИТ-вендоров и их сообщества назвали немногим более трети респондентов, пользовательские сообщества — около четверти. Надо сказать, что многое здесь, безусловно, зависит от направления стандартизации. Скажем, в сфере аппаратной инфраструктуры влияние вендорских стандартов абсолютное, а вот для программного обеспечения корпоративного уровня это далеко не так. Данный срез мы не исследовали, хотя общая картина тоже кое о чем говорит.

Как?

В ответах на вопрос об оптимальной форме введения стандартизации в сфере автоматизации бизнеса (рис. 3) не было явного фаворита. На первом месте оказался ответ «Инструкции и положения для отдельных ролей и сотрудников», который отметили около половины участников, немногим меньше голосов набрал ответ «Рекомендации отрасли, партнеров по бизнесу и пр.». Около трети назвали оптимальным вариантом корпоративный стандарт, и один из участников пояснил детали. Стандарт должен быть принят высшим руководством с учетом специфики соответствующей отрасли, а прежде чем его вводить, необходимо составить описания бизнес-процессов и существующих инфраструктурных решений ИТ; нужно также, чтобы во всех подразделениях имелись регламенты работ и должностные инструкции; кроме того, понадобятся SLA и каталоги услуг. Завершают список приказы высшего руковод­ства (15%).

Когда?

В ответах на последний вопрос (рис. 4) — на каких стадиях автоматизации бизнеса стандартизация востребована в наибольшей степени? — симпатии респондентов практически поровну распределились между тремя вариантами: определение функциональных требований, существенная трансформация архитектуры ИТ-под­­­держ­ки и внедрение системы.